Как можно договориться с бессознательным на практике?
С клинической точки зрения, благодаря размышлениям об отношениях между Эго и Самостью мы начинаем воспринимать Самость всерьез, изменяется ракурс видения и в нашу работу с пациентом привносится постоянное осознание присутствия Самости. Некоторые психотерапевтические школы полностью ориентированы на развитие Эго; психодинамические и психоаналитические терапевты, стараясь помочь людям более свободно и адекватно функционировать во внешнем мире, на отдельных этапах работы с некоторыми пациентами испытывают потребность сосредоточиться на возможностях Эго. Иногда это лишь первая стадия, предваряющая более основательную работу по налаживанию диалога между недавно окрепшим Эго и угрожающим, чрезмерным бессознательным. Но даже если эта работа выполняется с такой ограниченной целью, в ее основе все равно лежит способность терапевта быть посредником в переговорах между Эго пациента и его Самостью.
Основная задача этого направления психотерапии – не снабдить пациента готовыми решениями, исходящими от Эго, а всеми силами искать ответ на вопрос «Как практически человек может договориться с бессознательным?» (Jung, 1957, p. 67). Задача такой терапии – способствовать глубоким и стабильным изменениям в психике, основанным на новых взаимоотношениях между Эго и Самостью пациента. Эти изменения, скорее всего, сами по себе подтолкнут Эго к новым решениям; в таком случае эти решения будут более обоснованными, поскольку возникнут благодаря вновь приобретенным внутренним структурам в психике пациента, а не как результат научения или воздействия, навязанного извне. В этом и заключается основное различие между психодинамической и психоаналитической психотерапией, с одной стороны, и когнитивно-поведенческой, с другой.
Когнитивно-поведенческая работа в некоторых случаях может быть чрезвычайно успешной: многим пациентам анализ и психодинамика не подходят, чаще всего потому, что их Эго не является достаточно сильным, чтобы выдержать растущее осознание их собственной Самости. Однако, если удается содействовать диалогу между Эго и Самостью вместо возведения между ними непреодолимой стены для защиты Эго от Самости, тогда наша работа имеет значительный и длительно сохраняющийся потенциал. Это потенциал не только исцеления, но и того, что Юнг называл индивидуацией, то есть процесса, при котором значительная часть бессознательного включается в сознание и реализуется бо́льшая часть Я. Один пациент так сформулировал причину, побудившую его начать терапию: «Я хочу больше понимать». Спустя несколько сессий он добавил: «Если я стану больше понимать, то мне будет легче выбирать». Это высказывание точно определяет укрепление Эго как возросшую способность делать выбор, как прямое следствие лучшего понимания своего бессознательного. Последние исследования ученых в области неврологии также подтверждают, что длительная, интенсивная аналитическая психотерапия приводит к изменениям в структуре мозга пациента; эти изменения устойчивы и не только затрагивают психику, но и отражаются на телесном уровне (Tresan, 1996, p. 416; Beebe, Lachman, 2002, p. 228).
Задача этой книги – обсудить и продемонстрировать на клинических примерах, как по-разному могут строиться отношения между Эго и Самостью. Материал изложен с позиции теории развития. Рассматриваются различия в подходах разных авторов. В последних главах основной акцент сделан на взглядах Юнга и его последователей, так как именно здесь можно обнаружить наиболее серьезное теоретическое обоснование того взгляда на диалог между Эго и Самостью, в котором этот диалог видится необходимым элементом психического развития человека.
Глава первая содержит обзор моделей бессознательной психики, во второй главе разбираются сложности в определении понятий Эго и Самости.
В третьей главе мы обсуждаем различные подходы к содержанию бессознательного, в особенности различия, которые могут возникать в клинической практике в зависимости от того, с чем мы имеем дело: с «внутренними объектами» или с «субличностями».
В главе четвертой приводятся взгляды разных авторов на развитие Эго в младенчестве: как вновь появившееся Эго вступает в отношения с Самостью ребенка и какой смысл имеет этот процесс в клинической работе со взрослыми людьми. В главе пятой мы размышляем о тех пациентах, которые, став взрослыми, все еще нуждаются в завершении этих задач детства, клиническая работа с ними, прежде всего, должна быть направлена на укрепление развивающегося Эго. На клинических примерах продемонстрированы ситуации, в которых Эго не способно принимать и интегрировать в себя послания Самости.
В главе шестой показано, каким образом психотерапевт может использовать в своей работе осознание отношений между собственным Эго и Самостью.
Главы седьмая и восьмая посвящены более поздним стадиям процесса индивидуации. В главе седьмой рассматривается внутрипсихическое развитие на примере терапии людей, обладающих достаточно сильным Эго, способным конструктивно взаимодействовать с бессознательным, то есть тех, для кого диалог между Эго и Самостью может стать благотворным. Сила и направленность вновь найденного при этом символа рассматриваются в качестве центрального звена этого процесса. В главе восьмой основное внимание уделяется индивидуации, осуществляемой посредством отношений, то есть в диалоге с другими людьми. В этой главе мы прослеживаем, как возвращение себе проекций, ранее направленных на других людей, одновременно приводит к лучшему пониманию как себя самого, так и другого, в результате становятся возможны отношения с неподдельным «другим». Обсуждается тема этической ответственности человека перед самим собой и перед другими людьми и обществом в целом.
Весь клинический материал представляет собой обобщение опыта нашей работы с разными людьми и не является точным описанием случая конкретного человека.