Страхи и соблазны

С 1906 по 1914 гг. в Сибирь мигрировало 3772,2 тыс. чел., из которых 3040,1 тыс. – переселенцев и 731,8 тыс. – ходоков. Это было в два раза больше, чем за предыдущие 20 лет. Число обратных переселенцев за указанный период составило 17,4% и ходоков 67,8%. Переселением были охвачены все губернии Европейской России, а также Малороссии и Белоруссии.

В эту, хорошо изученную многими исследователями, статистику, наверно, можно с уверенностью отнести и частный случай переселения моего деда с семьей. Нужда, малоземелье, обещанные властями подъемные средства и вековечная надежда на лучшую долю… Вот и купился. И снялся с земли отцов и дедов. И подался в земли обетованные, в Сибирские. Что он знал о Сибири? Белорусский крестьянин, впрочем, умеющий читать и писать, обремененный семьей и обязательными податями, находил ли время на самообразование и просвещение? Читал ли, кроме листовок и брошюр Переселенческого управления, сами «Известия ГУЗиЗ», журналы, например, какой-нибудь «Вестник Европы», «Русская старина», «Исторический вестник», «Новое слово», Современный мир», «Русское богатство», или газеты, где возможно было что-то разузнать о сибирских неведомых далях? Что представлял себе о самой практике переселенческих дел?

Территория азиатской части России была поделена на 12 переселенческих районов. В каждом формировались землеотводные, землеустроительные партии с агрономическими, медицинскими, школьными, дорожными, гидротехническими отделами. Районы делились на подрайоны. В каждом уезде, в зависимости от интенсивности темпов переселения, выделялось от одного до четырех подрайона.

Тронувшись с места

Процесс переселения состоял из нескольких этапов. На первом, создавались ходаческие группы, состоящие, как правило, из крестьян-домохозяев. Ходок мог отправляться не только от имени одной семьи, но и по поручению сельского общества или товарищества. На втором этапе, в случае договоренностей между ходоком и местной администрацией подрайона, на место выезжала семья переселенца или группа крестьян. При этом и проезд ходока, и перемещение его семьи (в один или оба конца) полностью или частично оплачивались за счет казны.

«Сведения об участках40 – важная информация для переселенца – была общедоступной: «… на всех важнейших узловых станциях по пути следования переселенцев были сооружены особые витрины-вывески с подвижными цифрами для указания оставшегося в районе свободного земельного фонда41. Переселение осуществлялось многими видами транспорта, однако особую роль в этом процессе сыграли железнодорожные перевозки. Был сконструирован специальный переселенческий вагон, конструкция которого неоднократно улучшалась. Если вначале в обычных товарных вагонах просто выделялось место для инвентаря и скота, то с 1908 г. в вагонах предусматривалось водяное отопление, санузлы, места для приготовления пищи. Кроме них существовали особые санитарные поезда, находившиеся в ведении специальной переселенческой медицинской службы и финансировавшейся из бюджета Переселенческого управления. Инфраструктура переселенческих маршрутов включала в себя жилые бараки вдоль линий ж/д, столовые, стационарные фельдшерские пункты. Некоторые из них обслуживали не только переселенцев, но и местных жителей. 4 марта 1911 г. переселение было объявлено свободным, нерегламентированным в любые районы по выбору самих переселяющихся, после обязательного осмотра участка ходоками, которые закрепляли землю на новом месте за крестьянами. В случае ухода с места водворения, участок ходока или переселенца сохранялся за ним в течении двух лет. Однако этот срок был уменьшен.

Средний срок обустройства переселенца на новом месте составлял 5—6 лет.

Загрузка...