Я приду к тебе, лишь позови.
Шепчут звезды нам слова любви.
Засыпай, засыпай и забудь все печали свои.
Пусть над тобой тучи
Черным крылом в небе,
В грезах беда не беда,
Пусть будет все хорошо, милый, все хорошо.
И все горести умчатся в даль,
Пусть развеет сон твою печаль.
Засыпай, засыпай и о завтрашнем дне не гадай.
«Иисус Христос – суперзвезда»
Сегодня я решил не отходить от темы моего прошлого повествования и вновь поговорить о женщинах. Точнее – о женщине, которую по праву можно назвать Первой Леди Мезоамерики.
Власть в этих странах меняется; президенты, премьеры, бароны и наркобароны сменяют друг друга с завидным постоянством но Она в течении многих лет была, есть и похоже надолго будет оставаться, Первой Леди во всех этих странах.
После посещения домов, где жила, пила, любила и творила знаменитая Фрида и где нашел свой последний приют «буревестник революции» Лев Троцкий мы поехали на холм Тепейак. Сейчас это один из районов Мехико, но в далеком 1531 году он был ничем не примечательным пригородом. Однако событие, которое произошло на этом холме, полностью перевернуло всю Мексику и именно благодаря этому событию она и стала католической страной.
За каких-то 6 лет крещение приняли 8 миллионов человек – практически все население тогдашней Мексики. Это действительно было настоящим чудом, учитывая, как сложно, тяжело и медленно продвигалась христианизация в других местах. В Европе, например, распространение христианской веры заняло не одну сотню лет
Одним из первых источников, рассказавших об этом событии, являются записи Луиса Лассо де ла Вега, датируемые 1649 годом. Согласно им 9 декабря 1531 года, то есть через 10 лет после взятия испанцами Теночтитлана, Дева Мария явилась недавно обращенному в христианство индейцу Хуану Диего. Согласно книге Nicon Mopohua которая была написанная в середине XVI века на языке науатль Пресвятая Дева четырежды являлась индейцу Хуану Диего Куаухтлатоатцину в период с 9 по 12 декабря 1531 года.
Первое явление произошло утром 9 декабря недалеко от руин языческого храма местной богини Тонанцин, на холме Тепейяк. Внезапно вспыхнул яркий свет и перед изумленным индейцем появилась прекрасная смуглянка в удивительной блестящей одежде. Девушка обратилась к нему на языке науатль.
Прекрасная незнакомка представилась Хуану, как Дева Мария, Мать Истинного Бога и велела ему передать христианскому священнику своё пожелание – построить на этом месте храм, в котором все люди, просящие помощь в своих бедах и заботах, получат её. Бедный крестьянин послушался загадочной незнакомки и отправился к францисканскому епископу Хуану де Сумаррага.
Епископ Хуан де Сумаррага
Естественно, епископ ему не поверил. Надо сказать, что он не отличался большой религиозностью. Известно, например, высказывание епископа Хуана о том, что чудеса уже не случаются, так как в них сегодня нет нужды. Для христианского священника это непозволительное вольнодумство.
Кроме этого была еще одна причина, по которой епископ не поверил Хуану Диего. Мало того, что он был простолюдином, так он еще был ацтеком. Новообращенным, но все же ацтеком. А по господствующему в то время воззрению у аборигенов не было души. Они приравнивались к животным. А теперь представьте, что к вам приходит ваша кошка и говорит, что ей лично явился, допустим, Иисус Христос. Вы ей поверите?
Хуан Диего
В воскресенье Хуан Диего отправился сначала в церковь, а уже потом к епископу. Того по-прежнему терзали сомнения, и он попросил Диего передать Богородице, что ему нужен какой-либо знак свыше. На холме вновь стояла Богородица, как бы ждала Хуана, и попросила прийти сюда же завтра, чтобы получить «знак свыше» для епископа.
Возвращающийся домой Хуан Диего в третий раз увидел Деву Марию и получил «инструкцию» – явиться на холм завтра утром, чтобы получить знак свыше. Рано утром 12 декабря Хуан Диего вышел из дому, правда, пошел не на холм, а за священником – умирал его дядя. Но Богородица снова ему явилась, успокоила радостной вестью о совершенно выздоровевшем дяде и отправила на холм за доказательствами для епископа. Бесплодная вершина холма, холодным декабрьским утром, была усеяна цветущими розами. Дева Мария помогла Хуану Диего завернуть сорванные розы в его плащ.
Индеец набрал охапку цветов и вновь отправился к священнику. Когда он развернул перед священнослужителем свою накидку, в которую завернул цветы, перед глазами обоих предстал образ Девы Марии, чудесным образом проявившийся на ткани накидки. Все присутствующие упали на колени, поскольку увидели на плаще изображение Божьей Матери. После этого, епископ поверил словам молодого индейца и принялся за строительство Базилики в честь Девы Марии.
Старая базилика Девы Марии
Все эти события, происходили недалеко от местности, которую индейцы называли Гваделупа, поэтому Деву Марию и стали называть Гваделупской. Базилика, которую начал строить и построил епископ Хуан де Сумаррага, как вы видите, существует до сих пор. Фундамент базилики, построенной в ХVIII веке сильно просел и её надолго закрыли. Сейчас она доступна для посещения. Вход – свободный. В 1976 году рядом построили новую базилику на 20 тысяч человек.
На холм мы приезжаем во второй половине дня. Небо прочищается, солнце светит, наш автобус останавливается недалеко от входа в новый комплекс, и мы идем смотреть на величайшую святыню всея Мезоамерики. Вход в комплекс сделан через полукруглое «помещение», в котором установлена масса зажженных свечей. Мехико готовилась к празднику посвященному памяти Девы Марии Гваделупской, который отмечается 12 декабря. Сама площадь находиться в обрамлении старых церквей колониальной поры.
Церкви и храмовые постройки сильно просели. Почва в Мехико нестабильна и поэтому старые постройки проседают. «пизанских башен» в Мехико предостаточно.
Площадь на холме Тепейяк
Именно по этой же причине была закрыта «та самая» базилика. В ней проводились работы по укреплению фундамента.
На площади находиться новая базилика. построенная в 1976 году рядом на 20 тысяч человек. Конкурс выиграл абсолютно светский архитектор Педро Рамирес Васкес, автор проекта Национального музея антропологии.
Новая базилика Девы Марии Гваделупской
Результатом его работы стал огромный, круглый в сечении храм, в котором использовалось современное освещение, был установлен орган и перенесен образ Марии Гваделупской. Внутри храм выглядит следующим образом
В настоящее время к Деве Марии Гваделупской ежегодно совершает паломничество 14 миллионов человек – самый большой показатель в мире. В день ее памяти миллионы людей, которые собираются на площади перед базиликой, становятся на колени и идут на коленях к образу Девы Марии. Площадь, как вы могли заметить, вымощена брусчаткой, так что стертые в кровь и разбитые колени при этом отнюдь не редкость. Но это – как бы дополнительное свидетельство Акта Веры. Что же является Святыней, ради которой миллионы паломников ежегодно стекаются в Мехико? Собственно говоря, это и есть тот самый плащ Хуана Диего, на котором Мать Истинного Бога оставила свое изображение. Вот это-то плащ и выставлен в Базилике.
Его прекрасно видно, его можно сфотографировать. С ним, с изображением Девы Марии, и с самой Девой Марией Гваделупской связано масса всего интересного.
Тот самый плащ Хуана Диего
Я же просто гулял по площади и решил подняться на сам холм Тепийяк к той самой базилике, которую, по преданиям построил сам епископ Хуан. Она, напомню, сохранилась.
Базилика небольшая, и в это время там шла служба. Мне понравилось. Украшения в виде цветов роз и музыка действовали весьма умиротворяюще и позволили окончательно успокоиться и отдохнуть после перелетов, ночной суеты и подъема на холм.
С площадки около часовни замечательно просматривается весь храмовый комплекс. Не мог не отметить статуи Ангелов в которых, с одной стороны явно чувствуются корни испанских конкистадоров, а с другой, традиционная змея как бы символизирует.
Кстати, о мексиканском Синкретизме. Гуляя по холму Тепияк, я наткнулся на фонтан. Ну фонтан и фонтан, что особенного-то, скажите мне Вы. Да собственно ничего, кроме того, что в центре Христианской Веры обоих Америк находиться фонтан в виде дохристианских языческих символов
Головы Пернатого Змея; Кукулькана\Кецалькоатля как бы символизируют. Лампочки, надетые на нос оному «животному» смотрятся весьма забавно. Вот такая она – Мексика.
В истории Мексики различные знаки разбросаны то тут, то там. Например, перед приходом Испанцев в одном из священных ритуалов не загорелся огонь, чего не было никогда в истории Ацтеков. Когда же Высшим Силам захотелось сделать Мексику католической страной, они послали свою Деву. Сегодня её считают покровительницей обеих Америк, как Северной, так и Южной.
Чтобы понять и в какой-то мере объяснить чудо стремительной евангелизации Мексики, надо попробовать взглянуть на нерукотворный образ Девы Марии Гваделупской глазами индейца того времени.
Символы, которыми Образ насыщен, были понятны ацтекам с детства, хотя черты лица Девы не являются вполне индейскими. Они скорее принадлежат женщине-метиске (метисы – потомки смешанных браков между европейцами и индейцами). Что видят и что понимают ацтеки глядя на образ Девы Марии Гваделупской?
Образ Девы Марии Гваделупской
Длинные распущенные волосы – символ девственности. Черный пояс опоясывающий Деву выше талии означает беременность. Вот Вам четкое и хорошо понятное индейцам объяснение одного из главных положений христианской религии – о непорочном зачатии.
Но, пожалуй, самым важным символом Образа для индейца является четырехлепестковый цветок Науи Оллин.
В культуре ацтеков он несет в себе фундаментальные понятия бытия: центр Вселенной, четыре стороны света, живительная энергия Солнца, полноценная жизнь, бесконечное движение. Ацтек, увидевший изображение цветка Солнца на одежде Божьей Матери, сразу понимал чьё изображение он видит перед собой. И ему становилось понятно, что прекрасная смуглянка носит в своём лоне Господа.
На тунике Девы находится также изображение восьми лепесткового цветка, символизирующего соединение Венеры с Солнцем – тоже чрезвычайно важный символ в культуре ацтеков, символизировавший соединение двух главных богов ацтекского пантеона.
Исследователи отмечают и многие другие символы древней индейской культуры отраженные на иконе: цвет голубой туники и розовой накидки символизирует небо и землю; многоцветные крылья ангела, поддерживающего Деву, похожи на окрас священной птицы Тциницкан.
Название «Гваделупа» происходит от искаженного ацтекского слова означающего: «Та, которая раздавливает змея». Есть еще вариант: «Та, которая выгоняет того, кто нас пожирает». На месте разрушенного храма богини Тонанцин был построен храм посвященный Деве Марии Гваделупской.
В культе Девы Марии Гваделупской многие антропологи находят следы древних индейских традиций, корни которых уходят в глубину веков. Существует легенда, согласно которой, до того, как на эти земли пришли европейцы, на холме Тепейяк находилось святилище богини ацтеков по имени Тонацин.
Испанские хронисты писали, что в этом католическом храме некоторое время индейцы продолжали молиться данному божеству. О древних обычаях также напоминает ритуал.
В канун праздника от свечей в базилике зажигали огонь, который потом разносился по всей стране. Во времена ацтеков также существовал ритуал «нового огня». После окончания календарного цикла из современного Мехико «новорожденное пламя» гонцы разносили по всей империи.
Традиция эта сохраняется до сих пор в виде обычая передвижения небольших групп поклонников Девы Марии по всей стране неся с собой факелы, которые символизируют тот свет, который несет собой Дева Мария. Такие мобильные группы я не единожды встречал по всей стране.
В данном случае группа, которую я запечатлел на этом фото, где-то на заправке, факел не несут, а везут на велосипеде. XXI век на дворе, вообще-то. А вообще, та благодарность с которой мексиканцы, да и вообще мезоамериканцы, относятся к Деве Мари Гваделупской, по мимо языческой версии имеет еще и большую общечеловеческую.
Посудите сами; тяжелые годы: государство разгромлено, столица разрушена, верховный правитель взят в плен и убит, на месте храмов одни развалины, всюду хозяйничают страшные пришельцы у которых, на лице растут длинные волосы (все индейцы безбородые). Посмотрите, ради интереса, фильм «Поле битвы – Земля.» Не подобным ли образом мы воспринимаем ужасных и жестоких инопланетных захватчиков?
И тут появляется светлый луч в этом царстве мрака и безнадёги – появляется богиня Тонанцин, такая родная и понятная. Ну и что с того, что страшные чужестранцы называют ее иначе; дикари-с, что с них взять, но хоть не громят храм и позволяют людям приходить к ней со своими бедами и заботами.
Так же, как говорит предание, именно с этого момента «инопланетные захватчики» перестали воспринимать индейцев, как бездушных тварей. Индейцы «внезапно» становятся людьми, а значит и отношение к ним резко меняется, причем в лучшую сторону.
Причина таких перемен проста – если аборигену явилась, да еще, трижды, сама Божья Матерь и сотворила в доказательство сего факта настоящее Чудо, значит, что-то в нашем отношении к ним неправильно. Ну не могла Мать Христа явиться бездушной твари. Не могла!
Как я писал выше – явление Божьей Матери в декабре 1531 года оказалось очень своевременным и помогло народам Америки сравнительно просто перейти на новый виток развития цивилизации. Но это – история, культурология и религия. А что же нам скажет по этому поводу наука?
Научный интерес к нерукотворному образу Девы Марии Гваделупской возник еще в восемнадцатом веке, но систематические исследования образа начались только в 1948-ом году. С этого времени образ Девы Марии Гваделупской не один раз подвергали тщательным анализам, для этого применялись самые современные технологии. Мексиканцы против этого, в отличии от Ватикана и его Туринской Плащаницы, ничего не имеют. Нужно только соблюсти ряд, весьма разумных, условий. Например, исследователем должен быть очень крупный ученый, а еще лучше – нобелевский лауреат.
В 1976-ом году двумя мексиканскими учеными – Роберто Паласиосом и Эрнесто Пальяресом было сделано заключение. Оказывается, полотно с образом Девы Марии соткано из волокон кактуса Аgave popotule. Интересно, что данный материал может храниться совсем не долго, максимум два-три десятилетия.
Тот факт, что полотно с образом Гваделупской Девы сохраняется уже четыреста восемьдесят лет, не гниет и не распадается, научно объяснить невозможно.
На протяжении первых двух столетий чудотворный образ хранился в дыму кадил, в копоти сотен свеч безо всяких защитных покрытий. Он подвергался воздействию естественных атмосферных процессов. Сейчас образ, конечно же храниться под герметичным стеклом, но каких-то особых условий для хранения не создано до сих пор. А зачем.
Будь то икона, созданная руками человека, она бы уже давно стала дряхлой. Однако ни время, ни влияние различных внешних факторов ни оставило на образе Девы Марии Гваделупской ни малейшего следа. Кроме того, в результате исследований было выяснено, что материал, на котором запечатлен образ Гваделупской Девы, не подвержен влиянию гнилостных бактерий, влаги, воздействию грибков и насекомых, а также не припадает пылью. Это как?
Расположение звезд на накидке Девы Марии Гваделупской всегда вызывало большой интерес у специалистов. Созвездие «Северная корона» венчает голову Девы Марии – Царицы Неба и Земли. (В католической культуре принято «короновать» Деву Марию). Созвездие «Дева» расположено на сердце Богородицы (символ девственности).
Напротив лона Богородицы находится созвездие «Льва» с яркой звездой «Регул», в переводе с латинского означающего «принц», «маленький король». (Символизирует рождение Девой Марией маленького «принца» – Иисуса Христа). Зачем был нужен это т символизм?
На изображении Девы Марии Гваделупской присутствуют и традиционные европейско-христианские символы. Сам день появления изображения Богородицы на плаще Хуана Диего, 12 декабря по старому стилю, является символическим – это 22 декабря по-нынешнему, Григорианскому календарю! Католики перешли на Григорианский календарь раньше православных, поэтому разница между старым и новым стилем у них меньше. Это день зимнего солнцестояния, солнцеворот, победа света над тьмой. Тут все более-менее понятно.
Звезды на образе Девы Марии расположены не просто так, а воспроизводят созвездия. Их расположение соответствует зимнему небу Мексики 22 декабря 1531 года, но с «маленькой» поправкой – созвездия выглядели так, если бы наблюдатель находился не на Земле, а в центре солнечной системы! Снова загадка?
В 1977-ом году образ Девы Марии Гваделупской был исследован немецкими и американскими учеными. В их числе оказался и Нобелевский лауреат в области химии Рихард Кун.
Исследования, проведенные учеными, показали, что этот образ не был создан человеком – на полотне не было следов предварительных набросков, разметки, грунтовки или следов кисти художника.
Более того, ученым так и не удалось установить метод создания этого чудодейственного образа. Опять загадка? Не устали? Тогда продолжим.
Ученые были поражены также тем, что на образе не были обнаружены пигменты естественного происхождения – минерального, растительного или животного. Также отсутствовали и синтетические пигменты, что, в принципе логично, так как в шестнадцатом веке о них еще не знали.
Каждый оттенок изображения Девы Марии Гваделупской являет собой химическое соединение, чьи молекулы связаны непосредственно с тканью. Там, где этих молекул нет, цвет отсутствует, а значит и само изображение.
В 1979-ом году за изучение образа взялись профессора из университета Флориды – Филип Каллахэн и Джоди Б. Смит. Они изучали образ Богородицы в инфракрасных лучах. Каллахэн и Смит обнаружили вот что: во время наблюдения образа под разным углом, его цвета меняются.
Подобное явление носит название «иридесценция», известно то, что его нельзя воспроизвести искусственным путем, что снова подтверждает факт – образ Девы Марии Гваделупской не был создан человеком.
Не менее удивительным является то, что глаза образа Девы Марии Гваделупской выглядят так же, как и глаза живого человека.
Более того, в глазах Марии Гваделупской ученые обнаружили явление рефлексии. Например, сетчатка образа реагирует на свет, она также расширяется и сужается, как сетчатка живого человека.
Поразительно, но рефлексия может проявляться только у живых людей, это явление невозможно создать искусственно даже при помощи самых современных методов.
В 1929 году фотограф Альфонсо Марке, изучая негативы, обнаружил изображение человека в правом глазу Девы. Через четверть века группа специалистов под руководством окулиста доктора Хавьера Торроэлья Буэно представила новые данные, взволновавшие научную общественность.
Оказалось, что в глазах образа Девы Марии присутствует тройное отражение (явление Пуркинье-Сансона), характерное только для глаз живого человека.
На сегодняшний день самые поразительные результаты удалось получить перуанскому ученому Хосе Асте Тонсманну, доктору информатики. 30 лет назад он подключился к исследованиям Образа.
«В ту пору я узнал, что за 60 лет до этого некий фотограф открыл какой-то удивительный образ в зрачках Девы Марии, – объяснял Тонсманн. – Мне также стали известны результаты исследований Хосе Карлоса Салинаса, который в 1951 году при помощи простого увеличительного стекла пытался рассмотреть эти изображения. Я же располагал компьютерной техникой».