Для того чтобы катехизация имела успех и достигла желаемой цели, катехуменам рекомендуется, точнее настоятельно предписывается, соблюдать ряд правил, или принципов. Этих правил не так много, но они носят настолько принципиальный характер, что, если игнорировать любое из них, оглашение окажется ущербным, неполноценным, безуспешным и бесплодным: человек в таком случае не научится быть христианином.
Для того чтобы катехумены с самого начала старались соблюдать данные правила, можно раздать им персональные памятки, где они внятно и четко изложены (см. приложение 2).
В период катехизации оглашаемый должен регулярно читать Библию.
Конечно, в теории все мы знаем, что Святое Писание – это Слово Жизни, которое мы должны регулярно читать, слушать (например, хотя бы раз в неделю во время литургии) и исследовать, над которым надо размышлять и к которому обращаться. Но на практике каждый ли из нас, в том числе священников и катехизаторов, соблюдает эту ежедневную дисциплину? И возможно, катехизация является тем уникальным временем, когда священные книги Ветхого и Нового Завета, и притом на самых своих важнейших страницах, так сказать, открытым текстом выведены на безоговорочно первый план.
Библия для христиан – не просто книга по богословию или по истории христианства. Она – источник нашего знания о Боге, о человеке (и второе не менее важно, чем первое). Неслучайно Священное Писание называют Словом Божиим, то есть Словом, которое Бог обращает не только к великим пророкам древности, но ко всякому человеку, ищущему истину сегодня и всегда.
Слово Божие – значит Слово Того, Кто сотворил мир и нас, человеков. Он создал Церковь для нашего спасения. Его Слово – Слово гостеприимного Хозяина, Домовладыки Церкви, Который рад вновь входящим. Катехизаторы же призваны озвучить это Слово в уши этих самых вновь входящих, то есть катехуменов, растолковать его и ответить на их недоуменные вопросы, касающиеся святого текста.
Среди катехуменов есть те, кто любит и привык читать, – им легче. А есть те, кто читает реже и меньше, – им труднее. Первым нужно вывести чтение Библии на первый план, оставив на «если останется время» все остальные тексты, серьезные ли они или развлекательные: книги, журналы, сайты и проч. Вторым нужно просто заставить себя читать.
Чтение Библии в период катехизации проходит по определенному плану, а не просто подряд, от начала и сколько успеется (а успеется всё равно относительно немного). За несколько месяцев катехизации прочитывается лишь малая часть всего библейского наследия, но именно та часть, в которой излагаются базовые сюжеты и истины христианского учения. Ветхий и Новый Завет читаются параллельно.
Из Ветхого Завета начинать можно с книг, предписанных богослужебным уставом на вечерних богослужениях в будни Великого поста, лекционарий которого ориентирован именно на готовящихся к крещению. Это книга Бытия и книга Притч. Первая – богодухновенный рассказ о Начале, о первоначальных судьбах мира и человечества, вторая – собрание человеческой мудрости, начало которой страх Господень. По их прочтении читается книга Исход – эпическая поэма о рождении народа Божия, об исходе его из страны рабства, о заключении Завета и даровании Закона, в центре, точнее, в начале которого – Декалог. Затем предлагается читать (в отрывках или целиком) книги пророческие, исторические. Очень полезна и, как показывает опыт, уместна в контексте катехизации, книга Екклесиаст. Конечно, можно читать и другие, не менее самобытные книги Ветхого Завета, но всего бывает не охватить.
Однако же, катехизатор, готовься к трудным вопросам: об исполинах из 6-й главы Бытия, о женихе крови из 4-й главы Исхода, об истреблении Иисусом Навином целых народов и о многом другом! И, в конечном итоге, к главному вопросу по теме: зачем нам Ветхий Завет?
Одновременно с Ветхим Заветом читается и Новый. Начинаем с синоптических Евангелий, отложив Евангелие от Иоанна на период тайноводства после Пасхи, куда, кстати, чтение четвертого Евангелия относит и церковный календарь. Синоптические Евангелия в принципе можно читать в любом порядке, например, начиная с самого короткого – от Марка. По их прочтении переходим к книге Деяний святых апостолов – о том, как рождался новый народ Божий и как Дух Святой дышал и должен дышать в нас, христианах, претворяя нас в Церковь.
План чтений предполагает, что каждую неделю катехумен прочитает посильную порцию Писания как из Ветхого, так и из Нового Завета, примерно по одной главе оттуда и оттуда.
Участие в богослужении в контексте катехизации направлено на то, чтобы открыть катехуменам реальность Церкви как собрания, соединенного в молитве «едиными устами и единым сердцем» (слова из Божественной литургии), собрания вокруг Христа, в Его невидимом присутствии (ср. Лк. 24:31).
Здесь зачастую происходит ломка негодных стереотипов и не соответствующих истине клише. Так, среди многих людей бытует представление о богослужении как о действе, смысл которого может быть доступен и ясен лишь немногим. Причина не только лингвистическая (малопонятность церковнославянского языка), но и шире – в том, что богослужение зачастую воспринимается исключительно как действо, в котором четко разделяется священное и профанное. Согласно такому восприятию, священники выступают в роли живых представителей или носителей священной реальности, к которой, так же как и они, принадлежат священные предметы, облачения, изображения, используемые в богослужении. Эта реальность «оживает» в соответствующих специфических движениях и действиях. Люди же, присутствующие на службе, – «профаны», которым всё открывается лишь в какой-то небольшой дозе, необходимой для личного морального утешения и душевного успокоения, в том числе не обязательно через доступность Слова, а, например, через красоту церковной музыки или приятный запах ладана. Встречается и более радикальное и, что удивительно, сознательное убеждение, согласно которому благотворное и целительное воздействие богослужения в том и заключается, что оно недоступно и непонятно. Недоступность же и непонятность тут понимаются как своего рода оболочка безопасности. Такое представление своими корнями также уходит в древность – в разных формулировках оно встречается у христианских писателей еще первого тысячелетия. Однако его никак нельзя признать изначальным, новозаветным, евангельским. Помимо явного привкуса языческого магизма, не кроется ли здесь завуалированное желание убежать от ответственности слышать, а значит, и слушать (в значении «исполнять») то Слово, которое обращено ко всем верным?
С другой стороны, нельзя впасть в противоположную крайность. Православному богослужению и должна быть свойственна необычность по сравнению с повседневной реальностью. Она проявляется в необычных одеждах священнослужителей, в необычных запахах, в необычных движениях, в необычной манере возглашать богослужебные реплики (возгласы). Благодаря необычности церковная служба отличается и должна отличаться от всех других общественных ритуалов и праздников. Прекрасно, что многовековая богослужебная традиция накопила большой диапазон описанной необычности. И весь он служит тому, чтобы показать и подчеркнуть, что, соприкасаясь с Церковью, вступая в её пространство, под её кров, человек имеет дело с иной реальностью – реальностью Царства Божьего, которое проповедовал Иисус Христос. Ключевое слово тут – «иной» (реальностью), то есть такой, которая отличается от привычной нам суетности и греховности мира сего.
Парадокс же заключается в том, что необычность богослужения должна открывать, являть Царство Божие, а не сокрывать, закрывать его! Она не должна быть заслоном, прикрытием, маскировкой, за которой скрывается нечто, во что позволительно вникнуть лишь некоторым. Напротив, она должна быть средством, доступным для «считывания» всяким интересующимся и потенциально готовым узнать, что Царство Божие – здесь, среди нас.
Впрочем, следует учитывать неискоренимость вышеописанного представления о богослужении как о священном действе, смысл которого доступен далеко не всем. Такое представление, как известно, со-природно религии как таковой. Общеизвестно и то, что христианству, прежде всего православию, присущи черты классической религии, о чем много написано и сказано. Это многих привлекает, радует и удовлетворяет. Вот почему катехизация, ставящая перед собой цель открыть