«Статус» для актеров обозначает, какой силой обладает человек в данном месте. Еще лучше понимать это как способность личности или группы изменять пространство и людей в нем. Статус влияет на все, что мы делаем, и на все наши взаимодействия с окружающими; он может быть использован во благо или во вред и не просто зависит от класса или сословия (где довелось родиться), но и постоянно изменяется под влиянием не только других людей, но и времени, места, денег и других внешних факторов. Актерам нужно понимать, что мы все в жизни успешно играем в игры со статусом – нам приходится, когда мы выстраиваем свои отношения с обществом, чтобы добиваться своих Целей. Следующие упражнения раскроют этот процесс, чтобы рассмотреть в деталях и точно использовать в актерской игре.
Работа над статусом, как ее понимают в современном театре, началась с сессий по импровизации, которые проводил Кейт Джонстон в театре Ройал-Корт (the Royal Court Theatre, London) в конце 50-х. Его книга «Импровизация и Театр» стала для меня источником вдохновения в работе со статусом и взглядами, описанной в этой главе, как и для многих педагогов и режиссеров, использующих статус как основной инструмент понимания поведения людей. Некоторые упражнения взяты непосредственно из книги, а некоторые являются моими адаптациями, выработанными многими годами практики с различными группами всех возрастов: профессиональными актерами, студентами и учителями.
Мне повезло работать на протяжении нескольких лет в Отделе Образования Национального Театра (National Theatre), я ездила по школам и колледжам по всей Великобритании с практическими мастер-классами. Игры со статусом всегда пользовались популярностью, и их было увлекательно наблюдать. Я помню, как одна школьная учительница рассказала мне, что ее взаимоотношения с классом существенно изменились к лучшему после того, как она и ее студенты поняли внутреннюю динамику статуса в их группе.
Хороший способ начать игры со статусом – использовать игральные карты. Вам понадобится колода карт, из которой надо убрать все фигуры, включая тузы. У вас останутся карты с номерами от 2 до 10 (масти не имеют значения.) Двойка самая низкая по достоинству, десятка самая высокая, и это будет соответствовать низкому и высокому статусу игроков.
Места, как и люди и предметы, также имеют статус. Актеру всегда нужно знать статус места, в котором он находится – отношение персонажа к месту очень много о нем говорит: если он скромен, он будет чувствовать, что недостоин там быть; если гордец, даже самая лучшая красиво обставленная комната или прекрасный сад могут казаться ниже его достоинства. Карты с номерами помогут легче определять и обсуждать статус, а также экспериментировать со сменой силы между людьми, местами и предметами.
Используйте речь как можно меньше, потому что упражнение показывает значение языка тела, отражающего отношение человека к пространству, в котором он находится. Пространство пусть будет насколько это возможно нейтральным (хотя у каждого всегда есть какое-то отношение к месту, где он находится). Давайте определим статус помещения как 5,5 – ровно в середине шкалы – так что у игроков всегда будет статус либо выше, либо ниже. (Мы сейчас сознательно проводим различие между статусом игрока и пространства в этом упражнении. Когда наш статус точно совпадает со статусом места, это приятное ощущение мы называем «как дома», в других случаях мы экстраполируем свое чувство собственного достоинства вовне, а бывает, поддаемся горестному настроению вместе с природой. Океаническое чувство слияния человека с природой и всем окружающим, когда стираются все границы, можно рассматривать как возвышение над всеми сравнениями и различиями статуса.)
Игра начинается с двойки – самого низкого статуса (единицу мы не используем, потому что в картах единицей обычно считается туз). Игрок входит в помещение, но остается с краю и говорит всего три слова: «Привет, я [имя]», застенчиво представляясь, а потом выходит как можно быстрее и незаметнее.
Человек низкого статуса не чувствует себя в безопасности в окружающем пространстве: потолок давит на него, пол под ним кажется предательски ненадежным, пространство позади и впереди него, включая зрителей, к которым он обращается, наводит ужас. Вы физически съеживаетесь, что дает ощущение низкого статуса. Вы обнаружите, что ваш взгляд направлен вниз, вы не сможете встречаться глазами со зрителями, как делали только что, пока объясняли игру. Ваш голос будет тихим и нерешительным, робость и застенчивость парализуют вас, помещение и люди в нем будут подавлять вас. (Двойку может быть непросто сыграть точно: актер может отворачиваться от зрителей, что может казаться ему правильным, но создавать у наблюдающих ощущение отторжения или высокомерия. И в реальной жизни это порой вводит людей в заблуждение, когда застенчивость принимают за гордость.)