Сам термин «визуальная культура», по мнению американского теоретика Кита Мокси, «первым использовал Майкл Баксандалл, а за ним Светлана Альперс для обозначения совокупности изображений, характерных для определенной эпохи в определенный период». (Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры / Сост. и ред. Н. Мазур // СПб: Изд-во Европейского университета, 2018, С. 521.) В нашем случае, при рассмотрении работ Беньямина, Кракауэра, Бёрджера и др., можно говорить о формировании диспозитива визуальной культуры, так сказать, avant la lettre – до появления самого термина.
Там же. С. 60.
Калассо Р. Сон Бодлера / Пер. М. Аннинской, А. Юсупова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2020. С. 88–134.
Там же. С. 100.
Там же. С. 101.
Там же. С. 130.
Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений / Пер. А. Шестакова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. С. 79–96.
Там же. С. 84.
Там же. С. 80.
Бёрджер Дж. Фотография и ее предназначение / Пер. А. Асланян. М.: Ад Маргинем Пресс. 2014. С. 7–17.
Там же. С. 7.
Там же. С. 14.
Там же. С. 17.
Кракауэр З. Орнамент массы / Пер. А. Филиппова-Чехова, А. Кацуры, В. Агафонова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2019. С.16–32.
Там же. С. 19.
Там же.
Там же. С. 21.
Там же.
Там же. С. 27.
Беньямин В. Краткая история фотографии / Пер. С. Ромашко. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 12.
Там же.
Там же. С. 13–14.
О связи теософии и искусства модерна см.: Сикстен Рингбом «Искусство в „эпоху великой духовности”. Оккультные элементы в ранней теории абстрактной живописи» – В кн.: «Мир образов. Образы мира». С. 452–471.
Там же. С. 83.
Там же. С. 81.
Там же. С. 82.
Там же. С. 92.
Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений / Пер. А. Шестакова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. С. 136–167.
Там же. С. 150.
Там же. С. 159–160.
Там же. С. 157.
Там же. С. 151–152.
Там же. С. 165.
Там же.
Работа была написана в мае 1935 года в качестве проспекта, предназначенного для Института социальных исследований, с тем чтобы включить тему, над которой работал Беньямин, в планы института. В результате возник предварительный набросок сочинения, которое должно было дать панораму культурной истории XIX века через призму некоторых явлений быта. Работа над этим сочинением началась в 1920-е годы и осталась незаконченной. «Сочинение о пассажах», как его кратко называл Беньямин, получило одобрение коллег. М. Хоркхаймер в своем отзыве о проспекте (18.09.1935) писал: «Создается впечатление, что метод, заключающийся в проникновении в суть эпохи через незначительные поверхностные симптомы, удался в полной мере. Вы намного обходите все существующие попытки материалистического объяснения эстетических феноменов» (GS 5.2, 1143). При жизни Беньямина работа опубликована не была, так же как и написанный в 1939 году французский вариант. Перевод по изданию: GS 5.1, 45–59.
Магические колонны этих дворцов
Доказывают любителю искусства всесторонне
Предметами, что выставлены в их портиках,
Что промышленность – соперница искусства.
Новые картины Парижа.
Магазины модных новинок.
«Великая поэма витрин возносит свои разноцветные строфы от церкви Мадлен до ворот Сен-Дени» («История и физиология парижских бульваров»).
Политехнический институт и художественный институт.
Фантастический роман немецкого поэта и писателя, предтечи литературы модернизма Пауля Шербарта (Scheerbart, 1863–1915).
«Каждой эпохе грезится следующая за ней» – слова французского историка Жюля Мишле (1798–1874).
«Капитал», отд. 4, гл. 13 (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1960. Т. 23. С. 394).
«Немецкая идеология» (Соч., 1955. Т. 3. С. 518).
«Солнце, берегись себя!» А. Вирц. Литературные сочинения.
Жак Луи Давид (David, 1748–1825) – французский художник-классицист, придворный художник Наполеона.
Что, божественный Сен-Симон, если бы весь мир,
От Парижа до Китая, был устроен по твоему учению,
Наступил бы поистине золотой век,
Потекли бы реки из чая и шоколада;
Жареные барашки прыгали бы по лугам,
И тушеные щуки плавали б в Сене;
И шпинат появлялся б на свет во фрикассе,
Вместе с крутонами, нашинкованными и пассированными.
На деревьях росли б яблочные компоты,
Вместо дождя с неба шло бы вино, а вместо снега
Падали б куры и утки с брюквой.
Лангле и Вандербуш. Луи и сен-симонист.
Вся Европа тронулась с места, чтобы посмотреть на товары (фр.).
Гранвиль (Grandville, наст. имя – Жан-Жак Исидор Жерар, 1803–1847) – график-карикатурист, создатель актуальных сатирических произведений и литературных иллюстраций (Лафонтен, Беранже, Гюго).
«Капитал», отд. 1, гл. 1, § 4.