Правосудие в сфере экономики, осуществляемое арбитражными судами России, вряд ли могло бы состояться, если бы ему не предшествовала деятельность органов государственного арбитража в СССР, самостоятельной, централизованной системы специальных органов, на которые было возложено разрешение от имени государства хозяйственных споров.
Автору довелось работать на различных должностях в государственных арбитражах, принимать непосредственное участие в анализе, обобщении, совершенствовании, в том числе на законодательном уровне, форм и методов деятельности этих органов. Все меньше остается людей, которые помнят, как госарбитры не только разрешали споры в своем небольшом кабинете, сидя с другим госарбитром, напротив друг друга, но и выезжали в организации, на предприятия с так называемыми выездными заседаниями. Как от госарбитров требовалось направлять сообщения в различные органы о выявленных недостатках или проводить ознакомления с практикой применения законодательства. Предупреждение правонарушений в сфере экономической деятельности осуществлялось в тесной координации с органами прокуратуры, внутренних дел, юстиции, контролирующими министерствами и ведомствами в центре и в регионах.
Обобщение арбитражной практики, законотворческая работа, надзор за законностью при разрешении споров – эти важнейшие функции были и в системе Госарбитража, остаются первостепенными и для Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Методология разрешения экономических споров, ориентация на поиск компромисса между спорящими сторонами, формирование атмосферы уважительного отношения друг к другу участников процесса – эти факторы также свидетельствуют о преемственности Госарбитража с ныне действующей арбитражной судебной системой.
Арбитражный суд в России в нынешнем виде – это высшая ступень развития экономического правосудия. Это постоянно совершенствующаяся система, и быть участником этих перемен – большая честь для каждого работника арбитражного суда.
По мнению автора, включенные в сборник статьи, интервью, комментарии отражают в какой-то степени процесс развития и органов Госарбитража, и арбитражных судов. Несомненно, из публикаций может быть сделан справедливый вывод: предела совершенствованию нет, впереди у арбитражных судов новые формы и методы работы, внедрение современных технологий, стремление к прозрачности, доступности правосудия. Все это позволит участникам экономической деятельности быть более защищенными, уверенными в достойной защите своих прав и интересов в арбитражных судах.
Это издание – слово благодарности автора всем руководителям органов Госарбитража, которые в свое время заметили, поддержали, воспитали, очень много сделали для формирования личности автора как специалиста судебно-арбитражных органов. Молодому студенту впервые оказал доверие главный государственный арбитр Московской области Н.П. Котов, назначив его на должность и.о. государственного арбитра. Щедро делились своим опытом, знаниями, вовремя поощряли и наказывали, доверяли новые, более ответственные участки работы главные государственные арбитры СССР Е.В. Анисимов, В.В. Найденов, Ю.Г. Матвеев, Н.П. Мальшаков, заместители главного государственного арбитра СССР А.Я. Грун, И.М. Останний, Н.П. Зарубин, главный государственный арбитр РСФСР Н.И. Сапожников.
Самые искренние слова признательности – первому Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлеву, без участия которого автору нечего было бы писать про работу в системе арбитражных судов России.
Благодарю мою жену – Наталью Александровну – судью с более чем 30-летним стажем, заслуженного юриста России за терпение, моральную поддержку, за надежный тыл.
Полагаю, что книга может быть полезна всем, кто интересуется развитием судебно-арбитражных органов в России за последние 30 лет – бурное время перемен.