Выбирая утром, в чем вы выйдете из дома, вы решаете, каким вас сегодня увидит мир.
Стиль – забавная штука. Вы можете годами прекрасно себя чувствовать в тех образах, которые подбираете, ни о чем не задумываясь. А потом однажды утром вы просыпаетесь и понимаете, что уверенность вас покинула. И та «вы», которая еще недавно чувствовала себя уверенно, словно исчезает, и вы даже не представляете, в каком направлении. Определенный образ может моментально трансформировать, придав сил и уверенности, а может вызвать замешательство. Как осознать, что именно вы хотите сказать своей одеждой? Как вы хотите себя в ней чувствовать? Кем вы хотите быть?
Мода – это глобальная индустрия с многомиллиардным оборотом. Она создает тысячи рабочих мест и приносит деньги различным секторам индустрии – от технологов и раскройщиков до дизайнеров, моделей, магнатов, журналистов и создателей онлайн-контента. И тем не менее ее часто не воспринимают всерьез, как нечто неинтеллектуальное, незначительное и, да, немного поверхностное.
Люди могут сказать вам, что их НЕ ИНТЕРЕСУЕТ одежда. Но очень часто это означает, что они не хотят создавать ВПЕЧАТЛЕНИЕ, будто им есть до нее какое-то ДЕЛО.
Как бы то ни было, шопинг – это огромный бизнес во всем мире. И он очень изменился за последние пять лет. Вне зависимости от размера брендов все они преимущественно ориентированы на онлайн-продажи. Согласно отчету консалтинговой фирмы GlobalData за 2018 год, каждый пятый британский фунт стерлингов тратится в Интернете. Продукция должна быстро поступать на рынок, удовлетворяя постоянно растущий спрос весьма осведомленного клиента на прозрачность цепочек поставок и экологичность. Клиенты требуют большего: повышенного внимания со стороны брендов, большего выбора экологичной одежды, большего стимула, чтобы покупать меньше да лучше, и все же самыми быстрорастущими рынками остаются бренды fast fashion[4].
По данным отраслевого журнала Retail Gazette, онлайн-ритейлер Boohoo получил рекордную прибыль в 44 %, запустив уникальную акцию по воссозданию образов знаменитостей за несколько дней с целью привлечения молодых покупателей низкими ценами. Та же Retail Gazette утверждает, что стоимость Boohoo как бизнеса составляет около 4 миллиардов фунтов стерлингов, что дороже, чем предлагающий массовую продукцию Marks&Spencer. Издание приводит пример компании Inditex, владельца брендов Zara и Massimo Dutti, которые оставляют далеко позади конкурентов с доходом в размере 16,73 миллиарда фунтов в 2019 году благодаря быстро обновляющимся коллекциям в самых последних трендах. Это говорит нам о том, что аппетит на одежду весьма высок, несмотря на тот факт, что, согласно опросу Barnardo, модные обновки надеваются всего семь раз.
Работая с рядом национальных изданий в Великобритании, я видела, как часто редакторы (в основном мужчины) урезали раздел моды до пары абзацев или заворачивали мою идею расширить рубрику, публикуя взамен «вердикт» моей команды на стиль той или иной звезды с красной дорожки. Но, несмотря на это, жизнь рассудила иначе: миллиардная индустрия, предлагающая шопинг через Интернет 24/7, – сегодняшняя реальность. Есть те, кто вам скажет, что мода – это вздор, но другие, и их миллионы, считают, что это мощнейший способ менять мир к лучшему. На протяжении моей карьеры я видела тысячи тому подтверждений – от сообщений, полученных сегодня от моих подписчиц в социальных сетях, и диалогов с женщинами в примерочных, которым я помогала со стилем, до случаев, когда я одевала женщин, оправившихся после рака, или после рождения ребенка, или после смены пола. Я видела, как меняется их жизнь, как исчезают уязвимость и незащищенность, если человек комфортно ощущает себя в одежде.
Сегодня я в основном работаю онлайн, поэтому получаю не письма от читателей, а сообщения в директ. И множество этих сообщений приходят от женщин, которые чувствуют себя потерянными в плане стиля. Причины могут быть самые разные: набор или потеря веса, переезд в другую страну, кардинальная смена карьеры. Но подавляющее большинство – это женщины, которые недавно родили ребенка, которые провели девять месяцев в шарообразном состоянии, которые потеряли чувство уверенности в себе, чьи тела изменились, и теперь они ищут себя.
Их тело выглядит иначе, одежда ощущается по-другому. И тут психологически верх может взять материнская составляющая или личная. Я знаю по себе. У меня двое детей, и я дважды через это проходила. Именно поэтому я начала свой блог The Edited – мне нужна была площадка, где я могла бы делиться своими идеями и секретами по стилю, которые подходили моей фигуре в тот момент. Я и мои подруги, став мамами, все равно хотели быть в курсе, какие новинки появились в наших любимых магазинах и как мы могли адаптировать свой стиль одежды к материнству, но при этом оставаться собой, несмотря на изменившуюся фигуру.
Непонимание того, кто ты теперь, не отпускает: ведь раньше ты точно знала, кто ты. «Мамочкины будни» – совершенно реальная проблема. Многие сводят это к стереотипу джинсы-тельняшки-конверсы, и так на весь декрет. И да, есть соответствующее клише – и что с того? Когда все вокруг изменилось, умение подбирать комфортную и стильную в своей простоте одежду позволяет одеваться скромно и неброско, в классическом стиле. Стоит отдельно сказать о создании собственной «униформы», которая сужает выбор до комфортных вариантов, работающих всегда. Никаких экспериментов не требуется. Очевидно, это означает и нечто большее. Изменения были настолько глубокими, что требуется время принять их и приспособиться. Многие, включая меня, переживают эти эмоции относительно изменившегося тела, не вынося их во внешний мир: «Все наладится, когда я немного посплю/сброшу вес», «Нет, на самом деле все наладится, когда я хоть немного посплю». Самовнушение в духе «и это тоже пройдет» только усиливает стресс в период, когда и без того весьма непросто (привет, малыш!).
Но помните – вы не одна. Через это проходят миллионы, и с тех пор, как я родила в 2010-м, в родительской парадигме произошел существенный сдвиг. Вроде не много времени прошло с тех пор, но столь многое изменилось. Если раньше мы делились родительским опытом с друзьями или искали советы по воспитанию в журнальных статьях или книгах, то теперь это невероятно популярная часть контента социальных сетей – так называемый sharenting[5].
Тысячи женщин рассказывают правдиво и естественно о первых месяцах материнства онлайн, однако, честно говоря, я рада, что Instagram не был столь распространен, когда я впервые стала матерью. Есть так много спорных вопросов. Например, стоит ли выкладывать в сети фото новорожденного, и если да, то нужно ли скрывать его лицо.
Или стоит ли вступать в коммерческие отношения с брендами, показывая лицо своего ребенка, что может привести к осуждению в комментариях, или в директе, или на анонимных форумах, где люди критикуют тех, кого никогда в жизни не видели, и вменяют им в преступление открытость личной жизни.
Я провела свои первые шесть месяцев материнства в пижаме, без макияжа и с некрашеными волосами (так как полагала, что темнеть будет проще, чем поддерживать мой привычный блонд). Теперь ожидается, что мамы должны выглядеть прекрасно в ту же минуту, едва родив, выкладывать идеальные постановочные фото ребенка и себя, перемежая картинки малыша в кашемировых одежках и новенькой коляски своими в десятисантиметровых шпильках и во всем белом. Это, конечно, шутка. Но я могу себе представить, как «идеальные» кадры, наряды и сцены из жизни, доступные в Интернете 24/7, могут влиять на неустойчивую психику. Это ужасное чувство, когда ты все делаешь «неправильно», выглядишь «не так» и с завистью и беспокойством наблюдаешь, как люди, переживающие подобный период в жизни, справляются со всем блестяще. Добавьте еще сюда постоянный недосып – и вот вам все условия стать несчастной.
Тем, кто не понаслышке знает, что такое эта самая рутина, или застрял в ней, зачастую сложно определить, реакция ли это на новое самоощущение, или это смена стиля жизни, или изменения фигуры, или вас просто уже тошнит от своего старого гардероба. И это применимо не только когда ты беременна или заводишь детей, конечно. То же может случиться, если вы набрали или сбросили вес, например. Раньше вы знали и ощущали контуры своего тела, а теперь внезапно чувствуете себя инопланетянином. И с чего тут начать, когда испытываешь такое? А если вы кардинально меняете карьеру или возвращаетесь к работе после перерыва?
Разработать стиль, который сообщает людям, кто вы есть на самом деле, – еще до того, как вы откроете рот, – звучит как неподъемная задача, особенно если вы и ваше привычное Я в настоящий момент разъединены. Но в сущности, если вам удастся создать пару удачных образов на каждый день, в которых вы чувствуете себя уверенно, чувствуете себя собой, миссия выполнена. Все-таки идея джинсы-тельняшка-конверсы наверняка лучше образа супергероя. Подумайте об этом как о своем первом шаге к созданию личного стиля.