«Будь дерзкой», «будь нежной» – говорят нам в наружной рекламе. «Будь строгой» или «сексуальной», «будь разной» – и вот тебе новый классный образ.
И ты веришь, и я верю, что так надо. Хоть мы крайне редко «ведёмся на рекламу».
Ты растёшь в среде, где модно быть модным.
Конечно, одежда не только для того, чтобы защищать тело от холода. Мы же не древние люди… Мы носим её, чтобы быть красивыми, чтобы показать свой статус, престиж, чтобы продемонстрировать своё отношение к окружающему миру.
Родители учат тебя выбирать вещи, сочетать их друг с другом. Если им что-то не нравится, они говорят, что это тебе не подходит.
По телевизору денно и нощно крутят модные программы, где рассказывают о трендах и различных стилях. В социальных сетях ты лайкаешь блогеров, одевающихся у именитых дизайнеров.
Со всех сторон тебя формирует философия брендов. Создатели одежды давно решили, какой фасон рукава и вырез платья тебе к лицу, и что именно ты купишь через пару месяцев. Мода распространяется в геометрической прогрессии, об этом нам говорит постоянно меняющийся ассортимент в магазинах Inditex3. Раз в две недели магазины обновляют ассортимент.
Ощущение, что нам постоянно предлагают новинки: ну и что, что это платье через пару месяцев после покупки будет уже не такое модное. Оно как раз успеет тебе надоесть, и ты придешь за новым.
Мода захватывает развивающиеся страны, потому что развитые захватила уже давно…
В чем суть желания быть модным? В зависимости от общественного мнения? В боязни старости? В стремлении спрятаться или наоборот показать себя?
И в одном, и в другом и в третьем.
Одежда – это уже форма социальности, а не потребность в защите от окружающей среды. Бренды заставили всех верить в моду. И в то, что с конкретной вещью мы приобретаем уверенность.
Так, постепенно, мы все разделились во взглядах: кто-то любит спорт-стайл, тогда добро пожаловать в Adidas, а кто-то хочет быть бунтаркой, тогда ему в Zara.
Каждый бренд имеет свою философию, в которую верят гигантские группы людей.
Если я перестану верить в то, что Dolce & Gabbana – законодатель мод, это ничего не даст. Чтобы изменить веру в бренд, нужно чтобы произошло нечто массовое и глобальное. Создание нательного покрытия, к примеру. При условии, что оно полностью заменит все функции одежды. Тогда пресловутая концепция брендов перестанет быть актуальной.
Но это вряд ли, потому монополия брендов будет всегда гнездиться в сознании миллионов. Она нужна, но противостоять ей тоже нужно.
А кто решает, что будет модным в следующем сезоне? По большей части, модные дома. В их арсенале есть методы составления прогнозов по трендовым фасонам, цветам. Специально обученные люди ходят по улицам и фиксируют предпочтения в одежде определенных социальных групп. Затем эти данные анализируется, добавляются новые детали, и лукбуки – составленные образы на следующий сезон готовы.
Всё чаще появляются новые коллекции и всё чаще нам говорят, что пора побаловать себя чем-то новым.
Если говорить языком маркетинга – происходит ежедневное стимулирование продаж и создание спроса. Навязывание – это уже норма.
Ты приходишь за футболкой, а уходишь с джинсами, потому что на них скидка 50%. Да ещё и с тремя футболками, потому что попал на акцию «3 по цене 2». Совсем круто, если уносишь с собой бесплатное украшение, полученное за то, что ты привел своего друга.
И вот ты уже не один в системе, ты уже вместе с другом.
Определенно, мода – это движение, которое затягивает. Только для природы в целом это не полезно. Мода распространяется, коллекции отшивают всё чаще, заводы по производству тканей работают всё интенсивнее, природа загрязняется всё больше.
Не совсем понятно, зачем человек эволюционировал в сторону голого тела. Лицо очистилось от волос вследствие социализации, чтобы можно было ярче выражать эмоции. А почему волосы ушли с тела?
Люди стали носить одежду в холод по понятным причинам, а в экваториальном климате она зачем? Почему одежда вообще заняла такое значимое место в обществе? Вопросов много, а ответов почти нет.
Возможно, это связано с тем, что самореализация набирает обороты и готова посоревноваться за первое место в пирамиде Маслоу4.