Может быть, психология практичнее духовности? Нет ничего практичнее духовности. Что может сделать бедный психолог? Только немного ослабить давление. Я сам по образованию психолог, я провожу психотерапевтические сеансы и часто мучаюсь от внутреннего конфликта, когда приходится выбирать между психологией и духовностью. Интересно, понимает ли кто-то из присутствующих, о чем речь. Просто я сам много лет этого не понимал.
Сейчас объясню. Я много лет не понимал, в чем конфликт между психологией и духовностью, пока однажды вдруг не осознал, что человеку нужно настрадаться в отношениях, чтобы разочароваться в любых отношениях вообще. Вдумайтесь, какая страшная мысль. Нужно настрадаться перед тем, как проснуться и сказать себе: «Всё, с меня хватит! Должны же существовать другие, более приятные способы жить и быть счастливым, кроме как мучиться зависимостью от другого человека!» И что же я делал, будучи психотерапевтом? Люди приходили ко мне со своими проблемами в отношениях, в общении и т. д., и иногда я им помогал. А иногда, как это ни прискорбно, помочь не удавалось, потому что человек продолжал спать. Наверное, такому человеку нужно было пострадать еще. Может быть, иногда приходится совсем опуститься на дно, чтобы наконец сказать себе: «Всё, с меня хватит!» И только устав от собственной усталости, созреть для того, чтобы от нее избавиться. Большинство людей, чтобы получить облегчение, идут к психологу или психиатру. Повторяю: получить облегчение, а не избавиться от проблемы.
Как-то мне рассказали историю о маленьком мальчике Джонни, которого все считали умственно отсталым. Хотя на самом деле соображал он прекрасно. Джонни сидел на уроке по лепке в школе для детей с особенностями в развитии. Ему дали пластилин, он начал лепить. Взял свой кусочек, отыскал тихий уголок в комнате, уселся там и возится с пластилином. Подходит учитель, говорит:
– Привет, Джонни.
– Привет, – отвечает Джонни.
– Что это у тебя в руках? – спрашивает учитель.
– Кусочек навоза.
– А что ты с ним делаешь?
– Леплю учителя.
«У малыша Джонни регресс», – думает учитель. Мимо класса как раз проходит директор; учитель подзывает его и говорит:
– У Джонни регресс.
Директор подходит к Джонни, говорит:
– Привет, сынок.
– Привет, – отвечает Джонни.
– Что это у тебя в руках?
– Кусочек навоза.
– А что ты с ним делаешь?
– Леплю директора.
Директор решает, что самое время позвать школьного психолога.
Психолог – человек умный. Он подходит к мальчику и говорит:
– Привет.
– Привет.
– А я знаю, что у тебя в руках.
– Что?
– Кусочек навоза.
– Правильно, – соглашается Джонни.
– А еще я знаю, что ты с ним делаешь.
– Что?
– Ты лепишь психолога!
– А вот и нет, – возражает Джонни. – На психолога навоза не хватит!
И этого ребенка все считали умственно отсталым!
Бедные психологи, они ведь на самом деле делают важную работу. Действительно важную. Иногда психотерапия очень помогает, особенно когда вы находитесь на грани, когда кипите от ярости, когда вот-вот либо заработаете нервный срыв, либо станете мистиком. Ведь мистик на самом деле – это сумасшедший, только наоборот. Знаете один из признаков того, что вы пробудились? Вы начинаете спрашивать себя: «Это я сошел с ума или все вокруг сумасшедшие?» Так и есть. Все мы безумцы. Весь мир безумен. Все человечество. Абсолютно невменяемо. Единственная причина, по которой нас не изолируют от общества, – потому что нас слишком много. Так что мы сумасшедшие.
У нас какие-то совершенно безумные представления о любви, об отношениях, о счастье, о радости, да обо всем на свете. Мне кажется, мы настолько безумны, что, если все вместе придем к согласию по какому-то вопросу, можно быть уверенным, что найденное решение в корне неверно! Каждая идея, особенно если это идея великая, начиналась с того, что наталкивалась на всеобщее отрицание и неодобрение. Исповедовалась меньшинством. Иисус Христос был в меньшинстве. Все говорили совершенно не то, что говорил он. Будда? Меньшинство. Все говорили не то, что говорил он. По-моему, это Бертран Рассел сказал: «Каждая великая идея сначала кажется кощунством». Очень верно подмечено. В ближайшие дни вам предстоит услышать множество идей, которые покажутся вам кощунственными. «Он богохульствует!» Потому что люди – сумасшедшие, совершенные безумцы, и чем быстрее вы это поймете, тем лучше будет для вашего душевного и духовного здоровья. Не верьте им. Не верьте даже лучшим друзьям. Разочаруйтесь в них поскорее. Да, они кажутся очень умными. Как вы кажетесь умным окружающим, хотя, скорее всего, вы сами об этом не подозреваете. О, какой вы умный и тонкий человек, какой у вас изворотливый ум! Какой прекрасный вы разыгрываете спектакль!
Не очень лестно такое о себе слышать, правда? Но я говорю и повторяю: если вы считаете, что жаждете пробуждения, то вы притворяетесь. Сами того не зная, притворяетесь. Считаете себя любящим, да? Кого вы любите? Даже жертвуя собой, вы не можете не ощущать приятного возбуждения: «Я жертвую собой! Я следую своим идеалам!» Действительно? Вы ведь получаете что-то от того, что жертвуете собой? И всегда будете получать выгоду от всего, что делаете. Пока не пробудитесь.
Вот такой он, первый шаг. Осознать, что на самом деле вы не хотите пробуждения. Сложно проснуться, когда вы настолько загипнотизированы, что искренне считаете обрывок позавчерашней газеты чеком на миллион долларов. Как можно добровольно оторваться от такой иллюзии?