Эта книга стала моим третьим пособием по госзакупкам. Она выпущена в дополнение к ранее изданному практическому пособию «Госзакупки. Поставщик. Практический курс».
Не раз я упоминала о том, что не буду заниматься переписыванием теории, следовательно, не выпущу теоретическое пособие. Однако, не все мои читатели смогли разобраться в практике без теории. Это подтолкнуло меня на создание канала на платформе Дзен под названием «Терехина. Тендер». На канале я около года выкладывала информацию о госзакупках. Как практического, так и теоретического характера. Там же я рассказывала и о себе, как специалисте по тендерам и не только. За год ведения канала у меня накопилось достаточно много различной полезной информации, которую я решила объединить в книгу, добавив некоторые аспекты.
По сути, здесь содержится информация, доступная на моем канале, но в более подробном изложении по ряду вопросов. Здесь собраны не только теоретические вопросы, но и разбор множества ситуаций, которые встречаются на практике в работе специалиста по тендерам.
Пособие я решила разделить на 13 глав, которые в большей степени отражают работу тендерного специалиста. Начинается пособие раскрытием информации о госзакупках и заканчивается методикой формирования тендера «под себя».
Книга подойдет как для начинающих специалистов, так и для более опытных. В ней собраны все последние изменения законодательства в сфере корпоративных и государственных закупок. В связке с практическим пособием «Госзакупки. Поставщик. Практический курс», эта книга станет отличной обучающей базой для любого специалиста и позволит приступить к работе без прохождения дополнительных курсов.
Государственные закупки являются важным инструментом для учреждений и государственных компаний. Они позволяют приобретать товары и услуги по наиболее выгодной цене и с наилучшими условиями. Госзакупки являются прозрачным и законным способом закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Сложилось достаточно много определений термина «госзакупки». Одни дают определение с юридической точки зрения, другие с макроэкономической, третьи с социальной. В общем виде понятие госзакупок будет выглядеть следующим образом:
государственные закупки – это система, регулирующая правоотношения между заказчиком и поставщиком по поставке товаров, работ, услуг и направленная на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Закупка товаров, работ, услуг (далее-ТРУ) начинается с определения поставщика и завершается исполнением сторонами обязательств.
Определением поставщика называется совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в соответствии с установленными нормативно-правовыми актами, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки ТРУ и заканчивая заключением контракта (договора).
На сегодняшний день госзакупки становятся доступными и прозрачными для каждого участника, что способствует развитию предпринимательства и экономики страны.
Правовые основы государственных торгов закреплены в двух федеральных законах: 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и ФЗ-223 («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Эти законы определяют порядок проведения торгов, критерии отбора участников, требования к предоставляемым документам и другие параметры.
Государственные закупки, регулируются Законом о контрактной системе №44-ФЗ. Корпоративные закупки, регулируются Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ.
Конечно, есть и другие важные законы и нормативно-правовые акты, но, если разобраться с двумя этими законами и начать с ними работать, все остальное не будет вызывать особой сложности.
Разберемся подробнее с каждым Законом.
Закон о контрактной системе №44-ФЗ.
Заказчиками здесь выступают различные органы власти и управления, в том числе ОМСУ; органы управления государственными внебюджетными фондами; казенные и бюджетные учреждения и иные юридические лица.
Перечень закупок по данному закону является закрытым и представлен следующими видами: аукцион, запрос котировок, конкурс, закупка у единственного поставщика.
Регулируется деятельность заказчика в большей степени Законом о контрактной системе и в некоторой степени Гражданским Кодексом Российской Федерации. Плюс множество иных НПА (чаще Постановлений Правительства, устанавливающих ряд ограничений).
Список электронных торговых площадок на которых проводятся процедуры ограничен федеральными площадками: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанк, АСТ-ГОЗ.
Процедура заключения, изменения и расторжения договора прописана в 44-ФЗ.
Наказание для Поставщика – Реестр недобросовестных поставщиков (далее-РНП) по 44-ФЗ на два года. Наличие фирмы в РНП влияет на участие в закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Закон о закупках №223-ФЗ
Заказчиками могут быть государственные компании и корпорации, юридические лица с долей государственного участия, унитарные предприятия, автономные учреждения и иные юридические лица.
Перечень закупок по данному закону открытый и устанавливается в Положении о закупках Заказчиком самостоятельно. Однако, чаще всего он такой: аукцион, запрос котировок, запрос предложений, конкурс, закупка у единственного поставщика. У каждого отдельного Заказчика устанавливаются свои виды закупок. Это могут быть: запрос цен, малая закупка, тендер, редукцион, закупка малого объема, состязательные переговоры и иное.
В своей деятельности заказчик по большей части ориентируется на собственное Положение о закупках и Закон о закупках №223-ФЗ (он очень упрощен).
Список электронных торговых площадок не ограничен. Кроме того, закупки могут проводиться в одной из нескольких секций ЭТП. Однако, для субъектов малого и среднего предпринимательства процедуры проходят на тех же федеральных площадках, что и по 44-ФЗ, но в своей секции.
Процедура заключения, изменения и расторжения договора регулируется Положением о закупках каждого отдельного Заказчика и прописана в закупочной документации.
Наказание для Поставщика – Реестр недобросовестных поставщиков (далее-РНП) по 223-ФЗ на два года. Наличие фирмы в РНП не влияет на участие в закупках по 44-ФЗ.
Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» очень жесткий, процедурный и имеет большое количество ограничений. Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» существенно лояльнее. Его можно назвать рамочным. Он устанавливает только общие требования к закупочной деятельности и принципы работы, а непосредственная работа Заказчиков строится в соответствии с Положением о закупках, многие пункты которого заказчики прописывают самостоятельно.
Это лишь самая малость, необходимая для общего представления о том, чтобы начать большое изучение данной сферы. Многие особенности будут разобраны в остальных главах.
В настоящее время проведение закупок осуществляется через электронные торговые площадки. Предприниматели имеют возможность оставить заявки на участие в торгах и конкурировать за контракты. Использование электронных торговых площадок позволяет сэкономить средства государства за счет конкуренции между поставщиками. Заказчикам также выгодно, так как они получают максимальное количество предложений от поставщиков. Это снижает риск коррупции и неясных закупок.
Победителем становится либо тот, кто предложил самую низкую цену, либо тот, кто предложил наилучшие условия выполнения контракта. Это позволяет обеспечить прозрачность и конкурентные преимущества в процессе государственных закупок.
На практике принято выделять конкурентные и неконкурентные процедуры закупок. К конкурентным относятся: аукцион, конкурс, запрос предложений (по 223-ФЗ) и запрос котировок. К неконкурентным процедурам относятся закупки у единственного поставщика.
Кроме того, выделяют торговые и неторговые процедуры. К торговым процедурам относят аукцион и конкурс. К неторговым – все остальные.
Теперь разберем подробнее виды процедур.
Запрос котировок принято считать самой простой процедурой закупки. Суть ее сводится к тому, что участник закупки подготавливает и подает заявку на участие, а заказчик рассматривает поступившие заявки на соответствие предъявляемым в документации требованиям. Из заявок, которые соответствуют требованиям выбирается заявка с наименьшей ценой. Она и будет признана победителем.
Аукцион – процедура, при которой после подачи заявки происходят торги. Торги проходят на электронно-торговой площадке в назначенное время и в назначенный час. Участники закупки поэтапно в ходе шага аукциона снижают ценовое предложение от начальной максимальной цены. При этом каждый видит торговый зал и предложения конкурентов. Побеждает заявка с наилучшей ценой и соответствующая требованиям документации.
Конкурс – самая сложная процедура, отличие которой от предыдущих состоит в том, что критерием оценки является не только ценовое предложение участника, но и его оценочные критерии. Требования к оценочным критериям указаны в составе заявки. В итоге каждая заявка сравнивается с заявками конкурентов и каждой присваивается свой балл по цене и по оценочным критериям. Далее баллы складываются. Победителем является участник закупки, соответствующий требованиям документации и набравший наибольший балл. В ряде случаев при проведении конкурсов возможна дополнительная подача ценовых предложений. Поэтому данный вид процедуры относят к торговым.
Запрос предложений – процедура, актуальная на сегодняшний деть только в рамках 223-ФЗ. Суть процедуры практически не отличается от конкурса, однако, как правило, она несколько легче и проще для участников и дополнительные ценовые предложения обычно не подаются.
Закупка у единственного поставщика – способ, при котором договор заключается с конкретным лицом без проведения процедуры выбора поставщика. Перечень товаров, работ, услуг и процедура заключения договора с единственным поставщиком по 44-ФЗ подробно описана в соответствующем законе. По 223-ФЗ данная процедура регулируется Положением о закупках с учетом действующего законодательства.
Участниками государственных закупок могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Особенности, касающиеся физических лиц:
– не может участвовать в закупках, проводимых для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), поскольку не относится к МСП.
– самозанятые не могут участвовать в закупках на перепродажу товара.
– деятельность физических лиц не подлежит лицензированию и членству в саморегулируемой организации (далее – СРО).
– ограничения по сумме дохода.