В психиатрии существует правило – собирать объективный анамнез. То есть расспрашивать родственников: что случилось, какое было поведение, почему привезли в больницу? Это нужно потому, что не каждый человек откровенно расскажет о своих переживаниях, многие предпочитают скрывать психические расстройства. Это нормальный процесс, своеобразное защитное поведение. Психиатры об этом знают. Беседа с родственниками как раз и помогает выявить скрываемую патологию.
Помню, привезли женщину. Она была в депрессии. Как-то удалось войти к ней в доверие, разговорить её. Рассказала, что стала чувствовать себя хуже около трёх месяцев назад: появились тоска, апатия, пропали сон, аппетит. Домашние дела заставляла себя делать через силу. Возникла тревога, чувство безысходности. Хотела даже покончить с собой. Намекала близким, что скоро уедет от них. Муж спросил только: «Когда вернёшься?». А свекровь так и вовсе ругалась, мол, можешь не возвращаться. На глазах у женщины появились слёзы. Она говорила, что любит мужа, что у них растёт прекрасная дочь. Тут же тревожилась о муже, что [5] тот сильно похудел за последнее время, не заболел ли? Что дочь съехала в учёбе… Наверное, она плохая мать и жена. Но у неё больше нет сил быть хорошей…
Чем дольше я слушал пациентку, чем глубже проникался её историей, тем больше хвалил мужа: «Какой молодец! Заметил депрессию, вовремя привёз жену в больницу». И, для соблюдения всех стандартов (положено записать объективный анамнез в историю болезни), вызываю мужа. Чистая формальность – диагностически всё ясно. Спрашиваю:
– Что случилось с вашей женой?
– Не знаю. Фельдшерице чегой-то моя не понравилась, велела к вам отвезти.
– А сам ничего не заметил?
– Заметил. Готовила-готовила, вдруг перестала.
Как не сочетаются тонкие душевные переживания женщины с мужской конкретикой! Не раз приходилось сталкиваться с подобным явлением. Жёны, рассказывая о своих мужьях, точнее и лучше описывали их душевное состояние: когда заболел, как и что было, что чувствовал… Так устроена женская психика – чувствуют, эмоционально реагируют и сопереживают женщины сильнее, чем мужчины.
Происходит это оттого, что женщина лучше настроена на эмоциональную, чувствительную волну. Не зря слова «настроение» и «настройка» в русском языке созвучны!
Настройка женского организма обеспечивается гормонами, которые продуцируются телом (яичники) и контролируются мозгом (гипоталамус). Гормоны – вещества летучие. Они то есть, то нет. Так и женщина: то в настроении, то не в настроении. Отсюда изменчивость эмоций.
«На меня что-то накатило… нахлынуло…». Не бывает без этого настоящей женщины! А мужики со своим рационализмом пытаются эти накаты объяснить, вместо того чтобы просто перетерпеть, переждать, ничего особо не предпринимая…
Консультировал супружескую пару.
– Я не понимаю свою жену! – жаловался муж. – Я не даю никакого повода, вдруг на неё находит: всё не так, всё не эдак. Вот взять последний случай. Пришёл пораньше с работы, прибил полку на кухне. Думал, обрадуется, а она с порога в крик: не там и не так. Начинаю ей доказывать, что она сама меня просила так сделать – слёзы.
Жена:
– Я хотела ещё раз посмотреть высоту полки. Зачем было торопиться?
Вмешиваюсь:
– Так всё-таки полка прибита правильно?
– Ну… да… Но он меня не дождался… Мне стало обидно, на меня нахлынуло!
Муж:
– И так всегда!
Спрашиваю:
– А что было потом?
Оба засмущались…
– Потом помирились…
Не зря говорится: милые бранятся, только тешатся. А виной всему – неустойчивость эмоций.
Прекрасно показано подобное поведение в одном из старых чешских фильмов:
Ругаются муж и жена. Бьётся посуда, рвётся белье. Крики!
Ор!
Она:
– Я просила тебя купить зелёную скатерть, а ты какую купил?
Муж тычет ей под нос зелёную скатерть:
– Зелёную.
Жена:
– Нет! Это не зелёная скатерть!
И они продолжают крушить всё в квартире.
– А я говорю: зелёная.
– Нет!
Бац! Крах!
Наконец, когда всё перебито, усталые супруги сидят на полу.
Муж держит в руках зелёную скатерть.
– И какая, по-твоему, это скатерть?
Жена:
– Зеленоватая!
Они обнимаются, тут и фильму конец.
Я историю про чешское кино рассказал к тому, чтобы мужики, когда женские штучки пережидают, не скучали и не сидели с демонстративно-отсутствующим видом. Женщины этого тоже не любят. Участвовать надо в процессе. Кстати, та супружеская пара стала пользоваться фразой: «Не зелёная, а зеленоватая!». Говорят, помогает.
Обратимся к психоэндокринологии. Она изучает влияние гормонов на психику. На стыке наук всегда открывается много интересного.
Ведь что такое ежемесячный женский цикл? Это классическая психиатрическая синусоида колебаний повышенного и пониженного настроения, чувств, желаний.
Цикл начинается с подъёма. На пике его происходит овуляция: яйцеклетка выходит из яичников, готовая к оплодотворению. Пик гормонов! Пик приподнятого настроения и сексуального поведения. В «Камасутре» это состояние женщины описывается поэтически: особый блеск глаз, учащённый пульс, томность вздохов, утончённый аромат кожи, приоткрытые губы и нежное дыхание, движения лани и т. п. Мужчины писали, а мужчины наблюдательны!
Кстати, не все мужья такие, как «готовила, готовила, вдруг перестала». Противоположный пример: очень внимательный муж решил не беспокоить свою жену понапрасну и подходил к ней только на пике её цикла. Научился терпеть и ждать целый месяц, чтобы затем получить сполна наивысшее наслаждение. Так сложилось у них в семье, путём проб и ошибок они предпочли вариант «редко, но метко», потому что всё остальное ни в какое сравнение с тем не идёт! Лучше держать высокую планку, чем опускаться до обыденности.
Не всегда пик подъёма удерживается в рамках дозволенного. Как-то консультировал молодую женщину, которая во время овуляции испытывала такое сильное половое влечение, что не могла себя контролировать. Приставала к мужчинам в общественном транспорте, заводила разговоры, садилась к ним на колени, пыталась целоваться. Сестра с трудом доводила её до дома, там ругала и отчитывала. Но ничего не помогало. В народе подобное поведение называют «бешенством матки». В психиатрии – гипоманиакальным синдромом с сексуальной расторможенностью.
После подъёма начинается спад, меняется, угасает гормональный фон. У большинства женщин происходит незначительное понижение настроения, почти незаметное. У некоторых всё проходит не так гладко, и развивается предменструальный синдром (ПМС).
О предменструальном синдроме знают многие. Со стороны психики он проявляется пониженным настроением, слабостью, раздражительностью, плаксивостью, нарушениями сна, повышенной чувствительностью к запахам. Любой психиатр назовёт это симптомами депрессии.
Бывают ещё нарушения вегетативных функций (колебания артериального давления, головные боли, учащённое сердцебиение, покраснение кожных покровов). Но ведущими всё равно остаются психические проявления.
Предменструальный синдром – это уникальная демонстрация связи женского цикла и состояния психики. Гормональную причину ПМС гинекологи изучили давно. Нарушение соотношения женских гормонов – недостаток эстрогена и избыток прогестерона – лечили, соответственно, гормонами и результатов добивались неплохих. А если не добивались, то цикл сам убирал все расстройства… до следующего цикла. Более мудрые гинекологи не гнушались в лечение включать транквилизаторы, а совсем продвинутые – и антидепрессанты.
Те, кто более или менее знаком с проблемами депрессий, знают, что современные, то есть не очень давно (по меркам человеческой жизни) синтезированные антидепрессанты участвуют в процессе обратного захвата серотонина. Их так и называют – селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Эти антидепрессанты буквально совершают революцию в лечении депрессий! Так вот, совсем недавно (1999 г.) выяснилось, что прогестерон, точнее, продукты его метаболизма, нарушает процесс обратного захвата серотонина, чем и способствует депрессии.
Вот вам и связь! Как работал циклический центр у женщин, так и продолжает работать, во многом определяя их настроения, чувства и эмоции. А различные сбои тех же настроений, чувств и эмоций, в свою очередь, ведут к нарушениям гормонального цикла. И, напротив, физиологический сбой может вызвать выраженные расстройства настроения. В Природе всё взаимосвязано!
Итак, у женщин в состоянии депрессии часто нарушается цикл.
При неглубоких депрессиях нарушения цикла не столь выраженные: небольшие задержки, сбой привычного ритма.
При глубоких депрессиях менструации не бывает достаточно долго, иногда – до нескольких месяцев, пока не пройдёт депрессия. У одной моей пациентки с затяжной депрессией mensis не было около полугода. Другие доктора рассказывали и о больших сроках. Проходила депрессия, и цикл восстанавливался как ни в чём не бывало. Та моя пациентка ещё и сына родила.
У пациентки долго не получалось забеременеть. Стали ухудшаться отношения с мужем, переживала, нервничала, из-за всего этого развилась депрессия, которая привела к задержке цикла. Пациентка, обнаружив задержку, решила, что она, наконец, беременна. У неё сразу улучшилось настроение от приятной новости. Порхала, радовалась. Наладились отношения с мужем. И вдруг… пришли месячные. Женщина в недоумении. Не верит, считает себя беременной, убеждает в этом мужа, близких. По совету психолога, во избежание нервного срыва, они ей подыгрывают, хотя сами не верят. Столько лет не было беременности! На всякий случай отправляют к гинекологу, и тот сообщает, что беременность есть, но не 1–2 месяца, а всего недели 2–3. То есть подъём настроения по инерции перешёл и на следующий цикл, что и позволило совершиться долгожданному чуду! Можно предположить, что если бы этого не случилось, женщина впала бы в глубочайшую депрессию. А так, выходит, депрессия помогла ей забеременеть! Хотя… наверное, главное не в этом. Главное, что у неё наладились отношения с мужем, а дети, как известно, рождаются от любви.
Напрашивается вывод, что раз гормональный фон так влияет на депрессии, то гормонами и надо лечиться. Отчасти правильно, и природой сие предусмотрено. Регулярный гормональный обмен между мужчиной и женщиной является нормотимиком, выравнивающим колебания настроения до нормы, так сказать, естественным способом. Не зря в народе есть поверье, что девушку надо побыстрее выдать замуж, и тогда с психикой у неё всё наладится.
Если бы всё было так просто! Организм устроен гораздо сложнее, и многие функции его тесно взаимосвязаны. Зачастую случается так, что если женщина не получает от жизни с мужчиной гармонии, то и гормональный фон у неё идёт наперекосяк. Можно его наладить – современные средства это позволяют – однако внутрисемейные отношения таблетками не исправишь. Получается замкнутый круг.
Интересен опыт искусственного цикла, который происходит при применении противозачаточных гормональных средств. Вроде бы регулярный и правильный цикл должен положительно влиять на психику, нивелируя все депрессивные отклонения. С точностью до наоборот. Очень часто гормональные противозачаточные средства приводят к депрессии. Иногда настолько выраженной, что приходится отказываться от их применения.
Дело в том, что у каждой женщины от природы устанавливается свой индивидуальный ритм. А гормоны, при всей их правильности, навязывают разным женщинам цикл одинаковый. Вот и получается, что всех женщин, независимо от их скорости, размаха амплитуды, заставляют бежать в ограниченном пространстве, словно в трубе. Естественно, что у некоторых будут шишки от ударов о стенки, придавленность. В результате – депрессия.
В медицине с развитием науки происходят большие продвижения. На заре медицины эскулапы лечили в основном симптомы болезни, облегчая состояние больного. Например, снижали лихорадку, а с инфекцией организм пусть сам справляется. Или делали кровопускание, чтобы упало артериальное давление, не заботясь о дальнейшей его регуляции.