Введение

«Зри в корень!»

Козьма Прутков

Если попросить ребёнка нарисовать девочку, то большинство нарисуют треугольник (платьице), палочки (ручки, ножки) и кружок наверху с косичками или бантиком.

Если ребёнку дать задание нарисовать мужчину, атлета, Геракла, силача, то получим тот же треугольник, но перевёрнутый. Широкие плечи, узкий таз.



Если попросить современного дизайнера нарисовать символы мужчины и женщины, то далеко от детей он не уйдёт и выдаст всё те же треугольники.



Видите, как просто: «М» и «Ж». Давайте тоже будем исходить из простых и доступных понятий.

Есть первобытные отличия мужского и женского начал. Именно они составляют основу всего и вся. А уже потом на этом фундаменте в ходе эволюции надстраивается всё остальное. Зная первооснову – откуда всё идёт – легче понимать сущность тех или иных проявлений в дальнейшем. Попробуем взглянуть на проблему мужского и женского с этих позиций.

Каково самое главное предназначение женщины? Продление рода. Эту функцию и поставим во главу угла.

Чтобы осуществить продление рода, женщина должна быть готова к этому.

Но одной готовности мало. Нужно, чтобы женщину заметили.

Вот и получился треугольник. А треугольник – фигура женская.



Каковы требования к мужчине?

Способность заметить, обратить внимание – это во-первых. Изначально мужчине не нужно, чтобы его обнаружили, важно, чтобы он заметил.

Во-вторых – захватить, овладеть.

И главное – оплодотворить, распространить своё семя, продолжить свой род.

В отличие от женщин, мужчине готовиться не надо. Он «всегда готов»! Так природой предусмотрено.



Почему треугольники направлены вершинами вверх и вниз? Потому что у женщин с продлением рода жизнь только начинается. А у мужчины, как говорится, всё на острие. У наших диких предков частенько бывало: оплодотворил и забыл. Это уже потом стали воспитываться понятия о заботе, обеспечении… Не у всех, правда, воспитались.

Кстати, заметили, что женский треугольник более устойчивый, чем мужской? Так и в жизни. Женщины крепче стоят на земле, живут дольше. В отличие от мужиков, которых частенько сносит ветром жизни – особенно тех, кто не воспитал в себе чувств ответственности и заботы.

Итак, сопоставим оба треугольника – «Ж» и «М».



О голове, что на вершине треугольников, я уже рассказывал в книге «В поисках нормы»[1]. Помните «солнышко», разбитое на сектора?!




В центре «солнышка» – условная норма. Чем дальше от неё, тем больше отклонений: стигмы (С), акцентуации (А), пограничные состояния (П), болезнь (Б). Напомню, что стигмами, или радикалами я называю некие следы, знаки, отметины, оставленные нам природой (генами) при рождении, которые обусловливают склонность организма к конкретному виду психических расстройств. Постороннему взгляду такие проявления практически незаметны. Акцентуации – уже более выраженные особенности поведения. Пограничные состояния (которые близки к психопатиям) – условная граница между нормой и психической болезнью[2]. Всё, что внутри границы – есть норма.

Примерно половину секторов составляют внутренние факторы, этакий генетический замес циклотимического, шизофренического, эпилептоидного. Повторюсь: различной, в том числе и вполне нормальной степени выраженности.

Вторую половину образуют всевозможные приправы внешнего воздействия на генетическую предрасположенность: болезни, травмы головы, психогении[3], стрессы и прочая, и прочая…

Всё это ещё усугубляется собственным эгоизмом, инфантилизмом (или не усугубляется – при хорошем воспитании, самоограничении). А также подкрепляется (или не подкрепляется) интеллектом и развитием личности.

В результате получается из нас этакий микст, набор «пазлов» – чёрточек характера из разных секторов. Симпатичный или не очень. Это уж у кого как! Всё зависит от того, насколько близко к норме или к пограничным состояниям формируется наше «Я».



Одно ясно: чего только в нашей головушке не намешано, хотя головы с виду у нас одинаковые – круглые! Глупо полагать, что на наши круглые головушки совершенно не влияет телесное. Влияет, ещё как! Но влияет по-разному.



Потому что телами нас Бог снабдил неодинаковыми!

Приведу веское доказательство в анекдотическом споре мальчика и девочки:

А ты… А ты… А ты на стенку писать не умеешь!

И всё!

Вообще, обожаю «детские вопросы»![4]

Хотя бы такой:

Зачем у мужчины соски на груди? Он же никого не выкармливает!

И не менее «детская» догадка в стиле «британских учёных»:

Может, вначале была женщина, а мужчина появился позднее?!

А вот если обратиться к действительно научным данным и спуститься вниз по филогенетической лестнице эмбрионального развития, то обнаружится немало любопытного.

Как известно, развитие женского эмбриона обуславливается наличием двух Х-хромосом в генотипе, в отличие от мужского, в котором присутствует Y-хромосома. Во время эмбрионального развития ко второму месяцу беременности происходит формирование гонад: у мальчика – семенников, у девочек – яичников. Одновременно в структурах мозга (гипоталамусе) образуются гормональные половые центры, в которых происходит контроль секреции мужских и женских половых гормонов. Любопытно следующее: до восьмого месяца беременности независимо от того, мальчик или девочка родится, мозговые центры эмбриона вырабатывают гормоны волнами, циклами. После восьми месяцев циклический центр у мальчика тормозится андрогенами (мужскими половыми гормонами), а женский – продолжает функционировать, так как андрогенов у девочки не то чтобы нет, скажем так – недостаточно! Поэтому цикличность, сформировавшаяся ещё в эмбриональном развитии, остаётся и является основой женской натуры.

В дальнейшем эта цикличность и определяет готовность к оплодотворению, продлению рода (то есть «первый угол» женского треугольника), формирует физиологические, эндокринологические, а также психические процессы. В природе женщины всё взаимосвязано.



Поэтому, не вдаваясь в подробности физиологии, не касаясь соматических и гинекологических вещей, можно сказать, что и в психиатрии цикличность является той особенностью женской психики, которая отличает её от мужской, формирует поведение и во многом определяет сознание.

Цикличность в психиатрии – это колебания настроения, чувств, эмоций. Точнее сказать: настроение, чувства, эмоции женщины подвержены циклическим колебаниям.

Итак, цикличность – черта женская. По этой логике у мужчин вообще не может быть циклических колебаний? Да, не может.

Но ведь бывают? Бывают. Не у всех мужских особей полностью гасится циклический центр, какие-то доли процента остаются и проявляют себя. Но мужчины с этим рудиментом борются:

Мальчики не плачут!

– Что ты нюни распустил, как девчонка!

– Ах, какие мы чувствительные, словно барышня!

И уж совсем презрительное: «Не мужик, а баба!».

Помогает? Да. Но не всем и не всегда. Пресловутый процент женского рудимента растёт: в современных мужчинах проявляется всё больше и больше женских циклических черт. Замечено, что Y-хромосома становится короче, а отсюда всё меньше в ней остаётся чисто мужских генов. Но не следует сразу же обвинять всех мужиков в утрате мужественности.

Во-первых, это (про укорочение Y-хромосом) ещё бабушка надвое сказала. Во-вторых, в природе ничего зазря не бывает, и ничего страшного в мужской цикличности нет. Современный мир требует от мужчин не только «заметил, захватил, оплодотворил», но и более тонких эмоциональных, настроенческих реакций, действий. Без них сейчас никуда: ни в науке, ни в информатике, ни в искусстве. Как и женщинам без определённых мужских черт не добиться особенных успехов в карьере.

Поэтому обойдёмся пока без оценок и просто попробуем разобраться в принципиальных различиях между мужской и женской цикличностью.

Загрузка...