Предисловие

Судебная психиатрия является одной из учебных дисциплин, преподавание которой обязательно в юридическом вузе. Овладение основами судебной психиатрии предполагает не только приобретение студентами знаний о различных видах психических расстройств, но и умение назначать тот или иной вид судебно-психиатрической экспертизы, ставить на ее разрешение те или иные вопросы, использовать заключение экспертов-психиатров при рассмотрении гражданских и расследовании уголовных дел.

Как показывает педагогическая практика, при изучении судебной психиатрии студенты нередко испытывают трудности в уяснении таких понятий, как невменяемость, гражданская недееспособность, уголовно-процессуальная и гражданская процессуальная недееспособность в их правовом и судебно-психиатрическом аспектах. Однако наиболее сложным для них оказывается усвоение специальных психиатрических терминов, которыми особенно насыщен раздел общей психопатологии. Сложность усвоения обусловлена еще и тем обстоятельством, что в психиатрии при рассмотрении расстройств отдельных психических процессов широко используются понятия и соответствующие им термины, заимствованные из психологии. Кроме того, структура учебных программ этих двух смежных дисциплин такова, что студенты вначале изучают особенности психики душевнобольных, а затем закономерности психики здоровых. Указанное несоответствие вызвало необходимость предварять описание расстройств психических функций соответствующими сведениями из области общей психологии.

Преподавание судебной психиатрии в юридическом вузе было бы недостаточным, если бы оно ограничилось изложением только теоретического материала. Для большей наглядности в понимании сути основных видов психических расстройств студентам необходимо предоставить возможность ознакомиться с конкретными проявлениями тех или иных симптомов и синдромов в ходе непосредственного наблюдения психически больных людей. Этой цели служили практические занятия, ежегодно организуемые академией на базе психиатрической клиники Саратовского государственного медицинского университета.

Однако сжатые сроки изучения судебной психиатрии, постоянно растущий контингент студентов и, что самое главное, ограниченные временные, кадровые и аудиторные возможности психиатрической клиники, особенно в последние годы, создали ряд технических и организационных трудностей, которые вынудили кафедру отказаться от практических занятий на базе психиатрической больницы. Выход из этого положения был найден в использовании специально предназначенного для проведения практических занятий учебного фильма по судебной психиатрии. Этот видеофильм был создан преподавателями кафедры правовой психологии и судебной экспертизы с технической помощью сотрудников отдела ТСО СГАП и при активном содействии врача-психиатра высшей категории, канд. мед. наук, заместителя главного врача областной психиатрической больницы И.А. Ивлиевой и заведующей психиатрическим отделением II городской больницы, врача-психиатра высшей категории Т.П. Резниковой, которым авторы выражают глубокую благодарность.

Вместе с тем, независимо от того, идет ли речь о проведении занятий в условиях психиатрического стационара или на основе демонстрации клинических материалов учебного видеофильма, определенные трудности в организации учебного процесса остаются. Они состоят в том, что кафедра вынуждена направлять на практические занятия значительное количество групп студентов, успевших ознакомиться лишь с небольшой (иногда только начальной) частью лекционного курса. Разумеется, в таких нередких случаях студенты приходят на практические занятия, по сути, неподготовленными.

Восполнению этого пробела и служит настоящее пособие, рассчитанное на то, чтобы дать студентам информацию, опережающую материал еще не прочитанных им лекций, что может значительно облегчить осмысленное восприятие психических расстройств у конкретных больных, демонстрируемых преподавателем на практическом занятии.

Авторы выражают надежду, что представленные в пособии материалы будут полезны для повышения качества преподавания судебной психиатрии в юридическом вузе.

Загрузка...