Книга «Основы предпринимательства» – учебник для студентов-первокурсников российских вузов. Также она может быть интересна учащимся колледжей, а ее отдельные главы – российским школьникам и всем тем, кто самостоятельно изучает природу, сущность, основные признаки предпринимательства (повседневного занятия десятков миллионов людей во всем мире) и его особенности в России.
Первое издание учебника было опубликовано 25 лет назад, в 1990 г. под названием «Основы бизнеса». Тогда главной задачей автора было объяснить читателям положительный смысл предпринимательства в жизни общества.
В тот период страна еще называлась СССР, а государственным строем был социализм. В СССР на протяжении всего XX в. публикации, в которых предпринимательство оценивалось бы положительно, были исключительной редкостью. Бизнес объявлялся признаком капитализма – общества, в котором заправляют потенциальные преступники, способные попирать все человеческие законы даже под страхом смерти. Между тем в СССР занятие предпринимательством определялось как деятельность, противоречащая уголовному законодательству. Предпринимательство, как и конкуренция, рассматривались как явления негативные, абсолютно аморальные и не соответствующие высоким критериям нравственности и общечеловеческих ценностей. Предприимчивых людей называли дельцами, ловкачами, проходимцами, искателями легкой наживы, пройдохами и аферистами. В этой «системе зеркал» предприимчивое поведение именовалось «прохиндиадой» – так нередко ведут себя и современные СМИ, которые навязывают неискушенным в терминологической казуистике обывателям образы предпринимателей-мошенников.
Мифы о безнравственной сути предпринимательства, отравленного духом наживы, к сожалению, все еще присутствуют в общественном сознании, и молодые люди часто не понимают, как к этому относиться.
Многие в глубине души не согласны с тем, например, что предпринимательство – это американизм, искусственно подсаженный в отечественную почву, не соответствующий национальным корням российской жизни и не имеющий ничего общего с российскими национальными ценностями и российскими традициями ведения хозяйства. Не нравятся современной молодежи и карикатурные образы предпринимателей, почти каждый день мелькающие на телеканалах.
Формированию адекватных времени представлений о предпринимательстве и о предпринимателях, не идеализирующих предпринимательскую практику, но и не очерняющих ее, могла бы помочь система образования. Однако с сожалением приходится констатировать, что, хотя поддержка предпринимательства постоянно объявляется приоритетом государственной политики, учебные курсы в вузах и колледжах, как правило, не поспевают за обличениями малокультурных «новых русских» и критикой «бессовестных олигархов».
Предпринимательство пока не стало отдельным направлением обучения в российских университетах и колледжах. Только 20 % российских вузов предлагают студентам какие-либо учебные дисциплины по предпринимательству.
Искусственно поддерживаемые пустоты восполняются беллетристикой. Чаще всего в ней образы предпринимателей окрашены в критические тона, как правило, криминальные или полукриминальные. В литературе и кино редко увидишь изображение того, как работают современные предприниматели, как они ведут бизнес, с какими трудностями сталкиваются, как влияет на их деятельность государственная политика.
Встречаются, к счастью, и исключения. В России, например, невероятную популярность приобрела (и вполне справедливо) книга Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», выдержавшая за пять лет шесть переизданий на русском языке. Эта книга – гимн этике разумного предпринимательского эгоизма. Система ценностей, основанная на безграничной свободе предпринимательства, не только социально оправдана, но и нравственна, считает автор. А. Рэнд излагает свою позицию: «Моя философская концепция основана на представлении о человеке как героическом существе, нравственно оправданной целью жизни которого является собственное счастье, самой благородной деятельностью – созидательный труд, а бесспорным абсолютом – разум»[1].
Данное издание учебника «Основы предпринимательства» вместе с курсами «Управление собственным бизнесом» и «Конкуренция» призвано отчасти заполнить эту нишу. Названные учебные дисциплины образуют в настоящее время базовую линейку дисциплин по предпринимательству в Московском финансово-промышленном университете «Синергия».
По «Основам предпринимательства» студенты изучают смысл предпринимательства как профессиональной деятельности, предпринимательские функции, профессиональные предпринимательские интересы, условия ведения предпринимателями собственного бизнеса. Первокурсникам важно понять, кем в действительности являются предприниматели в современном мире, чем профессия предпринимателя отличается от других профессий, а сами предприниматели – от наемных работников.
Для этого студенты рассматривают теоретические и житейские подходы к определению предпринимательства и бизнеса, разбираются с тем, почему предпринимательство часто негативно воспринимается людьми, которые сами никогда предпринимателями не были, и, наоборот, требует рационального (прагматического) восприятия со стороны тех, кто решил заниматься предпринимательством на профессиональной основе. Им необходимо также ознакомиться с многообразными направлениями предпринимательства – с производственным, коммерческим, финансовым предпринимательством, предпринимательством на рынках различных услуг, а также с такими актуальными направлениями, как технологическое, инновационное, инвестиционное и социальное предпринимательство.
Кроме того, первокурсники знакомятся с базовыми понятиями теории и практики современного предпринимательства – «предпринимательство», «бизнес», «предпринимательское дело», «система предпринимательства», «направления предпринимательства», «подходящая предпринимательская занятость», «предпринимательские ресурсы», «предпринимательский успех», «незаконное предпринимательство», «первоначальное накопление капитала» и др.
В центре внимания студентов оказываются, помимо прочего, закономерности эволюции предпринимательства во всем мире, его системные признаки в современной действительности и, наконец, история и современные особенности российского предпринимательства. Российская история, как и история любого другого государства – это не только история участия в войнах, не только история царских или императорских династий, не только история культуры, но и история предпринимательства. Эта история имеет своих героев, свои яркие имена, свои славные страницы.
Изучив «Основы предпринимательства», студенты приобретают системные представления о видах предпринимательства и предпринимательской занятости, начинают лучше понимать смысл целей, задач предпринимательской деятельности, значение общественного признания результатов своего труда, важность ответственного отношения к профессиональной работе в бизнесе. Отдельными задачами учебника являются также укрепление системного понимания взаимосвязи профессиональных предпринимательских функций и реалистичного отношения к противоречиям и конфликтам интересов, постоянно возникающим в предпринимательской среде и сопровождающих деятельность любого предпринимателя.
Важно понимать, что предпринимательство – это не только систематическое получение прибыли, как порой считают, а прежде всего, создание и поддержание рабочих мест, обеспечение занятости работников и собственной занятости, обеспечение производства товаров и оказания услуг, имеющих ценность для окружения, пополнение доходной части государственного бюджета и многое другое, что свидетельствует об уникальной полезности предпринимательской профессии.
Действуя на рынке, предприниматели одновременно становятся конкурентами и партнерами друг другу, обнаруживают в себе эгоизм, преследуя собственные интересы, и заботу об окружении – о клиентах (посредством обеспечения создания новых ценностей для них), работниках (посредством предоставления им рабочих мест), поставщиках (посредством своевременной оплаты поставок), государстве (посредством пополнения государственного бюджета за счет налогов и других обязательных платежей), обществе в целом (посредством выполнения общественно значимых проектов).
Подготавливая учебник к переизданию, я столкнулся с необходимостью упорядочить понятийный аппарат теории и практики предпринимательства. В России и за рубежом теории предпринимательства и учебные курсы по предпринимательству развиваются в соответствии с естественной эволюцией самой практики предпринимательства. В настоящее время мы наблюдаем разные подходы к обучению предпринимательству, сталкиваемся с разными теориями предпринимательства, которые развиваются различными зарубежными университетами и школами бизнеса.
Вопросы предпринимательства интересовали таких выдающихся ученых давнего и недавнего прошлого, как Адам Смит, Жан Батист Сэй, Фридрих Визер, Вернер Зомбарт, Макс Вебер, Рональд Коуз, Людвиг Мизес, Йозеф Шумпетер, Питер Друкер. В России теории предпринимательства разрабатывались в ходе фундаментальных и прикладных экономических и социологических исследований до 1917 г. Возможность вернуться к ним появилась в ходе радикальной реформы российской экономики 1980–1990-х гг.
В настоящее время наблюдается увеличение количества научных публикаций о предпринимательстве. Современные читатели становятся очевидцами неослабевающего потока разнообразных определений самого слова «предприниматель». При этом часто в учебниках по предпринимательству содержится все что угодно (немного об общем и стратегическом менеджменте, немного о маркетинге, немного о ценах, немного о правовом регулировании бизнес), однако при этом отсутствует главное – описание того специфического и неповторимого, что характерно именно для предпринимательской профессии. Часто учебники вольно или невольно воспроизводят подход, при котором предпринимательство не признается профессией, деятельностью, которой люди занимаются профессионально, и даже не признается трудом.
Проблема заключается в том, что в разных теориях смысл и функции предпринимательской деятельности нередко отражают понимание места и роли предпринимательства разными группами населения – потребителями, наемными работниками, самими предпринимателями, государством.
То, что закрепляется в теориях, присутствует и в менталитете обычных людей в виде житейских представлений о предпринимательстве. Каждый человек обладает собственным восприятием предпринимательства, которое, в свою очередь, подпитывается понравившимися ему теориями.
Потребители видят в предпринимателях прежде всего владельцев товаров и услуг, которые стремятся максимально взвинчивать цены и халтурить с качеством этих благ. Для наемных работников предприниматели представляются владельцами рабочих мест и эксплуататорами их рабочей силы. Поэтому и за рубежом, и в России мы встречаем немало теорий и обывательских представлений о предпринимателях как о людях, озабоченных исключительно систематическим извлечением прибыли любой ценой и ничем больше. Мы сталкиваемся с различными потребительскими, распределительными и эксплуататорскими теориями предпринимательства, в которых предприниматели предстают как живое воплощение алчности, наживы, стяжательства и наплевательского отношения к интересам государства и других людей.
Встречается и чрезмерно широкое толкование предпринимательства – под предпринимателями понимают всех без исключения предприимчивых людей, независимо от того, управляют они собственным бизнесом или фантазируют, лежа на диване. Отдельные российские авторы старательно копируют понравившиеся им наработки зарубежных коллег, не обращая внимания на сложившуюся в течение веков русскоязычную терминологию и особенности российского законодательства.
При этом в современной России критические взгляды на предпринимательство часто обнаруживают люди, не сумевшие найти достойных способов приложения своих способностей в постсоветской экономике и оказавшиеся невостребованными рынком труда. Решительное осуждение и отвержение ими предпринимательства как явления нередко сочетается с представлениями о том, что бизнес «чужероден коренным россиянам». Им противостоит точка зрения российских предпринимателей, сумевших в постсоветский период успешно выстроить собственный бизнес.
В связи с этим следует сказать о том, в данном учебнике в наибольшей степени представлен взгляд на сущность и закономерности развития предпринимательства, характерный именно для самих предпринимателей.
Каждый практикующий предприниматель видит свое дело и свою миссию не только в том, чтобы извлекать прибыль и пользоваться результатами труда нанятых работников, как порой считается. Он знает, что успех его дела возможен лишь на основе широкого признания степени полезности его усилий и его личного вклада в создание новых ценностей – товаров, услуг, работ – и в обеспечении доступа к ним других людей, заинтересованных в их получении.
Для этого предпринимателям приходится постараться, придумать бизнес-проект, насытить его ресурсами, создать рабочие места, в том числе и для самих себя, наладить производственный и коммерческий процессы, сформировать менеджмент проекта. Лишь ответственное и добросовестное исполнение этих функций, а также выполнение налоговых и иных обязательств перед государством дают предпринимателям право на получение своих собственных доходов. Тогда эти доходы оказываются честно заработанными.
Российским студентам следует изучать предпринимательство, прежде всего для того, чтобы в конце концов самим стать успешными предпринимателями. Ради этого и был написан настоящий учебник.
В процессе подготовки данного издания учебника «Основы предпринимательства» были существенно переработаны структура и содержание книги. Доработке и переработке подверглись также тестовые материалы, кейсы, практические примеры и контрольные вопросы. Отдельные новые главы обсуждались во время обучающих семинаров для преподавателей предпринимательских дисциплин зимой и осенью 2014 г., и автор выражает искреннюю благодарность коллегам из Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, НИУ «Высшая школа экономики», Московского государственного университета экономики, Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, МГТУ «Станкин», Московского государственного технического университета им. Баумана, Уральского федерального университета им. Б. Ельцина, Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» и других вузов, общение с которыми обогащало его новыми идеями и углами зрения на разные аспекты управления собственным бизнесом. Автор выражает также особую признательность Д. Ю. Матвиенко и к. э.н. О. Н. Потаповой, участие которых обеспечило основной массив материалов, составивших методический аппарат учебника.