В чтении первом мы описали вкратце три низших начала, составляющих человека: физическое тело, «астральное тело» и жизненную силу или «прану».
Высшие четыре начала мы назвали при этом так:
4) Инстинктивный ум (ум животных).
5) Интеллект (человеческий рассудок и разум).
6) Духовный ум (интуитивное понимание или способность прозрения).
7) Дух.
Эта терминология не вполне удовлетворительна, но мы предпочли ее санскритской, названия и определения которой кажутся чересчур запутанными и искусственными для западных читателей. Низшие три начала наиболее материальны, атомы, их составляющие, неразрушимы и после разрушения формы продолжают существовать в новых формах и комбинациях. Эти три начала соединяют «Я» человека с земной жизнью и имеют значение совершенно такое же, как одежда, теплота, электричество и т. п. В высшей природе человека они не играют никакой роли.
Четыре высших начала составляют мыслящую, разумную часть человека.
Тем, кто совсем не думал об этом, может показаться странной мысль, что человеческий разум проявляется на разных плоскостях. Но кто изучал психологию, знает, что существуют различные виды мышления, и что для объяснения их разницы уже предлагалось много теорий. Философия йогов дает ключ к этой тайне. На первый взгляд кажется, что сознательная, разумная, рассудочная часть человеческого существа производит если не всю, то почти всю психическую работу, но небольшое размышление покажет нам, что рассудочная деятельность ума – это только небольшая часть работы души. Человеческий ум действует на трех плоскостях, и каждая из нас незаметно переходит в другую, в высшую или низшую. Вы можете представить себе, что один разум действует в трех направлениях, или что три ума незаметно переходят один в другой, составляя один разум. И тот, и другой взгляд верны до определенной степени; но действительная истина слишком сложна, чтобы ее можно было подробно изложить при начальном ознакомлении. Главное, к чему мы теперь должны стремиться – это закрепить новые понятия в уме читателя, создать как бы крючки, на которые впоследствии можно будет повесить дальнейшие сведения.
Мы коснемся вкратце этих различных «умов» или плоскостей действия, на которых происходит работа мысли, начиная с самого низшего инстинктивного ума.
Инстинктивный ум люди разделяют с животным царством. Эта первая форма психической жизни, достигаемая на пути эволюция сознания. В низших фазах этого ума сознательность едва заметна, и отсюда, от этих низших сфер, она поднимается путем постепенного развития, достигая в высших животных очень высокой степени сознательности в сравнении с первыми своими проявлениями. Когда же инстинктивный ум начинает переходить в высшее пятое начало, «интеллект», его уже трудно отличить от низших форм последнего. Первый проблеск инстинктивного ума можно наблюдать уже в царстве минералов, особенно в кристаллах и т. п. Затем в растительном царстве он уже делается совсем заметным, а в некоторых из высших типов растений показывает как бы зачаточные формы сознательности.
Далее в мире животных наблюдаются более сильные проявления инстинктивного ума, начиная от форм, близких к миру растительному по всей слабой сознательности, и кончая степенями разумности, почти равными низшим формам проявления человеческой души. Затем у людей мы видим, как инстинкты постепенно слабеют, по мере развития пятого разумного начала интеллекта. И наконец, в современном человеке мы наблюдаем это пятое начало, интеллект уже, контролирующим и подчиняющим себе целесообразно или не целесообразно четвертое основное начало, т. е. инстинкт. Но необходимо заметить, что даже человек высшего развития обладает еще очень сильно развитой деятельностью инстинктов и в различной степени подчиняет ее себе или подчиняется ей сам. Инстинктивный ум еще очень полезен человеку на современной стадии его развития. Как физическое существо, человек не мог бы существовать без инстинктов. И человек может сделать из инстинктивного ума в высшей степени полезного слугу. Но горе ему, если он позволит инстинктам управлять собой, т. е. завладеть правом, принадлежащим их старшему брату – интеллекту. Здесь именно нам следует обратить внимание на тот факт, что человек представляет собой существо, продолжающее развиваться. Его ни в каком случае нельзя считать законченным.
Человек достиг своего современного развития, совершив утомительное путешествие; но он видит только восход солнца, полдень еще очень далек от него.
Пятое начало, интеллект, уже значительно развит в случае наиболее передовых из наших современников, но у большинства людей развитие его еще только началось. Многие люди только немного выше животных, и ум их работает почти исключительно на инстинктивной плоскости. Все люди нашего времени, может быть только за исключением очень немногих, высоко развитых, должны быть настороже, чтобы инстинкты случайно не завладели ими.
Самая низшая фаза работы инстинктов подобна их работе в растительном царстве. Вся жизнь нашего тела зависит от этого отдела души. Непрерывное восстановление тканей, переработка их, пищеварение, усвоение, выведение ненужных частиц и т. п., все это делается «инстинктивно». Вся изумительная работа тела, как во время здоровья, так и во время болезни, добросовестно исполняется инстинктивным умом, без участия разумного сознания. Целесообразная и кажущаяся разумной работа всех органов тела и клеточек находится под управлением инстинктов. Прочтите в «Науке дыхании» о чудесном процессе кровообращения, очищения крови и т. п., и вы поймете, как изумительна работа даже этой низшей стороны души. Эта часть работы инстинктивного ума идет правильно у животных, у растений и даже у человека, пока последний не начинает развивать понемногу интеллект, который вмешивается в работу, для него чужую, и посылает противоречивые внушения, путая нормальный общий ход. Однако это нарушение порядка только временное, и по мере того как развитие интеллекта идет дальше, он начинает сознавать свои ошибки, стремится привести все в порядок и предотвратить возможность нарушения правильной работы организма.
Но это заведование растительной жизнью организма – только одна сторона деятельности инстинктивного ума. В то время, когда животное идет вперед по пути развития, для него возникает необходимость защищать себя, добывать себе пищу, защищать своих детей и пр. И животное не рассуждает об этом. В нем как будто сам собою возникает «инстинкт борьбы за существование». И эта деятельность инстинктивного разума продолжает существовать и в людях, иногда с удивительной силой проявляясь в нашей душевной жизни. В нас осталось еще очень много старого боевого духа животного, хотя мы уже умеем контролировать его и держать в руках, благодаря свету мысли, полученному от развития наших высших способностей. Инстинктивный ум учит животных строить гнезда перед наступлением зимы, переселяться в теплый климат, проводить зиму в спячке и тысячам других вещей, хорошо известных изучающим естественную историю. И он же учит нас многим вещам, которые мы исполняем, подчиняясь его голосу. Кроме того, он берет на себя работу, которую мы сначала научаемся делать посредством интеллекта и затем передаем инстинктивному уму, исполняющему его автоматически или почти автоматически. Просто поразительно, сколько ежедневных обязанностей исполняются нами под управлением инстинктивного ума, деятельность которого только случайно попадает на рассмотрение интеллекта. Когда мы учимся делать что-либо «на память» – это значит, что мы сначала овладеваем работой на интеллектуальной плоскости, а затем передам ее инстинктам, которые исполняют ее не хуже, а даже лучше. Женщина, шьющая на швейной машинке, машиниста, управляющий паровозом, маляр, красящий крышу, все они зависят от инстинктивного ума, потому что интеллект очень скоро утомился бы, если бы ему пришлось исполнять самому всю эту повседневную работу, обдумывая и решая каждое движение. Обратите внимание на разницу, как вы делаете что-нибудь, когда учитесь, и как делаете потом, когда уже выучитесь.
Эти последние проявления инстинктивного ума, т. е. заведование автоматической деятельностью, относятся уже к высшим сторонам его деятельности и в сильной степени обусловлены соприкосновением и слиянием его с развивающимся интеллектом.
Инстинктивный ум есть также «ум привычек». Он представляет собой странный склад, наполненный множеством вещей, полученных из самых разнообразных источников. В нем много полученного путем наследственности; много такого, что развивалось в нем самом, и много того, что он получил от интеллекта, включая сюда и внушения, идущие от других людей, а также и волны мысли, проходящие по человечеству, из одного ума в другой. Инстинктивный ум хранит в себе все виды безумия и мудрости.
Мы рассмотрим эту сторону его деятельности в следующем чтении – в главе о внушения и самовнушении, о силе мысли и пр.
Инстинктивный ум соединен с различными степенями сознательности, начиная от почти неуловимого для нас сознания минерала до «простого сознания» животного и низших типов человека.
«Самосознание» появляется у человека лишь вместе с развитием интеллекта, и о нем мы будем говорить в надлежащем месте. «Космическое сознание» или сознание вселенной, приходит с развитием «способности прозрения» или «интуитивного ума», и мы коснемся его дальше. Таков постепенный рост сознательности в живом мире вселенной. Прежде чем мы перейдем к следующему началу, мы должны обратить ваше внимание на то, что инстинктивный ум есть вместилище потребностей, страстей, желаний, инстинктов, ощущений, чувств и эмоций. Все ощущения, относящиеся к эмоциям и страстям, принадлежат к этой сфере. Все потребности тела, как голод и жажда, половое влечение физического характера; все страсти, как, например, физическая любовь, ненависть, зависть, злоба, ревность, мщение, входят в нее; «похоть тела, вожделение взгляда, гордость жизни» относятся к ней же. Это основное начало, самое материальное из трех душевных начал, и наиболее привязывающее нас к земле и к земному. Обратите внимание, мы не осуждаем вещей материальных или «земных». – На своем месте они имеют свое право на существование, но человек в своем развитии должен смотреть на них как на низшие ступени в своей духовной эволюции. И, достигнув более ясного понимания, он уже понемногу сбрасывает с себя узы, крепко привязывающие его к материальной стороне жизни и вместо того, чтобы видеть в ней свою цель, хотя бы временную, начинает определенно сознавать, что в лучшем случае это только средство для достижения высшей цели.
Многие из «грубых» инстинктов еще сохранились у нас и особенно резко выступают наружу у неразвитых людей. Оккультисты учат обуздывать и контролировать эти низшие желания и подчинять их высшим духовным идеалам, раскрывающимся перед нами. Но человек не должен приходить в отчаянье, если он найдет в себе еще много животных инстинктов. Это не есть признак чего-нибудь дурного. Уже одно то, что он сознает их, показывает, что развитие его идет вперед, потому что, хотя животные инстинкты и существовали в нем раньше, он не знал их настоящей роли в своей жизни. Теперь он знает их. И это поможет его развитию. Знание есть сила. Учитесь узнавать остатки животной натуры в себе и будьте укротителем диких зверей. Высшие начала всегда возьмут верх, но для этого требуется терпение, настойчивость и вера. «Грубые» свойства были необходимы в свое время. Животное нуждалось в них. Они были хороши для своей тогдашней цели. Но теперь, когда человек достиг высоких степеней развития, он видит яснее и учится подчинять свои низшие начала высшим. Низшие инстинкты не были насаждены в нас «диаволом», – они явились в процессе эволюции, как вполне законное явление в свое время и на своем месте. Но теперь мы уже переросли их и можем оставить позади. Поэтому не бойтесь этого наследия прошлого; вы можете при желании отбросить свои низшие инстинкты. Но не презирайте их даже тогда, когда вы попираете их ногой – это ступени, по которым вы достигли вашего современного положения, и по которым вы достигаете еще больших высот.
Мы теперь дошли до разумного начала, отличающего человека от животного. Первыми четырьмя началами, кроме человека, обладают низшие царства природы. Но пятое начало принадлежит уже только человеку. Резкого изменения или заметного перехода от сознательности четвертого начала к сознательности пятого не существует.
Эти начала незаметно переходят одно в другое и сливаются, как цвета в спектре. По мере того, как развивается интеллект, он слабо озаряет четвертое начало и сообщает инстинктивной жизни начало действительной разумности. «Простое сознание» переходит в «самосознание». Пока не проявится ясно пятое основное начало, существо, обладающее хорошо развитыми четырьмя началами, может проявлять страсти, но не разум; эмоции, но не интеллект; желания, но не разумную волю. Человек на этой стадии развития подобен народу, ожидающему монарха; спящему, ожидающему магического прикосновения того, кто был послан пробудить его от заколдованного сна; это животное, ожидающее появления в нем творческого начала, которое преобразует его в человека.
У некоторых из животных в инстинктивной деятельности уже начинает проявляться почти рассудочность, т. е. в четвертом начале уже начинают выступать низшие стороны пятого. С другой стороны, у некоторых из низших человеческих типов, как, например, у бушменов, пятое начало, т. е. интеллект, проявляется слабо, так что «человек» представляет больше животных черт, чем многие из домашних животных, которые, живя в продолжение многих поколений в тесном общения с человеком, приняли отчасти окраску его душевных эманаций. Первым признаком истинного развития пятого основного начала, интеллекта, является пробуждение самосознания. Для того чтобы лучше понять это, рассмотрим, что представляет собою сознание.
У низших животных очень мало того, что мы можем назвать сознанием. Сознание низших животных немногим выше простого ощущения. Жизнь на ее низких ступенях почти автоматична. Душевные процессы, если их можно так назвать, идут исключительно в области подсознания и относятся исключительно к физической жизни и к удовлетворению примитивных потребностей организма. Дальше примитивное сознание развивается в то, что психологи определяют термином «простое сознание». Простое сознание есть определенная осведомленность о внешних явлениях и способность смутно отличать их от явлений внутреннего мира. При этом все сознательное внимание направлено на внешний мир. Животное не может думать о своих мыслях и чувствах, о своих надеждах и страхах, своих стремлениях и планах, не может сравнивать их с подобными же мыслями подобных ему существ. Оно не может направить свой взор внутрь себя и размышлять об отвлеченных вещах. Оно просто принимает вещи так, как они приходят к нему, и не задает вопросов. Оно не пытается найти разрешение для своих внутренних вопросов, потому что для него такие вопросы еще не существуют.
При помощи самосознания у человека начинаете создаваться понятие о его «я». Он начинает сравнивать себя с другими, размышлять об этом. Он пересматривает свой наличный умственный запас и начинает выводить заключения из того, что находит в своем уме. Он начинает думать, анализировать, классифицировать, разделять, делать выводы и т. п. По мере развития он начинает мыслить все более и более самостоятельно и дает все новые и новые внушения своему инстинктивному уму. Он начинает полагаться на свой собственный ум и не хочет больше принимать слепо того, что идет из умов других. Он начинает самостоятельно творить и не является уже более простым автоматом в умственной рабой.
Из этого-то проблеска сознательной разумности развивается высшая сознательность. Один из новейших писателей[3] ярко выражает эту мысль в следующих словах:
«В течение сотен лет наблюдалось восхождение вверх по общей плоскости сознания, постепенное с точки зрения человека, но быстрое с точки зрения космического развития. У человекоподобной расы, с большим количеством мозга, ходящей прямо, стадной, зверской, но царящей над всеми зверями, из высшего «простого сознания» родилась основная человеческая способность самосознания и сопутствующий ей ее близнец – «язык».
Благодаря этим способностям и тому, что они принесли с собой, путем бесконечных страданий, путем труда и борьбы, через сотни и тысячи лет из полуживотных образовалось современное человечество, со всем чего оно достигло, и чем оно обладает. Для того чтобы достичь современного положения и состояния, люди должны были пройти через зверство, дикость и варварство, через рабство, алчность и страшные усилия; через бесконечные победы, через ужасные поражения, через нескончаемую борьбу; через века бесцельного полуварварского существования, питаясь кореньями и ягодами, научаясь пользоваться случайно найденной палкой или камнем; через жизнь в глухих лесах, на орехах и зернах; или на морском берегу, кормясь моллюсками, раками и рыбой; затем, совершив, может быть, величайшую из человеческих побед, покорив себе огонь и выучившись после долгих бесплодных усилий обрабатывать землю, делать кирпичи, строить дома, плавить металлы; создав ремесла и медленно вырабатывая алфавит, и пользуясь письменностью, человек наконец стал таким, каким мы его знаем».
Все это было бы совершенно невозможно без появления самосознания и речи. Самосознание легко понять, но трудно определить. Тот же писатель очень хорошо выражает сущность самосознания, говоря, что всякое существо без самосознания можете знать; но только при помощи самосознания оно может знать, что оно знает.
Вместе с развитием интеллекта появляются начатки всех изумительных достижений человеческого ума настоящего времени. Но как бы ни были грандиозны эти достижения, они ничто перед тем, что еще предстоит человечеству. Интеллект идет вперед от победы к победе. Развиваясь, он получает все больше и больше света через ближайшее высшее начало – «способность прозрения», и в конце концов он создает то, о чем мы даже не можем мечтать. И, тем не менее, необходимо помнить, что интеллект далеко не высшее начало в человеке. Выше его находятся еще два начала, настолько же превосходящие интеллект, насколько интеллект стоит выше инстинктивного ума. Поэтому не следует создавать себе Бога из интеллекта и не следует допускать, чтобы его гордость ослепляла.