Правовые основы электронного обучения


Основными законодательными актами, регулирующими электронные формы обучения, а также использование средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе на федеральном уровне в Российской Федерации, являются следующие:

1. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;

2. ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.06;

3. ФЗ № 152 «О защите персональных данных» от 27.07.06;

4. ФЗ № 63 «Об электронной подписи» от 06.04.11;

5. ФЗ № 78 «О библиотечном деле» от 29.12.94;

6. ФЗ № 77 «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.94;

7. ФЗ № 184 «О техническом регулировании» от 27.12.02;

8. ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.10;

9. Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кратко рассмотрим каждый закон из данного перечня.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» – это основной закон, регулирующий все виды образовательной деятельности, а значит и работы всех без исключения образовательных учреждений. Закон является «живым» документом, в который многократно вносились и будут вноситься изменения, отражающие развитие образовательных подходов в нашем обществе. Но ключевым моментом, давшим второе дыхание применению новых информационных и коммуникационных технологий в образовании, стали изменения, принятые в 2012 году.

В частности, в закон была введена статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», которая закрепила за образовательными организациями право применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (независимо от форм обучения).

В статье 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» говорится о необходимости формирования, наряду с классическими библиотеками, цифровых (электронных) библиотек, обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. При этом уточняется, что библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия).

Таким образом, в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в явном виде зафиксировано указание на правомочность применения электронных книг, информационных ресурсов и электронных форм обучения наравне с традиционными.

Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» – это еще один федеральный закон, регулирующий применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе ВУЗа. В нем определяются ключевые понятия, на которых основывается конструкция правового регулирования в области информации, доступа к ней, применения интернет-технологий и т.п.

Закон «О защите персональных данных» – это федеральный закон, определяющий порядок организации обработки и хранения персональных данных. Согласно данному закону, под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Закон предусматривает необходимость получения определенного рода согласия на использование и обработку персональных данных от любого физического лица, а также задает принципы их защиты от утраты или несанкционированного доступа (НСД).

В части использования информационных и коммуникационных технологий в образовательной среде ВУЗа требования закона «О защите персональных данных» необходимо учитывать в двух основных ситуациях: при администрировании учебно-методического процесса и при подготовке иллюстративных материалов.

В первом случае речь идет о защите анкетных данных обучаемого, хранимых в электронном виде (например, в системе управления обучением), его образовательных результатов и т.п. Законом описывается сложная конструкция взаимодействия участников процесса работы с персональными данными, предполагающая наличие целого ряда ролей и правоустанавливающих документов, детально описывающих данный процесс. На базовом уровне достаточно понимать, что персональные данные обучаемых (в части использования средств ИКТ при их обработке) должны храниться на сервере с ограниченным доступом и иметь резервную копию, с возможностью восстановления.

Второй случай менее регламентирован и больше относится к деятельности обычных преподавателей. Речь идет о том, что когда преподаватель сам (собственными силами) создает изображение или видеоролик для использования в образовательном процессе, и в нем присутствуют люди, которых можно однозначно идентифицировать, то их изображения также являются элементами персональных данных, на использование которых необходимо получить согласие. Важно помнить эту правовую особенность: в случае демонстрации в аудитории или в сети Интернет материалов с изображением конкретного человека без его письменного согласия, происходит нарушение не авторского права на результат интеллектуальной деятельности (которым является, например, фотография), а нарушается право объекта персональных данных (физического лица), изображенного на ней. Помните об этой особенности и будьте предельно аккуратны в подборе иллюстративного материала в образовательном процессе! В настоящее время законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение закона «О защите персональных данных» в виде крупных штрафов как с юридических, так и с физических лиц.

Закон «Об электронной подписи» – это федеральный закон, регламентирующий организацию юридически значимого документооборота между различными субъектами права (физическими, юридическими лицами, органами государственной власти). По аналогии с законом «О защите персональных данных», закон «Об электронной подписи» устанавливает сложные правила организации взаимоотношений между различными участниками процесса электронного документооборота, типы подписей, правила валидации и хранения подписанных с помощью цифровой подписи документов.

С появлением этого закона стало возможным организация образовательного процесса в полностью дистанционном формате с оформлением всех необходимых юридически значимых документов в электронном виде без пересылки бумажных версий по почте. По той же причине второе дыхание получило развитие сервисов «Электронный деканат». Все больше российских граждан вовлекаются в процесс электронного документооборота в масштабах страны – регистрируются на портале «Госуслуги» и получают собственную электронную подпись, которая позволяет взаимодействовать с многими государственными структурами и получать от них услуги без личного присутствия заявителя. Логично, что аналогичная практика постепенно распространяется и на сферу образования и образовательным организациям необходимо это учитывать.

Следующие два закона – «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов», применительно к электронному обучению, описывают правила организации электронных библиотек, а также оборота электронных книг, пособий и т.п. ресурсов. К данным правоустанавливающим документам следует обращаться в случаях, когда в образовательном процессе используются или выпускаются электронные издания.

Необходимо отметить, что уход от изданий на бумажных носителях и переход к использованию их электронной формы предоставляет нам сразу два глобальных преимущества: значительно ускоряется поиск необходимой информации и, как следствие, существенно повышается прозрачность автоматизированного поиска заимствований текстов. Второе обстоятельство во многом предопределило появление такого относительно нового сервиса многих образовательных и научных порталов, как «система антиплагиата».

Закон «О техническом регулировании» – напрямую не связан с образовательным процессом, но может быть востребован при разработке компьютерных стендов, специализированных тренажеров и симуляторов, реализованных в виде аппаратно-программных комплексов. В частности, закон описывает систему регулирования безопасности продукции по критериям радиационной безопасности, электромагнитной совместимости, взрывобезопасности, термической безопасности, химической безопасности и т.п.

Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» также напрямую не связан с использованием ИКТ в ВУЗе, но только на первый взгляд. Дело в том, что студенты младших курсов ВУЗов и колледжей, как правило, являются несовершеннолетними и подпадают под действие данного закона.

Очень часто мы действуем из благих побуждений и стремимся использовать современные компьютерные технологии для получения максимального эффекта визуализации тех или иных рассматриваемых объектов. Средства ИКТ предоставляют нам для этого широкий арсенал возможностей: видео ролики, компьютерный монтаж, анимация и многое другое. Ряд направлений обучения (например, в силовых ведомствах, МЧС, медицине) требуют учебного разбора ситуаций, связанных со сценами жестокости, насилия, человеческих страданий и т.п. Подбирая иллюстративный материал для таких курсов, следует помнить о требованиях данного закона и постараться найти разумный баланс между ценностью реалистичности представления описываемого процесса и возможным ущербом, наносимым данным материалом еще несформировавшейся личности несовершеннолетнего обучаемого.

Гражданский кодекс Российской Федерации – главный и единственный закон, регулирующий авторское право в Российской Федерации. В связи с тем, что применение современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе в разы увеличивает прозрачность использования объектов авторского права (к которым относятся программы, тексты, рисунки, видеозаписи и т.п.), а значит и вероятность возникновения претензий со стороны третьих лиц к используемому образовательному контенту, нормам авторского права посвящен отдельный подраздел в нашем пособии.

Следующий по уровню блок нормативных правовых актов – это документы федеральной исполнительной власти:

1. Концепции и стратегии, утвержденные актами президента РФ и правительства РФ.

2. Государственные программы, утвержденные правительством РФ.

3. Нормативные правовые акты Минобрнауки России, Минкомсвязи России, других министерств и ведомств.

4. ГОСТы в рамках системы добровольной сертификации.

5. СанПиНы для различных уровней образования и типов образовательных организаций.

Значимость документов второго уровня отнюдь не меньше, чем самих федеральных законов, поскольку именно в них содержатся конкретные положения и показатели, определяющие возможности применения электронного обучения в образовательном процессе.

Несмотря на то, что в регламентирующие документы регулярно вносятся изменения, отражающие стремительное развитие компьютерных технологий, некоторые требования нормативов всегда будут казаться нам несколько устаревшими. Однако, следует приготовится к тому, что учебные места образовательных учреждений, а тем более места, оснащенные средствами вычислительной техники, подлежат аттестации, при которой проверять их будут на соответствие, в том числе, вышеприведенным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а в зависимой подчиненности от них находятся численность групп, размеры помещений, продолжительность занятий, учебная нагрузка на преподавателя, затраты на содержание оборудования и еще много смежных факторов, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Загрузка...