Предисловие

В результате изучения учебника студенты должны

Знать:

1. Объект, предмет, методологию биогеографии.

2. Значение и место биогеографии в системе биологических наук.

3. Понятийно-категориальный аппарат и методологические основы биогеографии.

4. Основные характеристики ареала: характер границ ареалов и обусловливающие их причины: исторические, физические, экологические и др.; величина ареалов и определяющие их причины; первичные, вторичные, эндемичные и реликтовые ареалы; типы ареалов: сплошные, пятнистые, разорванные (дизъюнктивные); динамика границ ареалов: расширение, сокращение, пульсация. Роль факторов среды в определении границ ареалов, их структуры и динамики.

5. Основные характеристики флоры и фауны. Структура флоры и фауны. Географо-генетические флористические и фаунистические элементы. Понятие флорогенеза и фауногенеза. Гетерогенность региональных флор и фаун. Понятие об автохтонах и иммигрантах.

6. Флористическое и фаунистическое районирование Земли. Принципы районирования, основные флористические и фаунистические царства.

7. Основные характерные особенности царств: эндемичные семейства, роды и виды растений, эндемичные отряды, семейства и роды животных.

8. Понятие «растительность». Фитоценоз (ассоциация) как основная единица растительности. Типификация и классификация растительности Земли. Ландшафтные виды растений, виды-эдификаторы, их биологическое значение.

9. Понятие «животное население». Зооценоз – компонент биоценоза.

10. Общие представления об основных зональных биомах Земли. Варианты изменения зональных биомов в связи со степенью контитентальности климата и распределением материковых масс северного и южного полушария. Антропогенное влияние на зональные биомы Земли.

11. Возраст, степень разнообразия и эндемизма флористических и фаунистических комплексов отдельных регионов.

Уметь:

1. Оперировать биогеографическими понятиями и категориями.

2. Наносить на карту разные элементы биогеографической информации.

3. Анализировать структуру ареалов и закономерности распределения вида внутри ареала: выделять зоны оптимума, пессимума и дисперсии.

4. Анализировать естественные изменения природной среды и динамику границ ареалов растений и животных.

5. Анализировать роль антропогенных факторов в современных изменениях ареалов.

6. Объяснять основные закономерности современной пространственной организации растительности и животного мира планеты.

7. Объяснять историю формирования и развития основных современных флористических и фаунистических царств.

Владеть:

1. Биогеографической терминологией.

2. Навыками работы с картами.

3. Методами современного биогеографического районирования.

4. Навыками анализа изучения состава и систематического разнообразие флоры и фауны, используя индексы видового разнообразия.

5. Навыками определения физиономической и функциональной структуры населения животных.

Загрузка...