АЛЬТРУИЗМ – (фр. altruism, лат. alter – другой) – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовности жертвовать для их блага личными интересами, противоположен эгоизму.
АНАЛОГИЯ (от греч. analogia – соответствие) – сходство предметов, явлений, процессов по каким-либо чертам, признакам или свойствам; сравнение, целью которого является указание на определенную степень сходства, но не на полную идентичность объектов.
АНДРАГОГИКА (от греч. andros – взрослый человек и agoge – руководство, воспитание) – наука о теоретических и практических проблемах образования и воспитания взрослых.
АНОМИЯ – состояние общества, при котором отсутствует непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Аномия характерна для быстро меняющихся обществ, общин или групп, подверженных катастрофическим стрессам. В подобных обществах люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей, которые ставились ранее.
АНТИСОЦИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ – личность, общественное поведение которой не совпадает с общепринятыми в данном обществе социальными нормами, сложившимися традициями.
БЕДНОСТЬ – состояние, при котором основные потребности человека или социально-демографической группы, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, превышают средства для их удовлетворения. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает официальный показатель бедности и его использование в качестве социального индикатора.
БЕЗДОМНОСТЬ – отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование; отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения.
БЕЗРАБОТИЦА – незанятость в производстве трудоспособного желающего работать населения.
БЛАГОСОСТОЯНИЕ – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами, т. е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. Зависит от уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, степени развития общества в целом. Благосостояние оценивается системой показателей, характеризующих уровень жизни.
ВОЛОНТЕРСТВО – добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях.
ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫЕ – 1) система социально-экономических и правовых средств, обеспечивающих условия жизнедеятельности членов общества, социальных групп, реализацию их интересов, разнообразных связей и отношений, функционирование и развитие общественной системы в целом; 2) материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном обществе.
ГАРМОНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – согласованность, соразмерность в области общественных отношений между социальными группами, слоями населения, национальными общностями, а также отдельными личностями и обществом в целом. Выступает как состояние общественных отношений, при котором интересы субъектов максимально согласованы.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ исследования социальных явлений и процессов, основанный на анализе их происхождения и развития. Главное в генетическом методе – выявление связи явлений во времени, последовательное изучение трансформации от низших форм к высшим, установление начальных условий развития, главных его тенденций, этапов.
ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искусство понимания, толкования, интерпретации.
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД – метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок.
ГОСУДАРСТВО – 1) социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сфера общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес); 2) основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Важнейшими характеристиками государства являются государственное устройство и политический режим.
ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ – правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику; форма организации общества, обеспечивающая правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей всех членов общества, а также максимальное соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его материальным вознаграждением. Социальным является такое государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции (наряду с экономическими, политическими и духовными) и одновременно является правовым и демократическим государством.
ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ (welfare state) – государство, утверждающее возможности радикального преобразования общества в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех граждан. Концепция государства всеобщего благосостояния основана на идее нейтральной надклассовой силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем перераспределения доходов и таким образом ликвидировать социальное неравенство. Государство всеобщего благосостояния призвано обеспечить реализацию программы достижения высокого уровня жизни населения путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства, программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы, а также защиты национальной культуры.
ГУМАНИЗМ – 1) в широком смысле – исторически изменяющаяся система воззрений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а гуманизацию социальной среды – одним из ключевых направлений социального воспитания; 2) в узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения.
ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ – материальная, финансовая, экономическая благотворительная поддержка людей, оказываемая международными государственными, общественными организациями и частными лицами в случае стихийных бедствий и социально-экономических потрясений, войн и иных несчастий, постигших страну и ее граждан.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – совокупность граждан, добровольных объединений и организаций, которые строят свою деятельность на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства и его органов. Во второй половине XX в. развитие гражданского общества стало одной из форм осуществления новейших научных идей общественного прогресса (экономического роста, модернизации, открытого общества, постиндустриального общества, информационного общества и др.), перехода от авторитарно-диктаторских режимов к демократическим (Германия, Италия, Испания, Греция, Чили), либерализации экономических отношений, социально-политических институтов, национально-культурного возрождения и самоопределения в ряде стран Восточной и Центральной Европы, других регионов мира. Наблюдается четко очерченная тенденция постепенного движения национально замкнутых обществ отдельных стран мира к гражданскому обществу нескольких этнорегиональных сообществ, близких между собой по уровню и степени развития.
ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – устойчивые группы людей, занимающие определенное место и играющие присущую им роль в общественном производстве (классы).
ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – локализованный в пространстве и времени конкретный акт деятельности общественного субъекта по преобразованию социальной ситуации соответственно его потребностям и целям, реализуемый посредством изменения поведения, установок, стремлений других индивидов или общностей.
ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektikn teknn – искусство вести беседу, от dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Для диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе как она есть в совокупности ее многообразных существ, отношений к другим вещам. Основными законами диалектики являются: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменении в качественные; закон отрицания отрицания. Каждый из этих законов отражает важнейшую закономерность движения внешнего мира и его отражения в сознании, а вместе взятые они характеризуют сущность диалектической концепции развития в ее существенном отличии от метафизики. Диалектические принципы: 1) конкретности истины; 2) единства логического и исторического; абстрактного и конкретного; 3) практики как критерия истины. Материалистическая диалектика, ее законы и категории постоянно развиваются, совершенствуются. Основу этого развития составляют обобщения новейших данных естественных и общественных наук.
ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discrimination – различие) – ограничение в правах, лишение равноправия отдельных лиц и определенных категорий населения страны по признакам национальной принадлежности, социального происхождения, политических и религиозных взглядов, пола, возраста и по другим признакам.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – деление общества на группы людей, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ – наиболее существенные, устойчивые социальные связи и явления.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (case management) – ведение пользователя, управление случаем), – метод социальной работы, заключающийся в организации и координации помощи и услуг на уровне индивида путем сбора данных, их анализа, определения стратегии и сопровождения процесса социальной помощи.
ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, властью; тенденция к сплочению, объединению, выравниванию показателей социального и экономического развития стран и регионов, общественных классов, социальных групп и общностей.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. К информационным технологиям относится создание письменности, изобретение книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютерные технологии и т. д.
КАДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ – это люди, работающие в системе органов и учреждений социальной защиты, помощи и обслуживания, выполняющие должностные обязанности и наделенные для этого определенными правами и ответственностью.
КАТЕГОРИИ (от греч. Katngoria – высказывание) – основные и наиболее общие понятия наук, особенно логики.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ – этический принцип, в соответствии с которым социальный работник не имеет права раскрывать информацию о клиенте без его согласия.
КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ – вмешательство во внутренние дела другого человека или группы лиц, находящихся в состоянии кризиса, дня оказания медицинской, социальной, психологической, материальной и других видов помощи. Это комплекс мероприятий, содержание, формы и методы которых определяются анализом различных сторон кризиса.
МАРГИНАЛЫ (от лат. marginalis – находящийся на краю) – индивиды, утратившие признаки принадлежности к стабильному социальному институту, слою, группе в рамках сложившихся социальных отношений, находящиеся в промежуточном «пограничном» состоянии между ними. Понятие введено Р. Парком.
МЕТАФИЗИКА – 1) философская наука о сверхчувственных принципах бытия; 2) противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие.
МЕТОДИКА – совокупность способов установления конкретных социальных фактов, средств получения и обработки первичной информации; совокупность установок, инструкций, правил реализации исследовательских действии, составляющих сущность метода.
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ – способ построения и обоснования системы научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического познания и преобразования действительности.
МЕТОДОЛОГИЯ – в широком смысле – совокупность наиболее общих, прежде всего, мировоззренческих принципов в их применении к решению теоретических и практических задач; в узком смысле – совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных; учение о методе.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ – это комплекс разнообразных научно-познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение новых научных знаний в сфере социальной работы.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ – совокупность исследовательских и терапевтических процедур, способов деятельности, с помощью которых осуществляется социальная работа.
МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА – основные разновидности государства, отличающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется.
МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ – система специально подобранных или разработанных психотехнических упражнений, ролевых игр, психотерапевтических методик, направленных на видоизменение социально неприемлемого поведения.
МОНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – вид эмпирического исследования, в котором в качестве объекта исследования обычно выступает одна единица какого-либо класса явлений. Этот объект отбирается типологически на основе имеющейся информации. Предполагается, что он характерен для данного класса явлений.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ – документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени.
ОБЪЕКТ НАУКИ – та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука.
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ – те, кто нуждается в социальной помощи.
ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – обретение индивидом соответствующих знаний, умений, норм поведения в процессе непосредственного взаимодействия с другими людьми, социальными группами и социальной средой жизнедеятельности.