Всё началось с работы Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В ней Энгельс впервые выдвигает идею о том, что у философии есть «великий основной вопрос»:
«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, – уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру… Совершенно подобным же образом вследствие олицетворения сил природы возникли первые боги, которые в ходе дальнейшего развития религии принимали все более и более облик внемировых сил, пока в результате процесса абстрагирования… в головах людей не возникло, наконец, из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов представление о едином, исключительном боге монотеистических религий.
Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, имеет свои корни, стало быть, не в меньшей степени, чем всякая религия, в ограниченных и невежественных представлениях людей периода дикости. Но он мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение лишь после того, как население Европы пробудилось от долгой зимней спячки христианского средневековья. Вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, – этот вопрос, игравший, впрочем, большую роль и в средневековой схоластике, вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?
Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, – а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, – составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.
Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются. Ниже мы увидим, какая путаница возникает в тех случаях, когда им придают какое-либо другое значение».
Что мы тут видим? Мы видим обоснование Энгельсом основного вопроса всей философии. На чём оно построено? На том, что люди издревле не могли объяснить сновидения и считали, что есть душа, которая отделена от тела. Это порождает вопрос о том, что же первично, тело или душа, дух. И это, пишет Энгельс, разделяет философов на два противоположных лагеря: идеалистов и материалистов.
Допустим, что истоки идеализма (но не материализма!) он указал верно, хотя это вопрос дискуссионный. Но почему именно этот вопрос должен быть ОВФ? Правильно ли Энгельс обосновал этот вопрос? Ведь он сам указывает, что вопрос этот «мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение лишь после того, как население Европы пробудилось от долгой зимней спячки христианского средневековья».
Позвольте, но если «всё своё значение» этот вопрос «смог приобрести» только после средневековья и только в Европе, то является ли он «великим основным вопросом» и «высшим вопросом всей философии»? Если этот вопрос «великий», «высший» и «основной для всей философии», то почему он не был назван таковым в те далёкие первобытные времена? Ставился ли тогда вообще вопрос о материализме? Почему этот вопрос не был назван основным раньше средневековья и не только в Европе, а, например, в Древней Греции, где, как мы знаем, впервые появилась научная философия в той форме, которая представляет собой начало классической философии, и где появились первые открытые атеисты и материалисты? Какие для этого предлагаются аргументы?
Да известно, что ещё Платон в своих диалогах делил философию на два течения: материализм и идеализм. Хотя придавал этому несколько иное значение. Но считал ли он этот вопрос главным? Например, в «Федоне» Платон вложил в уста Сократа такие слова: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью». Это Сократа и Платона больше роднит с представлениями Камю об ОВФ, чем с представлениями марксистов.
Энгельс утверждает, что люди задумывались об этом издревле, ещё тогда, когда не могли объяснить своих сновидений. Но, во-первых, с тех пор, как возникла религия, люди вряд ли задумывались о первичности бытия и мышления уже потому, что они верили в духов и богов, и были убеждены, что это именно боги создали всё вокруг. Во-вторых, даже до появления религий люди вряд ли уделяли этому вопросу значительное место, т.к. у них было много других вопросов, куда более злободневных и существенных, чем вопрос о бытии и мышлении. Тот же вопрос смерти, вернее, вопрос «Как бы выжить?» их интересовал куда чаще и сильнее, чем вопрос о первопричине. Поэтому и в дорелигиозном периоде первобытных обществ, и потом, когда сформировались первые религии, людей больше интересовали совсем другие вопросы, которые требовали разрешения, чем какой-то абстрактный отдалённый вопрос о том, что было раньше, яйцо или курица, бытиё или сознание. Не спорю с тем, что, вполне возможно, что они задавались и этим вопросом, но был ли он для них основным и важным? А уж для религиозных обществ этот вопрос и подавно не стоял, т.к. было «ясно», что всё создали невидимые нематериальные и всемогущие боги.
Помните, мы писали о разнице понятий «проблема» и «вопрос», и о том, что проблема всегда первична по отношению к вопросу. Первична и естественна, природна, как правило, а не надумана. Так вот по отношению к религиозным (и не только) обществам проблема о первичности является искусственной, надуманной уже потому, что в самой природе нет такой проблемы. Значит, и вопрос об этом – искусственен. У общества всегда были другие более злободневные проблемы.
К тому же, как мы рассмотрели выше, «большинство философских школ вообще не выделяет какой-либо философский вопрос как основной». И сам Энгельс признаёт, что этот вопрос о первичности «мог приобрести все свое значение лишь после того, как население Европы пробудилось от долгой зимней спячки христианского средневековья». Следовательно, до этого указанный ОВФ не имел такого важного значения. Так был ли он основным? А какая философская школа указывает на него до христианства? Мы не видим такой школы.
Некоторые исследователи этого вопроса утверждают, что «вопрос о первичности духа или материи до XVIII века вообще не ставился как основная проблема философии». Многие пишут, что впервые Гегель указал, что проблема противоположности бытия и сознания требует разрешения, указывая, что первой формулировкой ОВФ можно считать гегелевскую, в которой философия «… распадается на две основные формы разрешения этой противоположности (между мышлением и бытием) – реалистическую и идеалистическую философию…» (Гегель). Хотя не совсем верно представлять, будто дело во влиянии Гегеля на Маркса и Энгельса. До них Фейербах высказывал мыль о том, что «вся история философии» крутится вокруг вопроса «об отношении духовного к материальному». Кроме того, Маркс и Энгельс испытывали немалое влияние материалистов и просветителей Франции XVIII века. Но так как Маркс с Энгельсом разрабатывали свою философскую теорию диалектического материализма, то они, естественно, во многом восприняли диалектическую философию Гегеля. Поэтому идею о значимости отношения духа к материи и вопрос о первичности Энгельс назвал основным и даже высшим. Но для этого у него была своя причина.