Глава 3 Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

В результате изучения данной темы необходимо:

знать:

‒ цели, задачи, предмет и объект прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания,

‒ типичные нарушения закона, допускаемые органами дознания при производстве предварительного расследования;

уметь:

‒ анализировать процессуальные решения, принимаемые органами дознания при производстве предварительного расследования;

владеть:

‒ навыками составления актов прокурорского реагирования в связи с нарушениями прав участников уголовного судопроизводства при производстве дознания.

3.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания

В юридической науке под термином «прокурорский надзор» понимается специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории23.

Надзорные полномочия прокурора представляют собой систему его прав и обязанностей позволяющие реализовать возложенные на прокуратуру задачи и функции, закрепленные в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РФ, иных федеральных законах и нормативных правовых актах Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Сущность прокурорского нaдзорa состоит в том, что он предстaвляет собой сaмостоятельный специфический вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры от имени государства и заключающийся в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, обеспечивающий выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, а также привлечение виновных лиц к юридической ответственности, в целях гарантированности реализации верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Осуществление прокурорского нaдзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия – это самостоятельная функция прокуратуры, поскольку представляет собой конкретный вид деятельности, обусловленный назначением прокуратуры, которая выражена в ее целях и задачах, направлена на их достижение и реализацию, характеризуется конкретным предметом ведения и связана с использованием предусмотренных законодательством совокупностью полномочий и правовых средств.

Объектом прокурорского надзора выступает процессуальная деятельность органов дознания и должностных лиц этих органов, связанная с уголовным судопроизводством.

Предметом прокурорского надзора как вида государственной деятельности является та сфера общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора24.

Исследование прокурорского надзора невозможно без определения его целей и задач.

Цели и задачи того или иного органа не тождественны, а их условное различие состоит в том, что цель – это то, чего желаешь достичь, а задача – то, что необходимо сделать, чтобы достичь желаемый, планируемый результат25.

Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве цели прокурорского надзора выступает обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Предметом прокурорского надзора за органами осуществляющими дознание является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведение расследования, а также законность решений, принимаемых этими органами (ст. 29 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).

При организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, следует добиваться такого состояния законности при производстве дознания, которое позволяет достичь цели уголовного судопроизводства, обозначенных в ст. 6 УПК РФ, а также возможность реализации в полном объеме его участниками своих прав, что предполагает соблюдение прокурором принципов уголовного процесса как исходных, основополагающих положений, определяющих построение всех стадий, форм и институтов уголовного судопроизводства и обеспечивающие реализацию его назначения.

В зависимости от значимости, содержания, функциональной направленности и средств решения, а также компетенции, все задачи прокурорского надзора условно могут быть разделены на три вида: общие, специальные и конкретные.

Общие задачи прокурорского надзора определены Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РФ и рядом иных нормативных актов, подлежащие разрешению каждым прокурором, выполняющим надзорные функции.

Специальные задачи прокурорского надзора определены конкретным направлением (отраслью) прокурорского надзора, а также компетенцией прокурора в каждом конкретном случае.

Конкретные задачи прокурорского надзора различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора.

Исследуя общие задачи прокурорского надзора нельзя не обойти своим вниманием ст. 129 Конституции РФ, которая посвящена прокуратуре и находится в гл. 7 «Судебная власть и прокуратура». Как справедливо отмечают авторы комментария: «Если правомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядка наделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные и другие органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов в целях обеспечения их верховенства, единства и укрепления законности – явление уникальное, данная обязанность возложена государством только на один орган – прокуратуру РФ. Кроме того, следует сказать о видовом отличии прокурорской деятельности, которое заключается в прокурорском надзоре за исполнением законов (выделено нами. – Л.Щ.) и уголовном преследовании. Не говоря подробно об уголовном преследовании, которое согласно Закону о прокуратуре (ч. 2 ст. 1) она осуществляет в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Прокурор остается должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ)26.

Конституционный принцип единства и централизации прокуратуры закреплен в ч. 1 ст. 129 Конституции и воспроизведен в Законе о прокуратуре в ч. 1 ст. 1, где подчеркнуто, что прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с частью второй рассматриваемой нормы в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет не только надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие, но и дознание.

Статья 29 Закона о прокуратуре раскрывает предмет рассматриваемой отрасли надзора, который подразделяется на несколько компонентов, включая надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленным порядком разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнением оперативно-розыскных мероприятий, проведением расследования. Прокурор также обязан проверять законность и обоснованность решений, принимаемых органами дознания.

Уголовно-процессуальный закон в целом подробно регламентирует полномочия органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, т.е. процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не в праве применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ.

Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов дознания, прокурор использует специальные полномочия, предоставленные ему нормами УПК РФ, в частности, право требования от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания; право передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами о подследственности, установленными ст. 151 УПК РФ.

Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства, обязывает прокурора, чтобы в каждом случае обнаружения признаков преступления принимались предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица (лиц) виновных в совершении преступления. При этом должны соблюдаться все принципы уголовного судопроизводства, в частности, обеспечено право подозреваемого и обвиняемого на защиту, именно право на защиту каждого, кто подвергся уголовному преследованию, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 17, 45, 46, 48, 123), общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в качестве одного из основных прав человека и гражданина. Следовательно, на дознавателя возлагается обязанность разъяснения, предусмотренного нормами уголовно-процессуального закона в объеме, определяемом процессуальным статусом лица, в отношении которого ведется производство по делу с учетом стадий и различных форм судопроизводства (дознание в сокращенной форме).

Задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, вытекают из установленных федеральными законами обязательных направлений надзорной деятельности, к числу которых можно отнести следующие:

1) обеспечение защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены в результате совершения преступления (п. 2 Приказа Генерального прокурора РФ № 11);

2) принятие исчерпывающих мер, направленных на устранение нарушений и восстановление прав граждан, в том числе на доступ к правосудию в разумный срок, а также возмещение причиненного преступлениями ущерба (ст. 45, ч. 1; ст. 46, ч. 1; ст. 52 Конституции РФ), реализуемых, в частности, посредством использования уголовно-процессуальных механизмов, предполагающих обязанность органов предварительного расследования при выявлении признаков преступления возбуждать уголовные дела, осуществлять от имени государства уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения, обеспечивая неотвратимость ответственности виновных (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.06.2019 № 23-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Б.А. Сотникова»);

3) безусловного соблюдeния прав и свобод человека и гражданина, в том числе точного исполнения требований федерального законодательства органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, учитывая информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В соответствии с п. 9 Приказа Генерального прокурора РФ от 19.01.2022 № 11 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» на прокурора возложена обязанность обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей, по каждому сообщению, о преступлении;

4) безусловного и точного соблюдения устaновленного законом порядка возбуждения уголовных дел, сроков производства по уголовному делу, сроков содержания под стражей, а также реального обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, что требует безотлагательного изучения процессуальных решений о возбуждении уголовного дела, поступивших в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ (п. 11 Приказа Генерального прокурора РФ № 11);

5) безусловного соблюдения требований закона о всестороннем, полном и объективном расследовании всех обстоятельств дела, выявлении как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого обстоятельств, а отягчающих и смягчающих его ответственность обстоятельств;

7) соблюдения требoваний закона о полноте принятых органами дознания мер по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также по возмещению ущерба, причиненного преступлением;

8) обеспечения неукоснительного соблюдения органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность;

9) обeспeчения законности и обосновaнности задержания лица по подозрению в совершении преступления только в порядке и по основаниям, установленным уголовно-процессуальным законодательством (ст. 91, 92 УПК РФ);

10) обeспечения законного и обоснованного привлечения к уголовной отвeтствeнности или иному ограничeнию в правах;

11) обeспeчeния правовых гарантий законности избрания меры пресечения в отношении подозреваемых или обвиняемых в порядке и по основаниям, указанным в УПК РФ, а применения заключения под стражу, домашнего ареста только на основании судебного решения;

12) соблюдeние требований закона при раскрытии преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, иных необходимых процессуальных действий;

13) обеспечения неукоснительного соблюдения органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при возмещении ущерба, причиненного преступлением;

14) обеспечeния точного и неуклонного исполнения требований УПК РФ при производстве дознания, включая его сокращенную форму.

Можно сказать, что главной целью организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания является достижение такого состояния законности при производстве дознания, когда полностью реализуется назначение уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ).

К задачам организации надзора за процессуальной деятельностью органов дознания следует относить следующие:

1) получeние полной и достоверной информации о состоянии дознания;

2) осуществлeние постоянного и упреждающего надзора за законностью при производстве по каждому уголовному делу, находящемуся в производстве дознавателя и принятие мер по устранению нарушений законности, причин и условий, им способствующих;

3) осущeствлeние действенного контроля за выполнением письменных указаний прокурора дознавателем, а также анализ причин и факторов, выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора и способствующих нарушениям законности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности органами дознания, в том числе повторных;

4) своевременное принятие решения об отстранении дознавателя от дальнейшего производства расследования в случае существенного нарушения закона;

5) осуществление контроля за движениeм уголовного дела, соблюдением сроков при производстве дознания;

6) осуществление надзора за расследованием преступления таким образом, чтобы каждое доказательство отвечало требованиям относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточными для разрешения уголовного дела;

7) обeспечeние такого порядка, при котором прокурор в течение предусмотренного законом срока (пять суток) имел возможность всесторонне и полно рассмотреть все материалы уголовного дела, поступившего с обвинительным актом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите цели, задачи, предмет и пределы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

2. Охарактеризуйте полномочия прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

3. Назовите формы прокурорского реагирования на нарушения прав участников уголовного судопроизводства при производстве дознания.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Прокурорский надзор: Учебник для бакалавров / Под ред. Ю.Е. Винокурова. 16-е изд., перераб. и доп. М., 2023.

2. Прокурорский надзор: Учебник для академического бакалавриата: В 2 т. / Под ред. О.С. Капинус. М., 2015.

3. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (16-е изд., перераб. и доп.). М., 2023.

4. Химичева Г.П. Принципы уголовного судопроизводства // Уголовный процесс. М., 2002.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.Д. Зорькина. М., 2011.

6. Гулягин А.Ю. Цели, задачи и функции органов прокуратуры – основа качественного обеспечения законности // Юридический мир. 2011. № 3.

7. Решетняк В.И. Проблемы судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме // Законность. 2020. № 1.

3.2. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания при выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно

В результате изучения данной темы необходимо:

знать:

‒ цели, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания при выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно,

‒ типичные нарушения закона, допускаемые органами дознания при выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

уметь:

‒ анализировать процессуальные решения, принимаемые органами дознания при неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

владеть:

‒ навыками составления актов прокурорского реагирования в связи с нарушениями прав участников уголовного судопроизводства при выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Полномочия прокурора неоднородны по своему содержанию и назначению, но подчинены общей цели – обеспечению законности при производстве дознания и предварительного следствия. У прокурора нет иного процессуального интереса, чем обеспечение законности процессуальной деятельности органов, осуществляющих предварительное расследование.

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования форме дознания, как уже было сказано выше, служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Соблюдение определенной законом процедуры расследования способствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституционного принципа презумпции невиновности27.

Именуя главу 21 УПК РФ как общие условия предварительного расследования, законодатель отнес к ним подследственность (ст. 151 УПК РФ), однако не раскрыл ее содержание, а фактически определил перечень преступлений, уголовные дела о которых подлежат расследованию конкретным органом предварительного следствия, либо дознания. Вместе с тем в теории уголовно-процессуального права под подследственностью понимается система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия28.

С учетом процедуры расследования законом, возложены на органы дознания не только дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, но и выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В связи с этим предполагается, что производство неотложных следственных действий органом дознания должно подчиняться совокупности общих правил-требований, имеющих сквозной характер и закрепленных в УПК РФ, обеспечивающие единообразие досудебного производства.

Получив сообщение о преступлении, относящееся к подследственности следователей органов внутренних дел, орган дознания должен принять одно из следующих решений: выполнить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно – в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ; вынести постановление о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

Принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела о преступлениях, подследственных следователям органов внутренних дел, орган дознания не вправе.

В зависимости от того, о каком виде дознания идет речь, оно может завершаться направлением уголовного дела руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ (прокурору в соответствии с ч. 5 ст. 152 УПК РФ), либо так же, как и предварительное следствие одним из двух решений: направлением дела в суд с аналогом обвинительного заключения – обвинительным актом или прекращением уголовного дела.

По справедливому замечанию А.П. Рыжакова, в действующем УПК РФ законодатель попытался дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, именовать производством неотложных следственных действий (п. 17, 19 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 40, п. 1 ч. 1 ст. 40.1, п. 3 ст. 149 и др. УПК РФ). А дознанием называть лишь форму предварительного расследования по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Между тем в юридической литературе и производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, до сих пор процессуалисты именуют дознанием29. Сторонники другой точки зрения полагают, что в настоящее время существует единственный вид дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно30, к сказанному следует лишь добавить, что Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) была введена гл. 32.1, в которой реализовалась идея об упрощении досудебной уголовно-процессуальной формы по делам, по которым предварительное следствие необязательно.

Согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ под неотложными следственными действиями понимаются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

В.Ю. Стельмах несколько расширил понятие, данное в ст. 5 УПК РФ, и определил неотложные следственные действия как процессуальную деятельность органа дознания, заключающуюся в том, что при выявлении признаков преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, и при невозможности незамедлительного возбуждения дела тем следственным органом, который правомочен производить по нему расследование, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит в срок, не превышающий 10 суток, следственные действия, направленные на фиксацию следов преступления, после чего передает уголовное дело следователю»31.

Как следует из буквального толкования п. 19 ст. 5 УПК РФ, возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий является исключительной компетенцией органов дознания. Его сущность состоит в том, что органу дознания фактически (кратковременно) передаются полномочия следователя по возбуждению уголовного дела и производству первоначальных (необходимых) следственных действий, направленных на поиск и закрепление доказательств по «горячим следам» совершенного преступления, предварительное следствие по которому обязательно (ч. 2 ст. 157 УПК РФ), с целью недопущения их утраты.

Следовательно, дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно – заключается в правоотношениях и деятельности его участников при главенствующей роли органа дознания, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания и дознавателя при наличии прокурорского надзора и оперативного (экстраординарного) судебного контроля по производству неотложных следственных действий в целях: 1) выявления, закрепления и исследования следов преступления; 2) установления фактических обстоятельств совершения преступления «по горячим следам»; 3) установления лица (лиц), совершившего преступление (ст. 157 УПК РФ).

В ч. 2 ст. 157 УПК России указаны органы дознания, которые наделены полномочиями по производству неотложных следственных действий.

К ним относят: 1) органы дознания, указанные в пп. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ – по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пп. 2–6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.4 УК РФ; 2) органы федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 настоящего Кодекса, а также о преступлениях, указанных в ч. 2 и 3 ст. 200.2 УК РФ, выявленных органами федеральной службы безопасности; 3) таможенные органы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193 ч. 2, 193.1 ч. 2 и 3, 194 ч. 3 и 4, 200.1 ч. 2, 200.2 ч. 2 и 3, 226.1, 229.1 УК Р Ф, выявленных таможенными органами Российской Федерации; 4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона; 5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами; 6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ.

Действующий УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР 1960 г., не содержит нормы, где был бы дан исчерпывающий перечень следственных действий, которые орган дознания вправе произвести по делу, подследственному следователю. Можно предположить, что отсутствие такого четкого перечня неотложных следственных действий продиктовано различными ситуациями, встречающимися в практике расследования, когда субъект расследования сам определяет, какие из установленных уголовно-процессуальным законом следственных действий он считает неотложными, руководствуясь при этом критериями неотложности, содержащимися в п. 19 ст. 5 УПК РФ.

На наш взгляд п. 19 ст. 5 УПК РФ корреспондирует п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 № 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)», где к исключительным случаям, в которых производство следственного действия не могло быть отложено, относятся, например, ситуации, когда необходимо реализовать меры по предотвращению или пресечению преступления; промедление с производством следственного действия позволит подозреваемому скрыться; возникла реальная угроза уничтожения или сокрытия предметов или орудий преступления; имеются достаточные основания полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится какое-либо следственное действие, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела.

Следовательно, при определении границы тех следственных и процессуальных действий, производство которых допустимо в условиях любой из процессуальных форм расследования, необходимо руководствоваться критерием неотложности.

Как было сказано, ст. 157 УПК РФ не только конкретизирует процесс производства неотложных следственных действий, но и определяет субъектов их проведения. Часть первая данной нормы предусматривает полномочия органа дознания по возбуждению уголовного дела и проведению по нему неотложных следственных действий при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно.

В течение 10 суток с момента возбуждения уголовного дела орган дознания в пределах своей компетенции производит необходимые следственные действия как уже было сказано выше, направленные на обнаружение и фиксацию следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Следует обратить внимание, что указанный срок является максимальным и продлению не подлежит, но в случае, когда неотложные следственные действия были выполнены ранее установленного срока, органу дознания ничего не препятствует направить уголовное дело руководителю следственного органа для дальнейшего расследования. Однако, учитывая полномочия прокурора о разрешении споров о подследственности (ч. 8 ст. 151), а также возможность производства неотложных следственных действий при производстве дознания (ч. 5 ст. 152), следует признать, что уголовное дело после выполнения неотложных следственных действий может передаваться и прокурору для продолжения расследования в форме дознания. Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлена «дознавательская» подследственность, то при соблюдении требований ст. 150, 151 начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке гл. 32 УПК РФ (такая возможность вытекает из ред. п. 3 ст. 149 УПК РФ)32.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Никаких ограничений по вопросам перечня розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, которые проводит орган дознания по переданному следователю уголовному делу, законодатель не предусмотрел. Однако периодичность уведомления следователя о результатах принятия органом дознания розыскных и оперативно-розыскных мер должна быть согласована со следователем.

При осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания следует обращать свое внимание на обстоятельства, заключающиеся в том, что в ходе производства неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным, либо по их окончании, орган дознания, дознаватель не вправе принимать решения о привлечении лица в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ), соединении уголовных дел (ст. 153 УПК РФ), выделении уголовного дела (ст. 154 УПК РФ), выделении в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 155 УПК РФ), приостановлении предварительного следствия (ст. 208 УПК РФ), прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования в отношении подозреваемого (ст. 24, 25, 25.1, 27, 28, 28.1, 212–213 УПК РФ).

Решения по этим вопросам принимаются в установленном УПК РФ порядке следователем следственного органа после направления органом дознания уголовного дела через прокурора руководителю следственного органа.

К сказанному, следует добавить, что уголовные дела о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ, органом дознания возбуждены быть не могут, и поэтому ст. 157 УПК РФ по таким делам неприменима, на что указывает п. 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ во взаимосвязи с ч. 7–9 ст. 144 УПК РФ, откуда явствует, что орган дознания (имеется в виду орган внутренних дел), располагая сведениями о налоговом преступлении, готовит для предварительного следствия не уголовное дело, а всего лишь сообщение об этом и вся замысловатая, уникальная проверочная деятельность по такому сообщению и, соответственно, возбуждение уголовного дела находятся всецело в компетенции следователя Следственного комитета РФ, к подследственности которого относятся уголовные дела о налоговых преступлениях, а оперативно-розыскное сопровождение расследования – в компетенции «автора» сообщения, т.е. оперативно-розыскного подразделения экономической безопасности противодействия коррупции данного органа внутренних дел33.

Особенно важно, чтобы при производстве неотложных следственных действий органом дознания обеспечивалось соблюдение прав и свобод участников уголовного судопроизводства, соблюдались требования уголовно-процессуального закона о порядке производства конкретных следственных действий.

Для предупреждения возможных и обнаружения допущенных нарушений закона при производстве неотложных следственных действий используются обычные формы прокурорского надзора.

Вместе с тем при производстве неотложных следственных действий средствами прокурорского надзора должно быть обеспечено:

‒ строгое соответствие требованиям закона, регламентирующих порядок и необходимость производства таких следственных действий;

‒ своевременная передача уголовного дела по подследственности после окончания срока производства неотложных следственных действий или по их окончании;

‒ принятие органом дознания всех мер по установлению лица, совершившего преступление, и закреплению следов преступления и доказательств;

‒ выполнение органом дознания письменных поручений следователя.

Необходимо обращать свое внимание на то, чтобы при выполнении поручений следователя орган дознания не подменял работу следователя, поскольку зачастую исполнение поручений о следственных действиях, которые мог бы осуществлять сам следователь, во-первых, подменяет работу и препятствует непосредственному восприятию следователем хода расследования, во-вторых, отвлекает орган дознания от выполнения своих непосредственных функций.

Представляется, что орган дознания обязан выполнять поручения об установлении свидетелей и других участников оперативным путем, по приводу, задержанию, розыску подозреваемого. Даже при включении должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в группу, они выполняют какие-либо поручения только по поручению руководителя следственной группы в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 163 УПК РФ.

Прокурорам при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания при выполнении неотложных следственных действий, необходимо своевременно выявлять нарушения процессуальных норм, регламентирующих производство следственных действий и соответственно влекущих невозможность использования в доказывании. В связи с этим прокуроры обязаны анализировать и оценивать сведения, полученные в результате производства неотложных следственных действий, на всех этапах досудебного производства.

К источникам информации о типичных нарушениях уголовно-процессуального законодательства при производстве следственных действий, в том числе и неотложных, относят: 1) материалы прокурорской надзорной практики, в том числе облеченные в форму обобщений, анализов, обзоров и др.; 2) материалы судебной практики.

Обобщение и анализ данных материалов позволит выявить наиболее распространенные нарушения законов при производстве неотложных следственных действий, их причины и соответственно принимать необходимые организационные и практические меры по их предупреждению.

К наиболее типичным нарушениям органом дознания уголовно-процессуального закона при возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий следует относить:

а) отсутствие постановления о принятии дела к своему производству;

б) производство органом дознания неотложных следственных действий осуществлялось без возбуждения уголовного дела;

в) деятельность органов дознания по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия обязательно, продолжалась свыше 10 суток после возбуждения уголовного дела;

г) нарушения правил подследственности.

Данный перечень можно дополнить следующими нарушениями УПК РФ, с которыми прокуроры могут столкнуться в своей практике:

1) возбуждение уголовного дела неуполномоченным должностным лицом;

2) фактическое производство другого следственного действия, нежели указанного в протоколе (обыска под видом осмотра помещения или осмотра места происшествия, личного обыска под видом освидетельствования, следственного эксперимента с оформлением проверкой показаний и др.);

3) нарушение установленной в УПК РФ обязательной очередности производства следственных действий, например, перед производством очной ставки либо проверки показаний на месте всегда производится допрос;

4) привлечение к участию в производстве следственных действий в качестве понятых несовершеннолетних, родственников участников уголовного судопроизводства, сотрудников правоохранительных органов;

5) отсутствие в протоколе следственного действия сведений о дате, месте, времени производства следственного действия;

6) указание в протоколах двух и более следственных действий одного и того же времени их проведения (дата, часы, минуты);

7) исполнение подписей от имени понятых, якобы участвовавших в осмотре места происшествия, осмотре предметов и других следственных действиях другими лицами;

8) изъятие объектов, приобщаемых впоследствии в качестве вещественных доказательств без указания источника их происхождения;

9) ненадлежащая упаковка и оформление предметов, документов, копий следов, обнаруженных и изъятых в результате производства осмотра, обыска, выемки и других следственных действий не позволяющая исключить доступ к объектам;

10) не соблюдена процедура получения судебного решения, предусмотренная ст. 165 УПК РФ, например, о производстве обыска в жилище или производстве выемки документов, содержащих банковскую тайну и т.п. Так, например, для производства следственных действий по судебному решению в порядке ст. 165 УПК РФ органом дознания, дознавателем согласия начальника подразделения дознания недостаточно, необходимо истребовать и согласие прокурора.

Необходимо обращать внимание прокурору и на такие обстоятельства, как: соответствует ли ходатайство требованиям ч. 1 ст. 165 УПК РФ (подсудно ли оно тому суду, куда обращается с ходатайством дознаватель, находится ли уголовное дело в производстве дознавателя, обратившегося с ходатайством, имеется ли согласие прокурора на проведение следственного действия, содержит ли ходатайство необходимые сведения (наименование конкретного следственного действия, адрес места производства осмотра или обыска в жилище и т.д.), а также приложены ли к ходатайству материалы, требующиеся для его рассмотрения (копии постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии уголовного дела к производству, о продлении срока предварительного расследования, о возобновлении производства по уголовному делу, материалы, подтверждающие наличие оснований для производства следственного действия, и др.).

При осуществлении надзора за расследованием преступлений прокурору надлежит обеспечить такой порядок, при котором взаимодействие следователя и органа дознания не выходило бы за рамки предписаний закона. Оно должно основываться на строгом соблюдении каждым субъектом полномочий, установленных п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, ч. 4 ст. 157 и другими нормами УПК РФ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите цели, задачи, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания при производстве неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

2. Дайте понятие неотложных следственных действий.

3. Охарактеризуйте полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания при выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

4. Назовите формы прокурорского реагирования на нарушения прав участников уголовного судопроизводства при производстве органом дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 147, МВД России № 209, ФСБ России № 187, СК России № 23, ФСКН России № 119, ФТС России № 596, ФСИН России № 149, Минобороны России № 196, ФССП России № 110, МЧС России № 154 от 26.03.2014 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях».

2. Приказ Генерального прокурора России от 19.01.2022 № 11 (ред. от 22.02.2023) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

3. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел».

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 1–32.1. Постатейный научно-практический комментарий / Отв. ред. Л.А. Воскобитова. М., 2015.

5. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14е изд., перераб. и доп. М., 2017.

6. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 5-е изд., доп. и перераб. М., 2009.

7. Стельмах В.Ю. Неотложные следственные действия: процессуальные проблемы назначения и производства // Академический юридический журнал. 2012. № 1 (55).

8. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003.

3.3. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме

В результате изучения данной темы необходимо:

знать:

‒ цели, задачи, предмет прокурорского надзора при производстве дознания в сокращенной форме,

‒ типичные нарушения закона, допускаемые дознавателями при производстве дознания в сокращенной форме;

уметь:

‒ ‒ анализировать процессуальные решения, принимаемые дознавателями при производстве дознания в сокращенной форме;

владеть:

‒ навыками составления актов прокурорского реагирования в связи с нарушениями прав участников уголовного судопроизводства при производстве дознания в сокращенной форме.

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», вступившим в силу с 15 марта 2013 г., в уголовно-процессуальное законодательство введен новый вид дознания – дознание, проводимое в сокращенной форме. Введение нового института по замыслу законодателя было вызвано объективной необходимостью в усеченные сроки произвести предварительное расследование, что безусловно сэкономило бы время и затраты на решение задач уголовного судопроизводства.

Данный процессуальный институт является принципиально новым для современного уголовно-процессуального права и не имеет традиций, однако за время своего существования породил немало споров в специальной юридической литературе.

Установленная УПК РФ процедурная форма сокращенного дознания предусматривает целый ряд существенных особенностей производства по уголовным делам, касающихся не только оснований и условий производства расследования, но и процессуальных сроков, а также ряд других исключений. Проанализировав практику, необходимо дать оценку этого института с учетом выявленных недостатков, а также рассмотреть процессуальные полномочия прокурора, который призван согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ осуществлять от имени государства уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В связи с этим, как справедливо отметил С.П. Щерба: «В юридической среде все больше формируется убеждение о том, что функция уголовного преследования органически связана с исполнением прокурором надзорных полномочий, и о подчиненности функции уголовного преследования надзорной функции»34.

Введение нового института досудебного производства по уголовному делу, позволило дополнить и скорректировать соответствующие полномочия прокурора, которые обрели конкретизацию в приказе Генерального прокурора от 19.01.2022 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (далее – Приказ), позволяющие обеспечить эффективный надзор за исполнением законов органами дознания. Считать одной из важнейших обязанностей защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены в результате совершения преступления. Принимать исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений и восстановление прав граждан, в том числе на доступ к правосудию в разумный срок, а также возмещение причиненного преступлениями ущерба.

По справедливому мнению С.А. Никанорова при производстве дознания в сокращенной форме прокурор реализует процессуальные полномочия в три этапа. Первый этап – начальный, в момент заявления и рассмотрения ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме. Второй этап – промежуточный, при начатой процедуре дознания в сокращенной форме. Третий этап – при окончании процедуры дознания в сокращенной форме35.

Принимая за основу подобный подход, прокурору на первоначальном этапе оценивает законность принятия решения о производстве дознания в сокращенной форме с момента его уведомления об этом, т.е. в течение 24 часов после вынесения дознавателем соответствующего постановления.

Законом предусмотрено основание производства дознания в сокращенной форме, которым выступает соответствующее ходатайство подозреваемого подписанное как им самим, так и его защитником, при наличии одновременно следующих условий, закрепленных в ст. 226.1 УПК РФ:

1. Уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ;

2. Подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;

3. Отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме (ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ) к которым закон относит следующие: а) подозреваемый является несовершеннолетним; б) имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера в порядке, установленном главой 51 УПК РФ; в) подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный гл. 52 УПК РФ; г) лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям, расследование которых предусмотрено в форме дознания (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ); д) подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство; е) потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.

Загрузка...