ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДОГОВОР В ОБЩЕЙ ЧАСТИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА

§ 1. Общая характеристика организационного договора

По нашему мнению, организационным является договор, по которому стороны обязуются заключить между собой в определенный срок основной договор (несколько основных договоров), некоторые условия которых содержатся в организационном договоре, и (или) совершить действия, способствующие заключению между теми же сторонами основного договора (нескольких основных договоров).

Организационный договор относится к группе безвозмездных договоров. Сторона за исполнение обязанности по организации договорных связей не получает плату или иное встречное предоставление от другой стороны по договору.

Организационный договор сконструирован по модели консенсуального договора и считается заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ). В ст. 429, 798 ГК РФ содержатся легальные определения предварительного договора и договора об организации перевозки грузов. Согласно этим дефинициям для того, чтобы данные договоры признавались заключенными, достаточно лишь достижения соглашения по всем существенным условиям договора.

В зависимости от того, имеет ли каждая из сторон в договоре права и обязанности либо одна из сторон имеет только права, а другая – только обязанности, выделяют соответственно двустороннеобязывающие и одностороннеобязывающие договоры.

В организационном договоре у каждой из сторон есть обязанность совершить действия по организации договорных связей, а также есть соответствующее право требования исполнения этой обязанности. Так, по предварительному договору обе стороны обязуются заключить основной договор (ст. 429 ГК РФ), по договору об организации перевозки (ст. 798 ГК РФ) перевозчик в установленные сроки обязуется принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Для каждой стороны организационного договора важно, чтобы другая сторона принимала на себя определенные обязанности по организации договорных отношений (связей), только в этом случае будет достигаться стабильность во взаимоотношениях сторон.

В отличие от классической модели двустороннеобязывающего договора, где права и обязанности сторон обладают встречным характером (например, по договору купли-продажи), права и обязанности сторон организационного договора не имеют встречного характера. Заключая организационный договор, стороны преследуют единую цель, состоящую в организации договорных отношений (связей).

В литературе существует мнение, что предварительный договор может быть не только двустороннеобязывающим, но и одностороннеобязывающим115. В современной предпринимательской практике примером одностороннеобязывающих предварительных договоров называют опционы (опционные договоры)116. Аргументов в пользу данного мнения не приводится.

Следует отметить, что вряд ли сторона предварительного договора безвозмездно возьмет на себя обязанность заключить основной договор, когда ее контрагент никакой обязанности по заключению основного договора не несет, а значит, никаких гарантий того, что контрагент заключит основной договор, также не будет установлено. В таком случае возникнет необходимость возложить на сторону, имеющую право требовать заключения основного договора, обязанность предоставить другой стороне плату или иное встречное предоставление. Но другая сторона предварительного договора заинтересована именно в заключении основного договора, а не в получении платы либо иного встречного предоставления. Полагаю, что конструкцию одностороннеобязывающего предварительного договора закреплять в Гражданском кодексе РФ нет необходимости.

Рассмотрим субъектный состав и форму организационного договора на примере его отдельных видов в общей части обязательственного права.

В ст. 429 ГК РФ, посвященной предварительному договору, не содержится положений относительно его субъектного состава.

В литературе отмечается, что сторонами предварительного договора могут выступать любые субъекты гражданского права117. Стороны предварительного договора – это стороны будущего основного договора118. Полагаю, что с этим следует согласиться.

Относительно субъектного состава рамочного (организационного) договора высказано мнение, что договоры-приложения (основные договоры), как правило, заключаются между теми же сторонами, что и рамочные (организационные) договоры. Однако в отдельных немногочисленных случаях одна из сторон рамочного договора замещает себя третьим лицом, являющимся посредником, для заключения договоров-приложений (основных договоров)119.

Представляется, что в данной ситуации остается неясным круг правомочий посредника в отношениях по заключению основных договоров. В том случае, когда посредник действует от имени стороны рамочного (организационного) договора (например, на основании договора поручения (п. 1 ст. 971 ГК РФ)) он имеет право требовать от другой стороны рамочного (организационного) договора заключения с ним основного договора (основных договоров), посредник также обязан заключить с другой стороной рамочного (организационного) договора основной договор (основные договоры). А в случае, когда посредник действует от своего имени (к примеру, во исполнение договора комиссии (п. 1 ст. 990 ГК РФ)), он не имеет права требовать от другой стороны заключения основного договора (основных договоров). Другая сторона рамочного (организационного) договора заинтересована в заключении основного договора не с посредником, а непосредственно со стороной рамочного (организационного) договора. Привлечение в качестве посредника лица, действующего от своего имени, лишено практического смысла.

В Гражданском кодексе РФ предусмотрен субъектный состав договора на проведение торгов. Согласно п. 1, 2 ст. 447 ГК РФ сторонами договора на проведение торгов являются организатор торгов и участник торгов. При этом в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права на нее либо специализированная организация, действующая на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступающая от их имени или от своего имени. Основной договор заключается между организатором торгов и участником, выигравшим торги (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Иных положений относительно субъектного состава договора на проведение торгов в Гражданском кодексе РФ не содержится.

Такие же правила о субъектном составе договора на проведение торгов закреплены в п. 2 ст. 417 ГК Республики Беларусь и п. 2 ст. 379 ГК Республики Узбекистан.

В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации и в проекте закона о внесении изменений в ГК РФ не предлагаются изменения относительно субъектного состава договора на проведение торгов.

Понятие специализированной организации не раскрывается в действующих нормативных актах Российской Федерации, при этом дополнительных требований, в частности, о наличии лицензии, к специализированным организациям в законодательстве не установлено.

В науке нет единого мнения о том, какие организации могут выступать в качестве специализированных.

Некоторые исследователи считают, что термин «специализированная организация» должен означать специальную правоспособность: право совершать сделки с чужим имуществом, право на сделки с предметом торгов, право на проведение самих торгов120.

Высказано мнение, что в уставе специализированной организации должно содержаться указание на возможность осуществления данной деятельности121.

Как отмечается, указание, что организация, действующая в интересах оферента, должна быть специализированной, не в полной мере согласуется с правилом об общей правоспособности коммерческих организаций. В связи с этим данное указание не следует понимать буквально: в роли специализированной организации может выступать любая коммерческая организация (за исключением унитарных предприятий)122.

В литературе и судебной практике также отмечается, что специализированной может считаться любая организация, которая имеет финансовые, технические средства, квалифицированный персонал, необходимые для организации и проведения торгов. Статус специализированной организации не зависит от того, является она коммерческой либо некоммерческой организацией123.

Считаю, с данным мнением следует согласиться. Статус специализированной организации не тождественен специальному характеру ее правоспособности и означает лишь наличие технических, финансовых, кадровых возможностей для организации торгов. Организатором торгов может быть организация, наделенная общей правоспособностью, и организация со специальной правоспособностью, если в ее учредительных документах содержится указание на возможность осуществления деятельности по организации торгов.

Относительно субъектного состава соглашения о процедуре переговоров в литературе отмечается, что его сторонами являются будущие участники какого-либо определенного гражданского договора или нескольких будущих договоров124.

С нашей точки зрения, организационный договор и его виды вправе заключать все субъекты гражданского права.

Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ), физические и юридические лица могут стать стороной организационного договора.

В литературе указывается, что субъекты Российской Федерации, муниципалитеты могут быть стороной организационного договора125.

В нормативном акте Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы допускается заключение предварительного договора между гражданином и Департаментом о покупке жилого помещения, находящегося в собственности города Москвы126. Такой договор подписывают гражданин и Департамент. На момент принятия данного нормативного акта Департамента действовали Положение о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы127 и Закон города Москвы от 26 февраля 1997 г. № 5 «О Правительстве Москвы»128. Согласно п. 1.2 Положения Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от имени Правительства Москвы осуществляет правомочия собственника по распоряжению недвижимым имуществом в жилищной сфере, принадлежащим городу Москве. В силу п. 3 ст. 13 указанного Закона Правительство Москвы осуществляет управление собственностью города Москвы, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти. Следовательно, город Москва, как субъект Российской Федерации, через органы исполнительной власти (п. 1 ст. 125 ГК РФ) является стороной предварительного договора.

Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами. При этом применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Как справедливо отмечается в литературе, в гражданских правоотношениях участвуют сами публичные образования, действующие через свои органы129. Следовательно, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе быть стороной организационного договора. На основании ст. 125 ГК РФ от имени соответствующего публично-правового образования организационный договор могут заключать государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо или гражданин.

Сторонами организационного договора должны быть стороны основных договоров, подлежащих заключению в будущем, поскольку обязать совершить какие-либо действия возможно лишь сторону договора. В связи с этим ограничение по субъектному составу организационного договора возможно при строго определенном составе сторон по основному договору (основным договорам).

Считаю, что в ст. 429 ГК РФ, п. 2 ст. 447 ГК РФ, а также при закреплении конструкций рамочного (организационного) договора, соглашения о процедуре переговоров в Общей части ГК РФ нет необходимости вводить какие-либо ограничения по субъектному составу данных договоров. Применительно к рамочному (организационному) договору, соглашению о процедуре переговоров следует ввести правовую норму о том, что их сторонами должны быть стороны основного договора (основных договоров).

В Гражданском кодексе РФ предусмотрены лишь требования к форме предварительного договора. Так, предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Требование к форме предварительного договора подкрепляется наличием следующей санкции: несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность (п. 2 ст. 429 ГК РФ). Письменная форма предварительного договора необходима не только тогда, когда основной договор должен быть заключен в письменной форме, но и в случаях, если такой договор относится к числу тех, которые могут быть заключены устно.

Аналогичные правила о форме предварительного договора установлены в п. 2 ст. 390 ГК Республики Казахстан, в п. 2 ст. 399 ГК Республики Беларусь и в п. 2 ст. 361 ГК Республики Узбекистан. В п. 3 ст. 679 ГК Республики Молдова предусмотрено, что общие требования к форме договора (устная, письменная, нотариальная форма, указанная в п. 1 ст. 208, ст. 680 ГК Республики Молдова) применимы и к предварительному договору, следовательно, предварительный договор может быть заключен устно.

В п. 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 59 указывается, что, поскольку условие об обязательной государственной регистрации не является элементом формы основного договора, предварительный договор, по которому стороны обязуются в будущем заключить основной договор, подлежащий государственной регистрации, государственной регистрации не подлежит130.

В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации и в проекте закона о внесении изменений в ГК РФ не предлагаются какие-либо изменения относительно формы предварительного договора, не содержится предложений к форме рамочного договора.

Относительно формы соглашений о процедуре переговоров в литературе высказано мнение, что часто данные соглашения заключаются в устной форме, поэтому в отсутствие специального правового регулирования понуждение к исполнению таких соглашений не представляется возможным. Для эффективной защиты сторон следовало бы ввести в закон обязательную письменную форму соглашения о переговорных процедурах131.

Полагаю, что предварительный договор, рамочный (организационный) договор, соглашение о процедуре переговоров должны заключаться в письменной форме. Письменная форма дает возможность закрепить точные формулировки условий основного договора (основных договоров) и (или) условий организации процедуры переговоров. В целях защиты интересов сторон данных организационных договоров при возникновении возможных споров и при понуждении к исполнению организационных договоров необходима письменная форма. Кроме того, именно письменная форма рамочного (организационного) договора, соглашения о процедуре переговоров дает возможность реализовать их функцию по планированию длительных взаимоотношений сторон.

Считаю, что нет необходимости вносить какие-либо изменения в ст. 429 ГК РФ относительно формы предварительного договора и последствий ее несоблюдения. Для рамочного (организационного) договора, соглашения о процедуре переговоров в Гражданском кодексе РФ должно быть предусмотрено требование об обязательной письменной форме, а также то, что несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их ничтожность.

Отдельно необходимо рассмотреть вопросы, связанные с формой договора на проведение торгов.

В ст. 448 ГК РФ не установлено требований к форме извещения и заявки. Указывается только, что в самом извещении должны быть предусмотрены сведения об оформлении участия в торгах. В связи с этим в литературе отмечается, что форма извещения может быть как устной, так и письменной132.

Отсутствуют правила о форме извещения и заявки в п. 1 ст. 418 ГК Республики Беларусь, п. 2 ст. 380 ГК Республики Узбекистан. В ст. 698 ГК Республики Молдова конструкция извещения на проведение торгов не предусмотрена. Указывается лишь, что оферта прекращается с момента предложения большей оферты или закрытия торгов без того, чтобы имущество было продано.

В отдельных правовых актах Российской Федерации установлены правила о форме извещения о проведении торгов.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 401-ФЗ133 ст. 90 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»134 была дополнена новым пунктом об электронной либо письменной форме извещения, теперь согласно п. 3 ст. 90 извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в Интернете либо на официальном сайте организатора торгов в Интернете и опубликовывается им в периодическом печатном издании.

Необходимо отметить, что до внесения изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в судебной практике отмечалось, что ненадлежащая форма доведения информации о проведении торгов (по радио) является нарушением, достаточным для признания их недействительными. В данном случае вся необходимая информация (перечень объектов недвижимости, их характеристики, данные о первоначальной цене, месте, времени и правилах проведения торгов), значительная по объему, сложная для восприятия на слух, требовала опубликования ее в печати135.

Согласно ст. 5.1 распоряжения Российского фонда федерального имущества от 29 ноября 2001 г. № 418, при проведении торгов по продаже имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, извещение о проведении торгов подлежит опубликованию в местных средствах массовой информации136. Таким образом, устанавливается обязательная письменная форма извещения.

В проекте закона о внесении изменений в ГК РФ предлагается дополнить п. 2 ст. 448 ГК РФ, указав, что, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором торгов.

Как указывается в литературе, на практике можно выделить три подхода к письменной форме договора между организатором и участниками торгов: 1) в ответ на извещение о проведении торгов участник представляет письменную заявку на участие в торгах, в этом случае договор можно считать заключенным в письменной форме путем обмена документами (п. 2 ст. 434 ГК РФ); 2) в ответ на извещение о проведении торгов участник вносит сумму задатка в порядке и размере, указанном в извещении, в этом случае письменная форма считается соблюденной (п. 3 ст. 434 ГК РФ); 3) организатор подписывает с откликнувшимся участником торгов единый документ, содержащий условия проведения торгов и устанавливающий права и обязанности сторон (самый редкий вариант)137.

Считаю, что в целом следует согласиться с данным мнением. В извещении о проведении торгов (п. 2 ст. 448 ГК РФ) содержится значительная по объему информация, сложная для восприятия на слух. Извещение должно быть совершено в письменной форме и направленно конкретным лицам либо опубликовано в средствах массовой информации для неопределенного круга лиц. В связи с этим необходимо дополнить п. 2 ст. 448 требованием об обязательной письменной форме извещения о проведении торгов.

При размещении извещения о проведении торгов в Интернете электронная форма извещения делает его доступным для ознакомления более широкого круга лиц, чем письменная форма. Однако электронная форма извещения подвержена искажениям посредством несанкционированного доступа на сайт. Поэтому в п. 2 ст. 448 ГК РФ следует закрепить правило о том, что извещение о проведении торгов может быть совершено в электронной форме, только если извещение было опубликовано в средствах массовой информации.

Предусмотренная в извещении о проведении торгов форма заявки на участие в торгах (письменная форма или конклюдентные действия, включая подачу заявки в электронной форме) зависит от особенностей организации конкретных торгов.

При третьем варианте оформления договора на проведение торгов наряду с извещением – офертой на заключение данного договора – существует единый документ, подписанный организатором с откликнувшимся участником торгов. Участник торгов, подписывая единый документ, выражает свое согласие участвовать в торгах на условиях, указанных в извещении. В данном случае договор на проведение торгов имеет сложную структуру и состоит из извещения и единого документа.

§ 2. Содержание организационного договора

Содержание организационного договора составляют его условия, а также права и обязанности сторон.

Относительно условия о предмете организационного договора в литературе существуют различные позиции.

Согласно наиболее распространенному мнению, предметом организационного договора является не товарообмен вещами и услугами, а организация взаимоотношений между участниками138. Отмечается, что содержанием обязательств участников организационного договора является совместное осуществление определенных действий, направленных на достижение конкретного результата139, действия по принятию сторонами мер по организации процедуры переговоров140, действия по определению существенных условий конечного договора путем выбора организатором торгов участника, предложившего наилучшие условия, и заключению с этим участником конечного договора141.

Существует также точка зрения, что предметом организационных (генеральных) договоров является условие о тех будущих договорах, условия которых, если не будет согласовано иного, будут определяться на основе организационного (генерального) договора142.

По нашему мнению, предметом организационного договора является организация договорных отношений (связей), т. е. действия по заключению в будущем основного договора (нескольких основных договоров) и (или) действия, способствующие заключению между теми же сторонами основного договора (нескольких основных договоров). Это следует из сущности организационного договора.

Представленное в литературе определение предмета организационного договора как условия об основных (будущих) договорах еще не означает, что данные договоры будут заключены, такая формулировка условия о предмете организационного договора не в полной мере отражает сущность организационного договора.

Содержание каждого из видов организационного договора в общей части обязательственного права имеет свои особенности. Рассмотрим содержание рамочного (организационного) договора, договора на проведение торгов, предварительного договора, соглашения о процедуре переговоров.

В содержание рамочного (организационного) договора входят следующие условия.

Условие о предмете рамочного (организационного) договора представляет собой действия по заключению в будущем основного договора (нескольких основных договоров).

В условие о предмете рамочного (организационного) договора также может входить порядок заключения основного договора (основных договоров), т. е. может быть предусмотрено, какая из сторон составляет и направляет оферту, какой срок для акцепта такой оферты, а также иные положения о порядке заключения основного договора (основных договоров). В том случае, если стороны порядок заключения договоров (договора) не установят, подлежат применению нормы главы 28 ГК РФ.

Как отмечается в литературе, в организационные (генеральные) договоры должны быть включены пределы действия организационного (генерального) договора143, к числу существенных условий организационного договора относится условие о сроке его исполнения, поскольку для организационного отношения существенным элементом является срок его исполнения144.

Считаю, что к числу существенных должно быть отнесено условие о сроке действия рамочного (организационного) договора. Рамочный (организационный) договор – форма самостоятельного планирования деловых отношений (связей) сторон по заключению договоров в будущем. Следовательно, такое планирование предполагает наличие срока, в течение которого взаимоотношения сторон будут регулироваться рамочным (организационным) договором. Заключая данный договор, стороны исходят из своих интересов и возможностей заключить основной договор (основные договоры) в течение определенного периода времени.

Полагаю необходимым установить в Гражданском кодексе РФ, что условие о сроке действия рамочного (организационного) договора – существенное, и оно должно быть согласовано в данном договоре.

При планировании заключения нескольких основных договоров не всегда возможно согласовать в рамочном (организационном) договоре конкретный срок для заключения каждого из основных договоров, так как могут быть неизвестны все обстоятельства, влияющие на определение такого срока. Считаю, что в Гражданском кодексе РФ следует закрепить правило о том, что сроком действия рамочного (организационного) договора является период, в течение которого должен быть заключен основной договор, если иной срок (иные сроки) не предусмотрен в рамочном (организационном) договоре. В рамочном (организационном) договоре для заключения каждого из основных договоров (каждой группы основных договоров) может быть установлен отдельный срок в пределах общего срока действия рамочного (организационного) договора.

Как справедливо отмечается в литературе, стороны могут включить некоторые условия о процедурах переговоров в рамочный (организационный) договор145.

Так, в данный договор могут быть включены условия о месте и времени проведения переговоров, о документах, необходимых для осуществления переговоров, о технических средствах, используемых в ходе переговоров, и ряд иных. Условия о процедурах переговоров существенными не являются.

Стороны также могут указать в рамочном (организационном) договоре порядок распределения расходов, связанных с совершением подготовительных действий, способствующих заключению договора (например, связанных с проведением переговоров), а также расходов по нотариальному оформлению или государственной регистрации основного договора (основных договоров). Стороны вправе выбрать любой порядок распределения расходов, например, в равных долях либо пропорционально понесенным затратам. Данные расходы производятся сторонами (стороной) и оплачиваются третьим лицам в рамках исполнения по иным договорам или в связи с осуществлением третьими лицами юридических действий.

В литературе отмечается, что в содержание организационного договора могут входить имущественные условия. Указанные условия, как правило, обеспечивают надлежащее исполнение организационных условий и сводятся чаще всего к имущественным санкциям на случай неисполнения (ненадлежащего исполнения) организационного договора. Существенными условиями они не являются146.

С данным мнением следует согласиться. Рамочный (организационный) договор может содержать условия о способах обеспечения исполнения обязательства заключить основной договор (основные договоры) и о санкциях за неисполнение рамочного (организационного) договора. Способы обеспечения исполнения обязательства и санкции предусматривают передачу имущества только в связи с обеспечением исполнения организационного обязательства или с наступлением неблагоприятных последствий для должника, поэтому условия о способах обеспечения и санкциях не затрагивают неимущественную природу рамочного (организационного) договора.

Относительно условий основного договора, которые должны быть включены в рамочный (организационный) договор, в науке были высказаны различные точки зрения.

По мнению отдельных юристов, в организационные (генеральные) договоры включаются существенные, обычные и случайные условия локальных (основных) договоров147.

Указывается, что рамочные (организационные) договоры должны содержать общие условия договоров-приложений, которые не должны и не могут включать всех существенных условий будущих договоров-приложений148. В содержание организационных договоров включаются только организационные условия, в частности условия об организации договорных связей между участниками конкретных видов договоров149. В проекте закона о внесении изменений в ГК РФ отмечается, что в рамочном договоре определяются общие условия обязательственных взаимоотношений сторон (п. 1 ст. 429.1).

По нашему мнению, в рамочном (организационном) договоре в качестве существенного должно быть согласовано условие о предмете основного договора (основных договоров), поскольку необходимо определить тот конкретный основной договор (те конкретные основные договоры), который стороны обязуются заключить. Может сложиться ситуация, что на момент заключения рамочного (организационного) договора стороны имеют возможность согласовать не все иные условия основного договора (общие условия основных договоров) в силу неизвестности на указанный момент определенных факторов, определяющих содержание этих условий. Например, условия о размере страховой суммы и о размере страховой премии определяются в зависимости от характеристик объекта страхования, поэтому на момент заключения генерального полиса (ст. 941 ГК РФ) согласованы быть не могут. Включение иных существенных условий, а также обычных и случайных условий основного договора (основных договоров) следует оставить на усмотрение сторон.

В Гражданском кодексе РФ необходимо закрепить правило, что существенным условием рамочного (организационного) договора является условие о предмете основного договора (основных договоров).

Стороны могут включить в рамочный (организационный) договор условие о форме основного договора (основных договоров), хотя оно существенным не является. Согласно п. 1 ст. 434 ГК РФ стороны вправе договориться заключить договор в определенной форме, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась. В ст. 434 ГК РФ отсутствуют какие-либо ограничения относительно формы такой договоренности. Условие о форме основного договора (основных договоров) не должно противоречить требованиям закона о форме конкретного договора. Например, если в законе предусмотрена обязательная простая письменная форма договора, то стороны вправе в рамочном (организационном) договоре согласовать лишь условие о нотариальной форме будущего договора.

Следует отметить, что в том случае, когда по рамочному (организационному) договору стороны обязуются заключить реальный основной договор (реальные основные договоры), стороны могут предусмотреть в этом организационном договоре условие об определенном имуществе.

На практике может сложиться ситуация, когда некоторые условия основного договора (общие условия основных договоров), содержащиеся в рамочном (организационном) договоре, в текст основного договора не были включены, что вызывает ряд проблем. Возникает неопределенность в том, есть ли основания считать данные условия согласованными в основном договоре. Если же в текст основного договора не были включены условия, являющиеся существенными для основного договора, то неясно, обоснованно ли признавать такой основной договор заключенным.

В литературе предлагается следующее решение. На основные договоры распространяются условия рамочного (организационного) договора в случае, если они содержат ссылку на эти условия150.

С нашей точки зрения, во избежание разночтений и возможных споров, ссылаясь на условия рамочного (организационного) договора, необходимо указать как минимум наименование каждого из этих условий и номер раздела, пункта договора, где эти условия содержатся. Представляется, что в ряде случаев ссылка в основном договоре на конкретные положения рамочного (организационного) договора вызывает определенные неудобства. Например, при заключении на основании договора об организации перевозки договоров перевозки грузов оформляются транспортные накладные, подтверждающие заключение каждого договора перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФ), включение в транспортную накладную ссылок на условия договора об организации перевозки грузов является нецелесообразным. Кроме того, стороны заключают рамочный (организационный) договор именно для того, чтобы согласовать в нем некоторые условия основного договора (основных договоров), которые в дальнейшем будут применяться к основному договору (основным договорам). Считаю оправданным установление в статье Гражданского кодекса РФ о рамочном (организационном) договоре правовой нормы, в силу которой условия основного договора, согласованные в рамочном (организационном) договоре, применяются к основному договору, если иное не предусмотрено основным договором.

По нашему мнению, необходимо закрепить в статье Гражданского кодекса РФ о рамочном (организационном) договоре правило о том, что срок действия основного договора не может быть более срока действия рамочного (организационного) договора; если срок действия основного договора не установлен, то данный договор прекращает свое действие в момент истечения срока рамочного (организационного) договора. Поскольку в ситуации, когда срок действия рамочного (организационного) договора истек, а основной договор продолжает действовать, невозможно применить к основному договору условия рамочного (организационного) договора, следовательно, невозможно исполнить основной договор при отсутствии ряда его условий.

При заключении основного договора условия рамочного (организационного) договора, за исключением условия о предмете основного договора (основных договоров), могут быть изменены. Кроме того, в основном договоре могут быть закреплены условия, не предусмотренные в рамочном (организационном) договоре.

Следует отметить, что относительно одного из видов рамочного (организационного) договора (специального генерального (рамочного) соглашения об открытии кредитной линии) в литературе указывается на приоритет условий основного договора151.

Считаю, что в Гражданском кодексе РФ следует установить правило о приоритете условий основного договора перед условиями любого вида рамочного (организационного) договора; соответственно в случае противоречия условий основного и рамочного договоров должны применяться условия основного договора, потому что именно условия основного договора отвечают потребностям сторон на момент его заключения.

Видится два смысла рамочного (организационного) договора: первый смысл – побудить к обязательному заключению основного договора; второй – заключение основного договора должно соответствовать согласованным условиям. Правило о приоритете не снимает первого смысла. Что касается второго смысла, нами указывается, что условие о предмете основного договора не может быть изменено. Основной договор с другими условиями по сравнению с рамочным (организационным) договором заключается позднее, и стороны добровольно включают в основной договор иные условия, чем в рамочном (организационном) договоре. Таким образом, мы сравниваем добровольно сформулированные другие условия основного договора и условия рамочного (организационного) договора. Однако если будет выяснено, что одна сторона заставляет другую заключить основной договор на иных условиях, есть основания для признания такого основного договора недействительным как заключенного под влиянием угрозы или насилия.

Применительно к обязанности сторон рамочного (организационного) договора заключить в будущем основной договор (несколько основных договоров) в юридической литературе существует позиция, что данная обязанность носит несколько противоречивый характер. Во-первых, это объясняется формулой рамочного договора, который не может заранее предусмотреть все существенные условия будущих договоров. Во-вторых, обязанность вступать в договорные отношения всегда носит несколько неопределенный характер. Она может принимать самые разнообразные формы, например, может быть выражена точно и недвусмысленно; иногда она может быть выражена в базовом договоре неявным образом152.

Мы отчасти согласны с данной точкой зрения. Организационный договор, будучи одним из видов гражданско-правового договора, является соглашением об установлении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). В связи с указанными в рамочном (организационном) договоре условиями каждая из сторон наделена взаимными обязанностями по заключению в будущем основного договора (нескольких основных договоров). В том случае, когда в рамочном (организационном) договоре предусмотрены условие о процедуре переговоров и (или) условие о порядке распределения расходов, стороны также несут обязанность совершить действия по организации процедуры переговоров и (или) по оплате расходов, связанных с заключением основного договора (основных договоров). Обязанность заключить договор (договоры) должна быть предусмотрена в рамочном (организационном) договоре точно и недвусмысленно. Неявный характер формулировки обязанности заключить основной договор (основные договоры) свидетельствует об отсутствии юридической связи сторон по организации договорных отношений. Следовательно, рамочный (организационный) договор с указанной формулировкой обязанности утрачивает свой квалифицирующий признак и уже не может рассматриваться в качестве рамочного (организационного договора). Если в таком договоре содержится обязанность организовать процедуру переговоров, то при наличии соответствующих условий данный договор может быть признан соглашением о процедуре переговоров. В иных случаях такой рамочный (организационный) договор не может быть отнесен к числу организационных договоров.

Рассмотрим содержание одного из видов рамочного (организационного) договора – договора на проведение торгов, поскольку оно имеет свои особенности.

В литературе условием о предмете договора на проведение торгов признают действия по определению существенных условий конечного договора путем выбора организатором торгов участника, предложившего наилучшие условия, и заключению с этим участником конечного договора153. Предмет договора о проведении торгов на право заключения договора определяется как право на заключение основного договора, поскольку это право выступает объектом обязательственного правоотношения, возникающего из договора о проведении торгов154.

Полагаю, что, поскольку договор на проведение торгов направлен на заключение основного договора с победителем торгов, условием о предмете договора на проведение торгов являются действия по определению победителя торгов, а также действия по заключению основного договора с победителем торгов.

В литературе существуют разные подходы к квалификации определенных действий организатора и участников торгов в качестве оферты.

Так, отмечается, что в роли оферты на заключение основного договора выступают предложения участников, выдвигаемые в процессе проведения торгов, потому что именно в предложениях оговариваются существенные условия основного договора. Офертой может быть и заявка на участие в торгах, если она содержит существенные условия основного договора155. Иной автор указывает, что только заявка вместе с предложением о цене представляют собой оферту на заключение основного договора156.

Акцептом является принятие и рассмотрение данных предложений организатором торгов, определение победителя, составление протокола о результатах торгов, утверждение его организатором, уведомление участника о признании его победителем с направлением копии протокола157.

До заключения основного договора организатор торгов определяет победителя. Подача участниками заявок, предложений о цене, предложений об условиях основного договора являются действиями по организации определения победителя торгов, предшествующие заключению основного договора. Согласно п. 5 ст. 448 ГК РФ именно протокол о результатах торгов имеет силу договора. Следовательно, офертой является составление протокола о результатах торгов и подписание его организатором, подписание протокола победителем представляет собой акцепт. Когда предметом торгов выступает право на заключение договора, протокол о результатах торгов является документом, подтверждающим намерение сторон заключить друг с другом основной договор. В зависимости от условий проведения конкретных торгов оферту направляет организатор торгов или победитель торгов.

Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ в извещении о проведении торгов должно содержаться условие о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, которое является существенным. Так, в п. 5.2 Распоряжения Российского фонда федерального имущества о порядке проведения торгов по продаже имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, к условию о порядке проведения торгов относятся, в частности, следующие сведения: форма подачи предложения по цене имущества, продаваемого на аукционе, условия конкурса (в случае проведения торгов в форме конкурса), перечень документов, которые должны быть приложены к заявке на участие в торгах, и требования к их оформлению, дата и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов от заявителей.

Представляется, что порядок проведения торгов должен предусматривать требования к форме и содержанию документов, подаваемых и оформляемых при проведении торгов, а также оформляемых по результатам торгов. Такие требования могут быть сформулированы посредством составления форм таких документов, являющихся приложением к извещению о проведении торгов.

Загрузка...