Структура практического занятия:
1) вопросы для обсуждения;
2) психологические тесты;
3) работа в группах;
4) контрольный тест.
1 Назовите общие и уникальные черты личности.
2 Что отражают уровни нравственного развития цивилизаций?
3 Что Вы понимаете под понятием «задатки»?
4 Что из себя представляют анатомо-физиологические особенности?
5 Дайте определение темперамента и его разновидности.
6 Перечислите основные детерминанты формирования личности.
7 В чем проявляются способности личности?
8 Назовите уровни способностей личности.
9 Перечислите пути выявления способностей.
10 Что Вы понимаете под мышлением?
11 Перечислите типы мышления по Павлову.
12 Что представляет собой характер и его основные акцентуации?
1 Определение направленности личности (ориентационная анкета) (Б.Басс).
С помощью методики выявляются следующие направленности:
– направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность;
– направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
– направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1 Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по дан ному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы про сим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «больше всего».
2 Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
3 Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.
1 Наибольшее удовлетворение я получаю от:
1) одобрения моей работы;
2) сознания того, что работа сделана хорошо;
3) сознания того, что меня окружают друзья.
2 Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
1) тренером, который разрабатывает тактику игры;
2) известным игроком;
3) выбранным капитаном команды.
3 По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
1) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
2) вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
3) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4 Мне нравится, когда люди:
1) радуются выполненной работе;
2) с удовольствием работают в коллективе;
3) стремятся выполнить свою работу лучше других.
5 Я хотел бы, чтобы мои друзья:
1) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
2) были верны и преданы мне;
3) были умными и интересными людьми.
6 Лучшими друзьями я считаю тех:
1) с кем складываются хорошие взаимоотношения;
2) на кого всегда можно положиться;
3) кто может многого достичь в жизни.
7 Больше всего я не люблю:
1) когда у меня что-то не получается;
2) когда портятся отношения с товарищами;
3) когда меня критикуют.
8 По-моему, хуже всего, когда педагог:
1) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
2) вызывает дух соперничества в коллективе;
3) недостаточно хорошо знает свой предмет.
9 В детстве мне больше всего нравилось:
1) проводить время с друзьями;
2) ощущение выполненных дел;
3) когда меня за что-нибудь хвалили.
10 Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
1) добился успеха в жизни;
2) по-настоящему увлечен своим делом;
3) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11 В первую очередь школа должна:
1) научить решать задачи, которые ставит жизнь;
2) развивать прежде всего индивидуальные способности учеников;
3) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12 Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
1) для общения с друзьями;
2) для отдыха и развлечений;
3) для своих любимых дел и самообразования.
13 Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
1) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
2) у меня интересная работ;
3) мои усилия хорошо вознаграждаются.
14 Я люблю, когда:
1) другие люди меня ценят;
2) испытывать удовлетворение от выполненной работы;
3) приятно провожу время с друзьями.
15 Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
1) рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
2) написали о моей деятельности;
3) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16 Лучше всего я учусь, если преподаватель:
1) имеет ко мне индивидуальный подход;
2) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
3) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17 Для меня нет ничего хуже, чем:
1) оскорбление личного достоинства;
2) неудача при выполнении важного дела;
3) потеря друзей.
18 Больше всего я ценю:
1) успех;
2) возможности хорошей совместной работы;
3) здравый практичный ум и смекалку.
19 Я не люблю людей, которые:
1) считают себя хуже других;