Структура практического занятия:
1) вопросы для обсуждения;
2) работа в группах;
3) контрольный тест.
1 В чем заключается необходимость изучения организационного поведения?
2 Что является объектом управления организацией?
3 Перечислите уровни изучения поведения в организации.
4 Назовите цели и задачи организационного поведения.
5 Выделите два аспекта организационного поведения.
6 Обоснуйте взаимосвязь организационного поведения с поведенческими науками.
7 Перечислите макроэкономические факторы внешней среды, воздействующие на организационное поведение.
8 Перечислите макроэкономические – внутриорганизационные факторы, воздействующие на организационное поведение.
9 Перечислите факторы социально-культурной среды, воздействующие на организационное поведение.
10 Перечислите факторы правовой среды, воздействующие на организационное поведение.
Цель: определить остаточные знания студентов по управленческим дисциплинам и выяснить уровень их взаимодействия.
Организация работы: малые группы 5-6 человек.
Задание:
1 Определить сферу деятельности предприятия (машиностроение, производство… оказание услуг…).
2 Каждой группе необходимо определить предприятие в выбранной сфере, с деятельностью которого группа знакома. Нарисовать организационную структуру управления предприятием (если возникают трудности с определением предприятия воспользоваться материалом преподавателя).
3 Методом доброжелательного обсуждения, распределить каждого члена группы на соответствующую должность в организационной структуре в зависимости от его личных качеств и восприятие его другими членами малой группы. На свободные должности определить «вакансию».
4 После завершения выполнения задания каждая группа должна ответить преподавателю на вопрос «Почему они поставили того или иного человека на данную должность?».
1 Что является объектом исследования организационного поведения?
а) организация;
б) персонал организации;
в) организационная структура;
г) цели организации.
2 Что не относится к уровням изучения поведения в организации?
а) личность;
б) группа;
в) иерархичность;
г) организация.
3 На что ориентировано управление на Западе:
а) на организацию;
б) на руководство;
в) на людей;
г) на ресурсы.
4 В организационном поведении выделяют два аспекта – исключите не верные ответы.
а) поведение организации как целостного образования;
б) поведение руководителя по отношению к подчиненным;
в) поведение людей составляющих организацию;
г) поведение внешней среды по отношению к организации.
5 Согласны ли вы с утверждением, что психологическую структуру организации составляют неформальные (неофициальные) связи и отношения, не имеющие регламентированных правовых предписаний.
а) согласен полностью;
б) не согласен.
6 В странах с развитым рынком затраты на персонал являются наиболее весомой частью издержек на производство и составляют:
а) 20 и более %;
б) 30 и более %;
в) 40 и более %;
г) 50 и более %.
7 Исключите факторы, не влияющие на организационное поведение.
а) политические факторы;
б) макроэкономические факторы внешней среды;
в) макроэкономические – внутриорганизационные факторы;
г) факторы социально-культурной среды;
д) факторы международного окружения;
е) факторы правовой среды.
8 Предметом организационного поведения являются:
а) законы поведения;
б) принципы поведения;
в) закономерности поведения;
г) методы поведения.
9 С каких позиций может быть представлен междисциплинарный взгляд на организационное поведение:
а) как наука и искусство;
б) как метод изучения;
в) как функция;
г) как мультидисциплина;
д) как способ ориентации на личность;
е) как способ повышения результативности организации.
10 Вставьте пропущенное слово:
Организационное поведение – комплексная прикладная наука о психологических, социально-психологических, социальных и организационноэкономических аспектах и факторах, влияющих и в значительной степени определяющих … и взаимодействие субъектов организации: людей, групп, коллектива в целом друг с другом и внешней средой.