Жить – значит мыслить.
Практика – лучший учитель.
Добрые дела совершаются немногими редко, зато злодеяния – многими и часто.
Каждый может заблуждаться, но лишь глупец в этом упорствует.
Когда занимаешься, всегда интересно сравнить собственные наблюдения с суждениями других. Поэтому прошу вас прочесть отклик юриста Самвела Карапетова из Новосибирска.
Не сокращая и не редактируя, привожу его письмо полностью.
Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!
Во-первых, хочу поблагодарить Вас за упоминание моего имени на сайте www.1001.ru – это приятно, а также служит дополнительным стимулом к привлечению моих знакомых и друзей к занятиям в Вашей школе. Руководствуясь Вашими рекомендациями, я выбрал полигон для своих занятий – это моя группа в университете. Поэтому результаты моих занятий необходимо рассматривать с учётом специфической студенческой культуры, особенно в вопросах исследований.
Вот, например, что может ответить студент на вопросы о Нянаждихаше: «А Ганди тебя не интересует?» Вообще такие расспросы вызывают улыбку у студентов, мало кто отвечает серьёзно. Но тем не менее определённая статистика есть:
«Первый раз слышу» (или около того) – 5.
«Где-то слышал» – 2.
«Ну, допустим, я знаю такого» (с последующими попытками «сохранить лицо») – 4.
«Если найдёшь – дай почитать» – 2.
«У нас в городе где-то есть индийский центр, поищи там» – 1.
«Да пошёл ты со своими приколами» (или вроде того) – 8.
«Я знаю, кто это, – это Шахиджанян» – 1. (Правда, это не студент моей группы, а мой друг, web-мастер, который побывал на Вашем сайте по моей же наводке.)
Так что можно сделать вывод, что об индийском ораторе Нянаждихаше знают около 25 процентов респондентов. Что ж, весьма популярная личность среди студентов.
Что касается упражнения, то я обращался к своим сокурсникам со следующими словами:
«Послушай, ведь ты будущий адвокат, твоё оружие – слово. Умеешь ли ты пользоваться своим оружием? Может, стоит ещё потренироваться? Если да, то у тебя есть отличная возможность».
Согласен, звучит как рекламное объявление, но ведь надо говорить что-либо, зная, какой цели ты хочешь достичь, и подбирать наименьший объём произнесённых слов. Или я не прав?
Также благодарю за первую цитату Франсуа де Ларошфуко – она может пригодиться для разных случаев.
С уважением,
Когда Самвел Карапетов писал мне это письмо, он был студентом юридического факультета. Теперь он практикующий юрист. Спасибо Самвелу за подробный отчёт. Я привёл его письмо здесь для того, чтобы вы поняли, как подводить итоги занятий по курсу «Учимся говорить публично».
Мне всегда было непонятно: люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.
А теперь, прилежные мои ученики (всегда нужно хвалить тех, кто занимается, используя твою методику, кто верит тебе, кто слушает тебя, кто готов у тебя учиться), хочу помочь вам избавиться от слов-паразитов: вот, так сказать, значит, сами понимаете, ну, это, знаете, пойми меня, блин, э-э-э…
У каждого есть «любимые» сорные слова. Бывает, что выступление, обычный разговор наполовину состоят из подобных слов.
Проиллюстрирую примером. Предыдущий абзац повторю, используя слова-паразиты (слово-то какое – паразиты! – от них действительно, как от насекомых-паразитов, трудно избавиться).
Значит, ну, вот, понимаете, у каждого человека, так сказать, вот, есть, значит, это самое, свои «любимые», так называемые «сорные», значит, слова, вот. Понимаете, вот, бывает, что, значит, ну, что выступление, значит, вот, обычный, так сказать, разговор состоят наполовину, так сказать, значит, ну, из подобных слов.
Как и откуда появились и накрепко засели они в нашей речи? В детстве, когда вы не знали, как начать фразу, такие слова сами выскакивали.
Хочет что-то сказать ребёнок, а нужное слово не вспоминается, вместо него появляется вот, но всё равно заминка, тут всплывает слово ну – не помогает, выскакивает третье слово – значит. Наконец всплывает в памяти необходимое слово.
Представьте себе: вошёл в комнату человек и хочет рассказать, что увидел недавно на улице. Мысль ещё не сформировалась, а рот открыт, говорить надо. Начинается речь: «Ну, вот, значит, иду я по улице и вижу».
Когда возникает заминка с тем, как лучше передать увиденное, тут эти слова и повторяются: «Вот, значит, несётся машина высокопоставленного чиновника, нарушая все светофоры, выскакивает на полосу встречного движения, а тут, значит, вот, поворачивает с боковой улицы другая машина – и…»
Слов-паразитов становится больше при волнении или когда хочется побыстрее что-то рассказать.
– А знаешь, значит, Шахиджанян, ну, Владимир Владимирович, вместе с, ну, значит, издательством, вот, значит, это, ну, школу. Как она там. «Учимся говорить публично», значит, вот, называется. И я, понимаешь, значит, ну, вот, теперь, послушай меня, значит, вот, заниматься, да, значит, буду.
Согласитесь: понять подобную речь можно. Но в неё просто невозможно вслушаться, она раздражает: чем короче человек хочет сказать, тем длиннее и непонятнее у него получается. Такая речь проскакивает мимо слушающего.
Отчего и почему так происходит? В чём истоки?
Пожалуйста, прочтите несколько строк ниже. Сначала читать будет трудно, наверняка даже возникнет раздражение. Но во второй раз вы сделаете это бегло и всё легко поймёте. Не так ли?
По рзеульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без порбелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а всё солво цликеом.
Если же этот текст произносить, то на слух его воспринять трудно. Почему?
Когда мы читаем, у нас есть время остановиться, обдумать непонятное, догадаться о том, что пропущено, заметить ошибку. Процесс восприятия и обработки информации на слух – совсем другой.
Если слов-паразитов (словесного мусора) много, то они «задавливают» смысл нужных слов.
Слова-паразиты используются для того, чтобы потянуть время, необходимое для поиска нужного и важного слова.
Один раз такое начало, другой, третий, пятый, сотый – вырабатывается и закрепляется рефлекс: прежде чем что-либо сказать – потянуть время, а следовательно, говорящий приучается не просто так говорить, но и думать! Сорные слова намертво входят в его речь, становятся привычкой, а привычка, как известно, вторая натура. Сам выступающий (беседующий, рассуждающий) не слышит произносимых слов, он их не замечает. А слушатель изнемогает.
Как избавиться от слов-паразитов?
Значительно проще, чем вам кажется.
Произнесёте слова вот, ну, значит – и обязательно три раза прокукарекайте. Кукареканье – это ваш штраф самому себе. Не нравится кукарекать – пожалуйста, мяукайте, не нравится мяукать – можете лаять.
Предвижу возражения: «Да как же так, я буду разговаривать, произнесу слово значит не к месту – и кукарекать?! Так меня за психически больного примут».
Не примут. Можете предупредить, что занимаетесь в нашей школе и выполняете задание Владимира Владимировича Шахиджаняна. (Как же я хочу, чтобы вы запомнили мои имя и отчество, фамилию, а то так искажают некоторые – на самом деле многие, но я избрал для себя необидную форму некоторые, – что порой думал, будто и не мне письма написаны.)
Есть и другой выход из положения: если кукареканье вас смущает, сначала кукарекайте только среди своих. Помните, я говорил о полигоне для занятий? Попросите знакомых, друзей, коллег, к кому вам удобно обратиться и кто вас правильно поймёт: как только произнесёте сорное слово, остановить вас и тут же попросить прокукарекать.
Когда я проводил занятия в университете на факультете журналистики и доходил до этого момента, мои студенты сначала сопротивлялись, но потом, воспринимая мои требования как игру, с удовольствием в неё включались – и если на первом занятии без конца говорили значит, вот, так сказать, сами понимаете, то через две-три недели почти не произносили подобных слов-паразитов.
Был у меня и забавный случай.
Провожу занятие. Стук в дверь. Входит декан факультета с гостями из другого университета.
Декан жестом показывает: мол, не обращайте внимания, я же предупреждал, что зайду с делегацией, занимайтесь.
Тут встаёт студент и начинает отвечать на вопрос, который я задал до появления декана.
– Ну, – начал студент – и как закукарекает!
Гости удивлённо посмотрели на меня и студента. Декан улыбнулся. А я рассказал о занятии. Все всё быстро поняли.
Смысл упражнения по искоренению лишних слов (какой канцелярский оборот, замените его на лучший) значительно шире, чем просто избавление от них.
Пожалуйста, прочтите этот и следующий абзацы три раза подряд, прочтите не торопясь, стараясь вникнуть в то, что я хочу вам внушить.
(Вместо слова внушить иной учитель скажет: втемяшить, вдолбить, вбить, вселить в ваши головы, заронить в вас – какой синоним точнее?)
Как только вы станете себя контролировать (а большинство говорящих не умеют себя контролировать, не слышат собственную речь), тут же постараетесь точнее подбирать слова; прежде чем что-то сказать, вы подумаете, сначала слово промелькнёт в голове, а только потом окажется на языке. Вы наконец услышите себя, автоматически займётесь отбором слов и сможете произносить фразы, используя принцип: сначала подумай, а потом скажи.
Как просто звучит – как трудно выполнить! Верно? Согласны?
(Время от времени, с кем бы вы ни говорили, перед какой бы аудиторией ни выступали, обязательно обращайтесь к слушающим, спрашивая, всё ли понятно, не нужно ли что-то уточнить, добавить, разъяснить.)
Стоит только начать кукарекать или мяукать, лаять или чирикать – и вы многого добьётесь.
Сколько времени потребуется на это задание?
Всё зависит от вашей внимательности, серьёзности, веры в собственные силы и доверия ко мне как к преподавателю.
Ну (гав-гав), пожалуйста, значит (мяу-мяу), попробуйте, и тогда, вот (чик-чирик), вас будут лучше воспринимать окружающие.
Тем, кто по разным причинам не сможет кукарекать, можно назначить штраф в виде жеста: сказали слово-паразит – щёлкните пальцем, топните ногой, снимите и наденьте (если носите) очки.
Я думал, как лучше написать (сказать) эту фразу. Не будет скобок – кто-то, скорее всего человек, склонный к демагогии, обязательно спросит: а если у меня нет очков, что тогда? Да он, автор, что, нас за идиотов принимает? Зачем подобное добавление, если носите очки? Как будто мы сами не сможем понять, что просьба снять и надеть очки относится только к тем, кто их носит?
Демагог тем и страшен: вроде бы всегда прав, но начнёшь его убеждать, спорить, доказывать – утонешь в словах, а предмет спора забудется, отойдёт в сторону. Демагоги, как правило, многословны и формально довольно прилично, хотя и пусто, говорят. Сколько же мы с вами ежедневно слышим демагогов по телевидению, радио, на митингах, совещаниях, собраниях, заседаниях!
Убедил я вас в пользе кукареканья или нет?
Конечно, сорных слов много. И они индивидуальны.
На одной радиостанции одно время каждый ведущий, комментатор слишком часто к месту и не к месту использовал слово итак. Слово въелось, прижилось и стало как компьютерный вирус – размножилось и заразило всех. Тогда вывесили плакат: «Товарищ, знай: не дремлет враг, не говори зазря итак!». К тому же штраф ввели: кто произносил слово итак, опускал в копилку рубль. Через две-три недели никто автоматически этого слова не говорил. Штраф сработал, а ведь этот штраф – то же самое, что и кукареканье.
Один человек постоянно произносит итак, а другой в каждой фразе использует от двух до десятка матерных слов или заменяет матерное слово другим – блин. В чём повинен блин, понять не могу.
(Конечно, притворяюсь, что не понимаю: прекрасно знаю, какое слово созвучно блину, но тремя абзацами выше я же рассуждал о демагогии. Кстати, многие выступающие говорят: «выше сказал», «ниже я к этому вернусь». Неверно. В устной речи нет понятий «выше» и «ниже». Это в письменной речи возможно что-то написать выше, ниже. В публичном выступлении правильнее сказать: «раньше я уже говорил», «позже я вернусь к этой теме»… В устной речи – протяжённость во времени, в письменной – по месту: выше или ниже.)
Борис Николаевич Ельцин в каждое предложение вставлял слово понимаешь, да и произносил его слишком быстро: понимаш. Многие преподаватели, ваш покорный слуга не исключение, злоупотребляют словом понимаете. Я свои лекции записываю на диктофон – и однажды обнаружил, что говорю одно понимаете в минуту. Начал кукарекать после каждого. Теперь студенты слышат его от меня значительно реже.
Если вы хотите, чтобы занятия проходили успешнее, чтобы жизнь стала интереснее, чтобы вы могли учиться на собственных ошибках и не повторять их, – конечно, нужно каждый день вести дневник.
Своих студентов, учеников я всегда прошу вести дневник. Но некоторые к моей просьбе относятся с недоверием:
– Дневник? А зачем? Да я и так всё помню, не люблю писать, и вообще это занятие для барышень из института благородных девиц.
О, какое заблуждение!
(Не сердитесь за резкость: если бы я не писал, а произносил эти слова, то постарался бы вложить максимум доброжелательности в интонацию.)
Дневник не только даст возможность зафиксировать, что вы делали, с кем встречались, что подумали, что прочитали, но и поможет ежедневно себя совершенствовать, научит лучше мыслить, анализировать события, разовьёт память.
Дневник – это гимнастика ума.
Что выбрать, что записать? При подготовке к выступлению проблема выбора (о чём сказать) – одна из важнейших.
Дневник – это разговор с самим собой, постоянная самооценка.
Дневник – это лучший способ самовоспитания.
В дневнике не стоит писать ничего секретного, того, чем вы не хотели бы делиться с другими. У каждого человека могут быть свои тайны, и не советую о них ни под каким видом никому рассказывать. Если знает один – это тайна, если знают двое – это секрет, если трое – это уже сплетня.
Анализ собственного развития, анализ встреч, размышления на бумаге – всё это пригодится вам. Не надейтесь на память. Мысль только тогда становится мыслью, когда она записана, зафиксирована.
Писатели Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Михаил Пришвин, Жорж Сименон, медики Александр Вишневский и Николай Пирогов, режиссёры Константин Станиславский, Анатолий Эфрос, Мария Кнебель, академики Андрей Сахаров и Андрей Туполев – все они вели дневники. Загляните в них.
Ведение дневника – психологическая настройка на то, чтобы постоянно анализировать жизнь.
Дневник – это собственная лаборатория. Учиться лучше всего на своём опыте, учитывая ошибки других.
Если вы хотите повысить профессиональный уровень, научиться интересно рассказывать о том, что знаете, что волнует и беспокоит вас, лучше всего, поверьте, вести дневник ежедневно – независимо от того, есть у вас вдохновение (и желание) или нет.
Записывать нужно всё, что происходило с вами, что вы видели, о чём думали, размышляли, – и ровно через месяц, самое большее – через три месяца после первой записи вы автоматически и говорить станете лучше, чем прежде.
Почему? Да потому, что научитесь формулировать свои мысли, размышлять, сопоставлять, аргументировать.
Пожалуйста, запишите в дневник, как вы выполняли этюд № 3. А через час-полтора, не заглядывая в него, перескажите записанное на диктофон. Прослушайте запись и проведите устный разбор своего отчёта.