Текст был переведен на русский трижды: Берлин И. Две концепции свободы // Берлин И. Четыре эссе о свободе (London, 1992); Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон (Москва: Дом интеллектуальной книги, 1998). Берлин И. Два понимания свободы // Берлин И. Философия свободы (Москва: НЛО, 2001).
См.: Петтит Ф. Республиканизм. Теория свободы и государственного правления (Москва.: Издательство Института Гайдара, 2016). С. 53–55.
Берлин И. Еж и лиса // Берлин И. История свободы (Москва: НЛО, 2001). С. 183.
Ханна Арендт и Мартин Хайдеггер, Письма 1925–1975 и другие свидетельства (Москва: Издательство Института Гайдара, 2015). С. 297–298.
См.: Pitkin H. F. The Attack of the Blob: Hannah Arendt's Concept of the Social (Chicago: University Of Chicago Press, 2000).
Pitkin H. Fortune is a woman: gender and politics in the thought of Niccolò Machiavelli (Chicago: The University of Chicago Press, 1999). P. 32–36.
Грамши А. Ежовое дерево // Грамши А. Письма из тюрьмы (Москва: Common Place, 2016). C. 8.
Все эти книги переведены на русский язык: Арендт Х. Истоки тоталитаризма (Москва: ЦентрКом, 1996); Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни (Санкт-Петербург: Алетейя, 2000); Арендт Х. Люди в темные времена (Москва: Московская школа политических исследований, 2003); Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме (Москва: Европа, 2008); Арендт Х. Скрытая традиция: Эссе (Москва: Текст, 2008); Арендт Х. О революции (Москва: Европа, 2011); Арендт Х. Лекции по политической философии Канта (Санкт-Петербург: Наука, 2012); Арендт Х. Ответственность и суждение (М.: Издательство Института Гайдара, 2013); Арендт Х. Жизнь ума (Санкт-Петербург.: Наука, 2013); Арендт Х. О насилии (Москва: Новое издательство, 2014); Арендт Х. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли (Москва: Издательство Института Гайдара, 2014).
Мюллер Я.-В. Споры о демократии. Политические идеи в Европе XX века (Москва: Издательство Института Гайдара, 2014). С. 9. Эту цитату Мюллер позаимствовал у историка Эрика Хобсбаума: Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914–1991) (Москва: Независимая газета, 2004).
См. предисловие к этой книге. То же самое можно заметить в его предисловии к «Ответственности и суждению»: Арендт Х. Ответственность и суждение (Москва: Издательство Института Гайдара, 2013). С. 25–33.
Другое дело, как отмечает Ганнел, эти отношения так и не были окончательно прояснены: Gunnell J. G. The Descent of Political Theory. The Genealogy of an American Vocation (Chicago and London: University of Chicago Press, 1993). P. 176.
Kateb G. The Questionable Influence of Arendt (and Strauss) // Hannah Arendt and Leo Strauss: German Émigrés and American Political Thought after World War II / P. G. Kielmanseff, H. Mewes, E. Glaser-Schmidt (eds.) (Cambridge: Cambridge University Press, 1997). P. 29.
Gunnell J. G. The Descent of Political Theory. The Genealogy of an American Vocation (Chicago and London: University of Chicago Press, 1993). P. 175–198.
«Крайне редко кто-то из звезд первой величины того времени вступал в критический обмен мнениями с другими теоретиками или вообще принимал во внимание их позицию» (Парех Б. Политическая теория: политико-философские традиции // Политическая наука: новые направления (Москва: Вече, 1999). С. 480).
Мюллер Я.-В. Споры о демократии. Политические идеи в Европе XX века (Москва: Издательство Института Гайдара, 2014). С. 304–312.
См.: Фёгелин Э. «О тирании» Лео Штрауса // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 3; Штраус Л. Еще раз о «Гиероне» Ксенофонта // Штраус Л. Введение в политическую философию (Москва: Праксис, 2000). С. 162–197.
Штраус Л. Введение в политическую философию (Москва: Праксис, 2000). С. 122–123.
Нойман Ф. Бегемот. Структура и практика национал-социализма, 1933–1944 (Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2015).
Подробнее о ереси на русском см.: Нисбет Р. Прогресс: история идеи (Москва: ИРИСЭН, 2007). С. 163–172.
См.: Voegelin E. The New Science of Politics: An Introduction// Voegelin E. Collected Works. Vol. 5: Modernity without Restraint (Columbia: University of Missouri Press, 2000). P. 75–241.
См.: Wolin R. Heidegger's Children: Hannah Arendt, Karl Löwith, Hans Jonas, and Herbert Marcuse (Princeton: Princeton University Press, 2015).
См.: Йонас Г. Гностицизм (гностическая религия) (Санкт-Петербург: Лань, 1998).
Арендт Х. О революции (Москва: Европа, 2011). С. 25–26.
Джермино Д. Возрождение политической теории // Политическая теория в XX веке / под ред. А. Павлова (Москва: Территория будущего, 2008). С. 358.
Там же. С. 360.
Однако есть статья о нем: Маштаков Д., Чернявская А. Бытие «между»: пролегомены к политической теории Эрика Фёгелина // Логос. 2015. Т. 25. № 6.
Арендт сказала это по случаю своего официального вступления в должность в Национальном институте искусств и литературы 20 мая 1964 г.
Ханна Арендт, Между прошлым и будущим (Москва: Издательство Института Гайдара, 2014), 25, 26.
Hannah Arendt, The Promise of Politics (New York: Schoken, 2005).
Hannah Arendt, The Jewish Writings (New York: Schocken, 2007).
Hannah Arendt, The Recovery of the Public World (New York: St. Martin's Press, 1979), 334.
Благодаря Рэндаллу Слеттену, я недавно узнал, что переводчиком был Уильям Барретт.
Соучастия (нем.). – Прим. пер.
Конечно, в 1933 г., после поджога Рейхстага, она не считала возможным оставаться «зрителем», наблюдателем событий. Но намного позже, в 1972 г., на вопрос о том, либерал она или консерватор, она ответила: «Я не знаю… Вы знаете, левые думают, что я консерватор, а консерваторы иногда думают, что я левая, или „белая ворона“, или бог знает кто. И я должна сказать, что мне это совершенно безразлично. Я не думаю, что реальный вопрос этого века будет как-то прояснен этим» (Hannah Arendt: The Recovery of the Public World, edited by Melvy A. Hill [New York: St. Martin's Press, 1979], 333–34).
Hannah Arendt, «A Believer in European Unity», Review of Politics 4 (1942), 2, 245–247.
Цитаты здесь взяты из законченной биографии: Hannah Arendt, Rahel Varnhagen, The Life of a Jewish Woman, rev. ed. (New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1974), 86–87.
Ср.: Dagmar Barnouw, Visible Spaces: Hannah Arendt and the German-Jewish Experience (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1990), 48.
Полное описание этого периода жизни Арендт см. в Elisabeth Young-Bruehl, Hannah Arendt: For Love of the World (New Haven, CT: Yale University Press, 1982), chap. 4.
Это фраза Арендт в предисловии к первому изданию «Истоков тоталитаризма».
Я люблю землю
Так, как путешественник любит
Чужие края,
А не иначе.
Сегодня, благодаря щедрому гранту фонда Эндрю Меллона, вся коллекция оцифрована и доступна в Библиотеке Конгресса и Центрах Ханны Арендт в Нью-Йорке и Ольденбурге (Германия).
Многоточия здесь и везде взяты из оригинальной статьи, они не означают пропуска материала.
Гершом Шолем (1897–1982) – выходец из Германии, сионист, историк, выдающийся исследователь еврейского мистицизма, был старым знакомым Ханны Арендт. 23 июня 1963 г. он написал ей крайне критическое письмо о ее книге «Эйхман в Иерусалиме» (см. «Eichmann in Jerusalem: An Exchange of Letters», Encounter 22, 1964). Цитата взята из ответа Ханны Арендт, датированного 24 июля 1963 г. – Прим. ред.
Sozialistische Monatshefte («Социалистический ежемесячник») – широко известный немецкий журнал того времени.
«Психология мировоззрений» Карла Ясперса впервые была опубликована в Берлине в 1919 г. – Прим. ред.
Gleichschaltung, или политическое вовлечение, относится к широко распространенному признанию, в начале нацистской эры, к изменившемуся политическому климату, для того чтобы обезопасить себя или получить работу. Кроме того, оно описывает политику нацистов вовлечения традиционных организаций – молодежных союзов и всех видов клубов и ассоциаций в именно нацистские организации. – Прим. ред.
Не один немецкий интеллектуал пытался «рационализировать» нацизм после 1933 г. Подробнее об этом см. эссе Арендт «Образ ада» в этом сборнике. – Прим. ред.
Кроме двух последних глав, которые были написаны где-то между 1933 и 1936 г. во Франции. Ср.: Hannah Arendt, Rahel Varnhagen: The Life of a Jewish Woman, rev. ed. (New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1974), xiii. – Прим. ред.
Арендт – Шолему, 24 июля 1963 г. – Прим. ред.
См. речь Арендт на вручении премии Лессинга от свободного города Гамбурга: Ханна Арендт, «О человечности в темные времена: мысли о Лессинге», в: Ханна Арендт, Люди в темные времена (Москва: Московская школа политических исследований, 2003), с. 11–44. – Прим. ред.