Лисица
В разведку Лисицу в этот раз не отпустили. Не столько даже из рациональных соображений, просто добытчикам гордость не позволила в который раз сваливать самую опасную работу на девчонку. Хотелось доказать самим себе, что тоже не только на копание свеклы способны. К счастью, ничего опасного Макс с Беспалым, отправившиеся к странным домам, так и не нашли. Обежав быстренько вокруг домов и убедившись, что свежих следов человека в этом крохотном кусочке прошлой жизни не наблюдается, добытчики поспешили вернуться к оставшейся на подступах компании. Строения были покинуты. И вот, спустя час ожидания, Ольга, наконец, вступила на территорию пещеры сокровищ из сказок.
Однако, вопреки чаяниям, первое здание ничем не порадовало – оно оказалось почти пустым. Нет, добытчики нашли несколько ржавых железок, которые были когда-то инструментами, а сейчас годились только в перековку. В другое время – довольно ценная добыча, но сейчас-то Ольга ждала совсем иного! Хотелось сокровищ, хотелось удивительных открытий. К тому же сквозь все здание были проложены рельсы. Огромное количество ценного металла, вот только как его добыть и перенести? Ольга понимала, что это богатство тоже проходит мимо. Впрочем, мужчины были с ней не согласны. Раздобыв где-то проржавевший ломик, они уже возились возле костылей, которые крепят рельсы к шпалам, переговаривались оживленно, подбадривали друг друга, иногда переругивались. Лисица посмотрела немного за их возней и, предупредив Макса, отправилась дальше. Следующим она решила исследовать самое маленькое здание в надежде, что там встретится что-нибудь менее громоздкое, но более ценное. И не ошиблась! Правильно Трофим говорил – мал золотник, да дорог!
Расшвыряв ногами мусор, которым за годы присыпало порог, Лисица потянула дверь и вошла. От поднявшейся пыли, девушка расчихалась, не сразу смогла рассмотреть внутреннее убранство. Домик состоял всего из одной небольшой комнатки – похоже, когда-то здесь жил сторож. Комната осталась нетронутой, видимо, хозяин в какой-то момент сюда просто перестал приходить, ничего не забрав, а после никому уже и дела не было до крохотной сторожки. Ольга смотрела и удивлялась. Все вещи в комнатке были узнаваемы, но общие черты только оттеняли отличия от привычной обстановки. Вроде бы, что может быть необычного? Кровать, стол, стул. Но какое же все это было другое! Кровать – металлическая. На четырех ножках. Матрас, подушка – все аккуратно упаковано в чистую, тонкую ткань, это даже в полумраке было заметно. С цветочками! Ольга такого и не видела никогда. «Интересно, зачем кровать на ножках?» – задумалась девушка. «Это ведь неудобно! А если будет трясти, свалишься ведь!» И тут же спохватилась. Откуда тряска до появления червей? А стол? У них с дедом Трофимом тоже есть стол – Лисица сама помогала делать. До сих пор она считала, что он вполне хорош – прочный, устойчивый. Не беда, что доски на него пошли необструганные, зато почти ровные. Щелей в столешнице почти нет, что еще нужно? А здесь… Лисица провела кончиками пальцев по гладкой, даже блестящей поверхности. Да ведь и не просто стол, тут еще и ящички, все ровные, одинаковые. А на полу коврик с еще сохранившимися узорами. И стул – даже стул – и тот отличался от тех, которыми хвастаются зажиточные жители поселка! Ножки не прямые, а изогнутые, маленькие плоские подушечки на спинке и на сиденье. Поразительное удобство. И окно – застекленное. А на окне горшочек с каким-то растением, давно засохшим, конечно. У Ольги защипало в глазах. Многое она за свою жизнь насмотрелась. Видела умирающих, видела тех, кто остался калекой, убивала зверюшек, и, теперь вот даже людей, а неизвестный цветок вдруг стало так жалко, что губы задрожали. Он рос, радовался. О нем кто-то заботился, поливал каждый день. Может, даже удобрения подкладывал, как бабы в поселке на грядках, но не для того, чтобы потом урожай собрать, а просто, потому что красиво. И потом вдруг раз – и все исчезло? Однажды человек перестал приходить, а цветок каждый день ждал его, ждал, что его польют, позаботятся и не знал, что его хозяин, должно быть, давно умер.
Позволив себе несколько минут любования и печали, Лисица решительно тряхнула головой, и отогнала непрошеную сентиментальность. Если посмотреть трезвым взглядом – койка – довольно ценная вещь, особенно если учесть, что белье на ней прекрасно сохранилось. Домик оказался добротным, даже стекла остались на месте, и потому за прошедшие годы ткань не истлела, осталась достаточно прочной, чтобы ее можно было использовать. Но не кровать была главной находкой. Стол, такой удивительно гладкий и красивый, не пустовал. На нем лежала подборка газет. И судя по заголовкам, газеты были самые свежие! Черви тогда уже появились, а цивилизация еще не рухнула, во многих местах люди продолжали жить обычной жизнью. Читали газеты, ходили в магазины и на работу, спали в домах… Похоже, житель этого домика был большим любителем печатного слова, газет было довольно много. Стараниями Трофима Ольга успела проникнуться величайшим уважением к печатной периодике, и потому, подавив желание пробежать глазами статьи, осторожно упаковала драгоценные листы в сумку. Позже, в спокойной обстановке, она обязательно прочитает все самым внимательным образом, а пока стоит продолжить поиски. Собрав со стола всякие мелочи, – кухонный ножик, авторучку, карандаш и старые, с обмотанными пластырем дужками очки, девушка заглянула в ящик стола. В ящике россыпью красовалась кучка мелочей и, среди прочего, несколько блестящих, покрытых надписями на неизвестном языке цилиндриков. Аккуратной обоймой уложенные в даже не вскрытую пластиковую упаковку, они привлекали внимание своей новизной. Предназначение блестящих штучек осталось для девушки непонятным, однако Ольга решила, что вещь, несомненно, полезная. Цилиндрики заняли свое место на дне сумки, а девушка продолжила обшаривать комнату.
Правда, больше ничего столь интересного в домике не нашлось. Можно было бы аккуратно вытащить стекла из рам, стекло нынче тоже в большом дефиците и уж точно найдет применение в быту, но это лучше пусть мужчины стараются. У них в таком деле опыта больше – ничего не повредят и не сломают. Окинув в последний раз потерявшую свою нетронутую красоту комнату, Ольга бодро направилась к следующему дому. Девушка не очень рассчитывала найти еще что-то такое же ценное, ведь и без того добыча оказалась просто шикарной. «Наверняка в последнем ангаре тоже пусто», – думала разведчица. Можно было вернуться к гремящим железками в уже осмотренном здании мужчинам, обрадовать их интересными и богатыми трофеями, но отвлекать их не хотелось – судя по звукам, работа была в самом разгаре. Последнее здание было закрыто более основательно, чем сторожка, и Лисица решила перекусить перед тем как продолжить исследования. Усевшись на шпалы, девушка достала жареное мясо, оставшееся с последней стоянки, и принялась с аппетитом его уничтожать. Очень хотелось достать газету – дед Трофим как-то описывал, как это здорово, когда перед тобой чашечка кофе и вкусный бутерброд с колбасой, а в руках свежая газета, пахнущая типографской краской. Лисица тогда позавидовала – хотелось тоже попробовать. Не беда, что кофе нет. Трофим как-то нашел целую упаковку, когда еще ходил на двух ногах, и, конечно дал ей попробовать. Ольга была обескуражена – горькая черная гадость с металлическим привкусом не вызывала никаких положительных эмоций. То ли дело чай со сгущенкой, или клюквенный отвар… Девушка решила, что главное – не вкус блюд, а сам ритуал. Однако газету все же решила поберечь, все-таки на улице ветер. Мало ли – помнутся тонкие страницы, или, чего доброго, вовсе порвутся. Оставила в покое сумку, отстегнула с пояса фляжку с водой – запить остатки запеченной зайчатины, оставшейся со вчерашнего обеда. И вдруг насторожилась, вскинулась, зашарила по поясу, нащупывая арбалет. В кустах неподалеку что-то зашуршало, и из сплетения ветвей выглянул какой-то зверек. Понаблюдав немного за девушкой, смешно насторожив острые треугольные уши и шевеля носом, зверек выбрался полностью. Ольга медленно поднимала арбалет, боясь спугнуть нежданную добычу.
Зверек, угрозы не чувствовал, осторожно подкрадываясь поближе. Кажется, он совсем не боялся человека, все его мысли были заняты куском мяса, который Лисица продолжала сжимать в левой руке. А сама разведчица вдруг поняла, что стрелять ей совсем не хочется. По многим причинам. Во-первых, зверь был слишком худым – ребра так и гуляли под бело-черной шкуркой, а живот, казалось, скребет позвоночник. Мяса с такого не наберешь. Во-вторых, зверь был необычен. Это явно был хищник, но какой-то бестолковый – гораздо мельче волка и даже лисы, да еще расцветка слишком яркая. С такой не спрячешься, слишком хорошо видно на фоне зелени белые пятна. А зимой будут видны черные. Да и шерсть слишком короткая, чтобы можно было спокойно пережить холода. «Наверное, таких мало осталось – нелегко им выжить в нынешние времена», думала Лисица. И вообще, убивать зверя было просто неловко. Он совершенно не желал бояться человека. Даже когда она взводила арбалет, он отпрыгнул, испугавшись резкого движения, а через несколько мгновений снова вернулся! «И ведь как жалобно смотрит!» – недовольно подумала девушка, опуская арбалет. Сообразив, наконец, что именно так заинтересовало зверька, Ольга с сомнением посмотрела на свой обед. А потом, решившись, бросила мясо животному. Зверек подскочил к упавшему в траву куску, схватил его, и исчез гораздо быстрее, чем появился. Ольга не была уверена, но ей показалось, что не такой уж маленький кусок был прожеван прямо на ходу. «Узнают добытчики – меня убьют», мрачно подумала девушка. «Вместо того чтобы добыть зверя, я отдала ему свой обед! Ну, может, не убьют, но точно решат, что я с ума сошла. И, наверное, будут правы».
Так и оставшись голодной, – больше провизии у нее не было, – разведчица принялась осматривать последний дом. И чем больше смотрела, тем сильнее убеждалась, что внутрь нужно пробраться обязательно. Большие ворота на торце здания судя по всему были заперты изнутри, а на дверце сбоку висел большущий амбарный замок. «Пустое здание так запирать не будут», – с вспыхнувшим интересом думала девушка. «И рельсы туда ведут, а оттуда – нет. А вдруг там поезд?»
Поезда в ангаре, конечно, не было. Но разочарованной Ольга не осталась. Замок за годы сильно проржавел, так что проникнуть в здание оказалось несложно – совсем небольшое усилие потребовалось, чтобы дужка открылась, сложнее было распахнуть приросшую к косяку дверь. А за ней – настоящая пещера сокровищ. Как в мечтах. Чего здесь только не было! Ольга проскользнула в полутемное помещение, во все глаза рассматривая груды сокровищ. Множество инструментов, знакомых и тех, предназначение которых девушка даже не могла угадать, сотни различных деталей, из которых опознать удалось только огромные пружины, десятки труб разного диаметра, целая бочка с каким-то вязким и очень скользким маслом, и, как апофеоз, паровой котел. Ольга нашла его в самом углу огромного ангара, наполовину заваленным каким-то хламом – похоже, он остался здесь с каких-то старых времен, когда такие машины еще использовались прежними людьми. Какой же он был огромный! Ольга даже представить себе не могла, сколько топлива требуется, чтобы вывести машину на рабочую мощность. Она вспомнила, сколько сил и времени потребовалось им с Трофимом, чтобы соорудить ту машину, что использовалась теперь в качестве насоса. Очень, очень много сил и еще больше везения – если бы Ольга когда-то, еще до того, как они поселились на черве, не нашла старинный учебник с описанием устройства, они никогда не смогли бы даже помыслить о создании этого чуда. И была их паровая машина в десятки раз меньше, чем та, которой она любовалась теперь. Стало до слез горько. Они с Трофимом совершили настоящий подвиг, сконструировав и воплотив то, что Лисица считала чудом инженерной мысли, а тут, в мастерской, заваленное мусором, громоздилось нечто в тысячи раз более совершенное – и ведь погибшие хозяева считали его устаревшим, ненужным! Да если бы такую штуку удалось дотащить до червя и взгромоздить на него, её одной хватило бы для того, чтобы обеспечить теплом в зимнее время весь поселок, запустить десятки разных станков… Да мало ли еще какие применения можно найти для такой огромной мощи?
«Только все это бесполезно», – напомнила себе Ольга. – «Даже если бы что-то и получилось. Нам никогда не раздобыть столько угля!» Впрочем, сдаваться девушка была не намерена. Кроме чудесной паровой машины, в мастерской хранилась прорва других, более удобных для транспортировки ценностей, и разведчица была твердо намерена не отставать от добытчиков, пока они не придумают, как перетащить их все. «Это вам не какая-то брюква!» – думала Лисица. – «Если червь остановился где-то неподалеку, мы должны перетащить все!»
Выскочив из мастерской, Ольга бросилась на поиски добытчиков.
– Ребята, бросайте эти рельсы! Там в мастерской столько всего!
Оглядев полутемное помещение, Макс озадаченно выругался.
– Ты ведь отсюда не уйдешь, пока все не заберем? – обреченно спросил мужчина.
– Макс, миленький, ну ты посмотри! Тут же все! Как оставить? Столько всего можно будет сделать! Кузницу нормальную! Ты посмотри, какая наковальня из того обрезка получится! Можно будет еще одну паровую машину сделать! Трофим рассказывал, можно паровой молот сделать! Арбалеты каждому добытчику! Да что там добытчику, всем жителям поселка! Печь настоящую, можно будет стекло варить! Ты знаешь, что стекло из простого песка делают? Надо только температуру большую, и чтобы удобно было! Теплицы сделаем из настоящего стекла!
– Ага, чтобы потом они все побились, и мы осколки из земли выковыривали, – проворчал Макс. На самом деле, Ольга знала слабые места бригадира добытчиков. Мысль об арбалетах для всей команды заставила мужчину серьезно задуматься.
– Думаю, нам придется разделиться, – подумав, пробормотал Макс. – Нас тут слишком мало, чтобы все это перетаскать, нужны еще люди. По моим наблюдениям, поселок мы должны были нагнать уже сегодня – носитель явно готовится встать на стоянку. Очень надеюсь, что до него осталось всего километров двадцать. Если пригнать побольше народу, вполне можем и перетаскать, тем более, смотри, там и тележки есть. Придется помучиться, но дело того стоит. Определенно.
Лисицу отправили с пятеркой добытчиков в поселок – память у девчонки отличная, так что она сможет наиболее полно описать богатства мастерской, поможет составить список, что необходимо вывозить в первую очередь. Она не возражала – даже рада была, что не пришлось самой решать, потому что оставлять даже ненадолго сокровища не хотелось. Но и игнорировать чувство долга, которое диктовало вернуться вместе с Максом, не получалось. К тому же Ольга переживала, что их предположения не оправдались, и червь и не думал останавливаться. Такое иногда случается – носитель замедляет ход, но не останавливается совсем, а через некоторое время снова набирает скорость. Впрочем, в этот раз обошлось – червя они увидели даже раньше, чем Ольга рассчитывала.