Профессиональная неудача при неправильном к ней отношении напрямую влияет на эффективность работы сценариста. Давайте поговорим о том, как её безболезненно пережить, отделаться от страха перед будущими неудачами и побыстрее вернуться в продуктивное рабочее русло.
Ошибки и неудачи – грустная, но вместе с тем неотъемлемая часть нашей жизни и карьеры. Они преследуют человека с незапамятных времён. Афоризму римского оратора Марка Аннея Сенеки «Errare humanum est» (с лат. «Человеку свойственно ошибаться») больше тысячи лет, и он актуален до сих пор.
Не менее актуальным является умение человека справиться с неудачами. Это ценное качество сотрудника независимо от сферы его деятельности. Оно служит показателем устойчивости, гибкости и маневренности – тех компетенций, которые будут востребованы в ближайшем будущем согласно отчёту Всемирного Экономического Форума в мае 2023г.
Сама по себе профессиональная неудача – это только часть проблемы, с которой хоть раз да сталкиваются все специалисты. Но далеко не каждому дано быстро и эффективно справиться с её последствиями, которые зачастую оказывают более разрушительное воздействие на человека и его будущую профессиональную деятельность, чем сам факт свершившегося карьерного провала.
Чем опасна неспособность справиться с неудачей?
Случившийся провал – это отрицательный опыт. Человек помнит, сколько негативных эмоций он испытал, и не хочет их повторения. Если, потерпев неудачу, он не будет работать над собой, то велика вероятность появления страха перед будущей неудачей.
На фоне страха неудачи могут развиться:
– прокрастинация (нежелание начинать дело, которое может привести к очередному провалу);
– перфекционизм (патологическое стремление сделать свою работу идеальной во избежание потенциальной неудачи);
– депрессивное состояние (угнетённость, подавленность, потеря интереса к сфере деятельности, в которой потерпел неудачу ранее);
– неуверенность в своих компетенциях (логичное обоснование профессиональной неудачи и, как следствие, падение самооценки);
– атихифобия (неконтролируемая и необоснованная форма страха неудачи, которая распространяется не только на профессиональную, но и на остальные сферы деятельности человека).
В контексте вероятности развития страха неудачи в зоне риска находятся люди творческих профессий, потому что сам характер творческих личностей является для него благодатной почвой. Имеющие в большинстве своём завышенную самооценку, они обладают повышенной чувствительностью и уязвимостью, а также склонны к импульсивному поведению и чаще страдают клинической депрессией.
В этой же зоне риска находятся и сценаристы. Сценарное ремесло, как и творчество в целом, связано с большими психологическими нагрузками. На всех этапах процесса создания истории – от идеи до оформленного в диалогах сценария – профессионального автора постоянно преследуют сомнения и страхи. Оригинальна ли его идея? Работает ли мотивация героя? Не слаб ли конфликт в сцене? Не затянут ли второй акт? И так далее, и тому подобное.
В теории сомнения – это хорошо, потому что они являются вопросами, отвечая на которые, автор находит варианты решений, выбирает из них лучший и тем самым делает свою историю оригинальной и более интересной.
Страх неудачи, наоборот, оказывает на автора сугубо негативное влияние и служит препятствием на его пути к успеху.
Что же является неудачей для сценариста?
Во-первых, многочисленные отказы студий приобрести сценарий.
Во-вторых, провал фильма (сериала), снятого по его сценарию. В обоих случаях сценарист остро и болезненно воспринимает случившееся, так как для достижения результата он проделывает долгий и мучительный путь. В течение многих месяцев (а иногда и нескольких лет) он кропотливо работает над сценарием, обделяя вниманием друзей и родных, конфликтуя с редакторами и продюсерами, попадая в творческие тупики и героически из них выбираясь, выгорая эмоционально и выматываясь физически. В качестве награды (кроме очевидной финансовой) автор желает получить похвалу со стороны более маститых коллег по цеху и одобрение общества в лице зрителей и критиков.
В ожидании ответа от студий или выхода на экраны фильма авторский мозг по завету позитивной психологии рисует своему хозяину непременно положительный результат: письма от продюсеров кинокомпаний с россыпью комплиментов и предложением немедленно заключить договор или аншлаги в кинотеатрах, рекорды по кассовым сборам и восхищённые рецензии критиков. Восторженные отзывы друзей, ознакомившихся со сценарием, либо положительные оценки членов съёмочной группы добавляют автору оптимизма, формируя у него ложную уверенность в успехе. Но на деле может произойти противоположное. Студии отвечают отказами либо приглашают на встречу, но не для обсуждения присланного сценария («он хорош, но давайте его пока отложим», ненавижу такие встречи), а для того, чтобы поработать над каким-нибудь другим проектом. Кассовые сборы вышедшего в прокат фильма оказываются неприлично низкими, как и зрительские оценки на профильных сайтах типа «Кинопоиска» или «IMDb», а разгромных рецензий критиков в разы больше, чем положительных и нейтральных вместе взятых. «Гарантированный» собственным мозгом успех оборачивается настоящей неудачей, сладкое предвкушение сменяется горьким разочарованием. Нежелание прокатиться ещё раз на таких эмоциональных качелях, сопротивление негативному опыту заставляет сценариста опустить руки как минимум на какое-то время, которое он мог бы эффективно потратить на работу над новыми и, вполне вероятно, успешными проектами.
Как же сценаристу эффективно справиться с неудачей и идти дальше?
Мечтать, но не предвкушать.
Этот совет носит профилактический характер. Как уже упоминалось выше, в процессе работы над сценарием либо в ожидании выхода фильма в прокат (или на видеосервисах) часто очень трудно воздержаться от фантазий на тему будущего успеха. Не надо бить себя по правому полушарию, отвечающему за воображение, потому что в подобных фантазиях нет ничего страшного. Визуализация успеха – хороший мотиватор, к тому же позитивные эмоции, испытываемые в этот момент, положительно влияют на психическое здоровье человека. Но существует большая вероятность того, что фантазии об успехе со временем превратятся в уверенность в том, что успех непременно произойдёт. И в этом случае реакция на неудачу будет намного болезненней. Поэтому сценаристу необходимо чувствовать тонкую грань между вероятностью успеха и его ожиданием, и не дать мозгу в какой-то момент себя обмануть.
Регулировать свои эмоции.
Профессиональный провал – это стресс для любого нормального человека. Потерпев неудачу, мы все в той или иной степени испытываем негативные эмоции, такие как стыд, печаль, страх и чувство вины. Правильная «настройка» эмоций – ключ к эффективному восстановлению. В первую очередь, необходимо понять, что негативные эмоции вредны и носят временный характер. Установка «и это пройдёт» не зря была выгравирована на кольце царя Соломона, и не потеряла своей актуальности.
Определить для себя, что считать неудачей, а что – нет.
Пункт для сценаристов с комплексом вины. Не всегда свершившееся событие, которое автор считает своим личным творческим провалом, является таковым.
В случае отказа студий может выясниться, что неудача никак не связана с профессиональными компетенциями сценариста. Студия может отказать автору далеко не только из-за низкой творческой ценности присланной им работы. Сценарий может не соответствовать запросам и характеристикам целевой аудитории, миссии ТВ-канала или видеосервиса, возрастному рейтингу, лимиту бюджета на продукт, жанру или хронометражу. Сама тема проекта может быть неактуальной, или совпадать с другим проектом, который уже разрабатывается в студии. Все эти факторы не являются показателем творческого дилетантства сценариста. Скорее, их нужно рассматривать как информацию к сведению, которую сценарист может использовать в будущем.
В случае провала фильма в прокате нужно понимать, что вышедшее на экраны аудио-визуальное произведение – это результат совместной деятельности большой группы людей. Соответственно, успех фильма, как и его кассовый провал, состоит из массы слагаемых, в том числе никак не связанных со сценарием, и на которые автор объективно повлиять не может. Неправильно выбранная (или вообще отсутствующая) маркетинговая стратегия, продюсерский промах с выбором режиссёра-постановщика, плохо подобранный актёрский состав, одновременный релиз с мировым блокбастером негативно влияют на кассовые сборы, и в этом нет никакой вины автора сценария. Сам факт того, что ваш сценарий приобрели и сняли по нему фильм, говорит о признании профессионалами ваших творческих компетенций.
Не искать несуществующих оправданий.
Существует и другая крайность реакции на неудачу, довольно распространённая в творческих (в том числе и авторских) кругах.
Наш мозг всегда пытается проложить самый лёгкий путь к достижению желаемого результата. И случай преодоления неудач не является исключением. Действительно, зачем устраивать сеансы саморефлексии, искать мотивацию и кропотливо разбирать ошибки, если можно решить проблему за счёт перекладывания вины на низкий зрительский интеллект, личную неприязнь, испытываемую к автору со стороны продюсеров студий или, например, внутристудийные интриги. Удержать или даже повысить самооценку можно за счёт обесценивания чужих успехов: все положительные рецензии на успешный контент куплены, рейтинги искусственно завышены, а для привлечения аудитории использованы грязные манипуляции. Этим обычно страдают так называемые непризнанные гении, которым я посвящу отдельную главу.
Проблема данного пути состоит в том, что ложные самооправдания, хоть и носят некоторый успокоительный эффект, не дают автору никакого толчка к развитию своих компетенций, а следовательно, он будет раз за разом совершать те же ошибки, которые привели к неудаче в прошлом, и плодить собственные провалы в будущем.
Чтобы не стать вечным неудачником, нужно найти мужество признавать свои ошибки, научиться радоваться успехам коллег по цеху и стремиться встать с ними в ряд путём усовершенствования своих профессиональных компетенций.
Превратить вред в пользу.
Объективный анализ причин неудачи и принятие собственных ошибок – не только важный шаг к восстановлению после провала. Это ещё и часть самообразования, основанного на собственном опыте. В копилку улучшения своих творческих компетенций можно отнести и изучение критики неудачного проекта, но с одним важным замечанием: критика должна быть профессиональной.
Зрительские отзывы безусловно важны, особенно положительные: они дарят автору позитивные эмоции и мотивируют придумывать новые истории. Но с профессиональной точки зрения оценки зрителей в большинстве случаев не принесут сценаристу практической пользы, потому что основаны на ощущениях от просмотра. Ощущения говорят о том, что не понравилось, но не отвечают на вопрос «почему?».
Профессионалы из киноиндустрии – другое дело. Они не только отмечают огрехи картины (в том числе и сценарные), но и объясняют, в чём они состоят. Именно на такие рецензии и стоит обратить внимание, несмотря на их зачастую язвительный тон (критики зарабатывают рецензиями, а читатель любит остро написанное; тут ничего не попишешь – таков мир).
Вспомнить о своих прошлых удачах.
Наличие творческих успехов в прошлом означает, что вы имеете все нужные для сценариста компетенции. Ваши неудачи не носят системный характер, просто в этот раз что-то пошло не так. Так что, если вам мало мотивации в настоящем, пусть вас мотивирует прошлое.
Не искать спасения в алкоголе.
Потерпев неудачу, человеку хочется расслабиться, сбросить с себя эмоциональное напряжение. К сожалению, многие творческие люди (в том числе когда-то и автор этой книги) в качестве способа расслабления выбирают употребление спиртного. Коварство алкоголя заключается в том, что он действительно расслабляет и улучшает настроение, стимулируя выработку дофамина. Но вместе с тем алкоголь разрушает нейронные связи. То есть постепенно приводит в негодность единственный рабочий инструмент автора – его мозг.
Расслабляясь подобным образом, вы рискуете сделать недавний провал далеко не последним в вашей профессиональной карьере.
Найти поддержку.
С неудачей, как и любой проблемой, трудно справиться в одиночку. Моральная поддержка от друзей, близких, коллег по цеху, имеющих схожий с вашим негативный опыт, является важнейшим слагаемым эффективного восстановления.
Давайте резюмируем.
Ни один сценарист в мире не застрахован от творческих неудач. Не стоит их бояться. Нужно быть готовым принять их, чтобы купировать негативные последствия. И в этом случае можно не только быстро восстановиться, но и превратить свой отрицательный опыт в отправную точку вашего будущего успеха.