После обхода производства Костя оказался возле кабинета начальника, откуда неожиданно выскочила рыжеволосая девушка. «Вот так сюрприз!» – мысленно воскликнул он. Конечно же, он узнал Катю. Они вместе учились в универе. Правда, в разные годы. «Точно! Она же теперь «фея охраны труда всея Контакта»«, – припомнил парень.
– Катерина, стоять – бояться! – крикнул Костя командирским голосом.
Девушка обернулась.
– Привет, давно не виделись, – немного растерянно ответила Катя. В тот момент ей не особенно хотелось общаться.
– Ты, наверное, к нам на собеседование приходила? Тебе у нас не понравится: коллектив специфический. Кстати, у тебя есть какой-нибудь тэбэшник на примете, кто бы нам подошел? Ты подумай и позвони, а то я сейчас спешу. – Костян сунул ей в руку визитку.
– Всего хорошего, – пробормотала Катя и ушла.
Костю внезапно вызвал Мажор.
– Я сейчас с одной телкой базарил, приходила собеседоваться на должность специалиста охраны труда. Так эта хамка мне заявила, что у нас нарушено 40 пунктов по охране труда и нас в любой момент могут закрыть. Как это, Костик, получается, а? – осведомился директор.
Мажор хоть и был накуренный, но с головой все-таки дружил.
– Правда зависит от конкретного мнения отдельного человека. На любом предприятии есть горы нарушений. Единственный вопрос, будут ли их искать, – попытался объясниться Костян.
– Ближе к делу! – потребовал Мажор.
– С реальной охраной труда проблем нет. Мужики обеспечены спецодеждой, СИЗами и СОЖ и безопасно работать умеют. Отдельные шныри и черти пытаются разводить разные мутиловки и пробуют нарушить охрану труда, но я и бригадиры таких находим и сразу бьем в морду. Ваша школа, Сан Саныч.
Мажор расплылся в блаженной улыбке.
– Проблемы есть с формальной охраной труда, – продолжал Костян. – Это оценка профрисков и покупка корочек в учебных центрах. Мужик работает газорезчиком 5 лет. У него истекли корочки, и формально ему надо их продлевать. В учебном центре «Баклажан» за продление корочек запросили 15000 за одного мужика, а в «Тыкве» – 6000. Но мужик же не разучился работать. Конечно, бригадир заставит его прочитать все инструкции заново и, если надо, забьет ему эти знания в башку кулаками.
– А эта метелка нас не заложит? – забеспокоился Мажор. – Все-таки еще в надзорном органе работает.
Костян засмеялся. Он вспомнил взъерошенную Катю. Определенное сходство с метлой действительно имелось.
– Нет, – уверенно ответил парень. – Она не такая.
Когда Костя впервые устроился на работу, он откровенно растерялся. В то время Костя стал полноправным инженером по охране труда. Что делать и с чего начинать, юноша 23 лет от роду, понятия не имел. Его ждал отдельный кабинет, стол, стул и куча папок.
Костина предшественница после его прихода сразу же уволилась, а ему посоветовала бежать без оглядки и набраться жизненного опыта, прежде чем работать инженером по охране труда. А на вопрос «Что происходит?» ответила: «Беги, пока тебя не подставили!»
Она просто вышла из кабинета и исчезла.
До обеда Костян просидел в кабинете совершенно один. После обеда к нему заглянул заместитель генерального директора и вместе они пошли смотреть завод. Завод парню показался крутым и современным. Только потом он понял, что ему показали примерно четвертую часть предприятия, причем самую безопасную.
– У нас с охраной труда все отлично, – убеждал его замдиректора. – Только небольшие проблемы с поставками спецодежды, но государство нас контролирует.
На вопрос, куда делась его предшественница, начальник ответил что-то неопределенное. А после Костя забыл о ней.
Примерно два месяца все было нормально. Потом Константин стал замечать, что спецодежду никто не носит, все СИЗы разнокалиберные, а обувь не специальная, а домашняя.
Костян снова стал задавать вопросы. В ответ зам только отбрехивался: мол, погоди, скоро выделят деньги, и все рабочие получат новую форму, новые СИЗы, новые сапоги. Только это благословенное время почему-то так и не наступало.
Тот мартовский день он будет помнить всю жизнь. К нему пришел один из бригадиров подписать наряд-допуск на высотные работы. Косте почему-то не понравился ни этот бригадир, ни коряво составленный документ. Тогда он решил посмотреть, что это за работы и кто их выполняет. Как оказалось, двое рабочих должны были забраться на крышу и закрепить там кусок оторвавшегося шифера.
Рядовая процедура осложнялась тем, что у рабочих не было страховочных систем. Поэтому они не хотели лезть на крышу. После долгих препирательств им пообещали их принести, но этого так и не произошло. Костю отвлекли другие дела, и пока он разбирался с ними, стряслась беда – групповой несчастный случай со смертельным исходом.
Дурные предзнаменования предшественницы сбывались.
Решением организационных и процедурных вопросов на предприятии, связанных с обеспечением сотрудников спецодеждой и СИЗ, особенно на крупных предприятиях, где производственный цикл сложен, многоступенчат и неоднороден, может стать аутсорсинг обеспечения предприятия. Аутсорсинг позволяет минимизировать (исключить) риски на предприятии связанные с неправильным подбором СИЗ для каждого участка производства, обеспечить сотрудников качественными, сертифицированными СИЗ и спецодеждой, что исключает риски штрафных санкций со стороны контролирующих органов, свести к минимуму вероятности профзаболеваний и травм, сэкономить бюджет, исключив неиспользуемые, излишние складские запасы, спрогнозировать и оптимизировать во времени бюджеты охраны труда, унифицировать применяемые СИЗы и спецодежду на участках, что благотворно сказывается на правильности применения и применяемости СИЗ сотрудниками вообще. Сотрудники в каждый момент времени обеспечиваются нужными, оптимальными СИЗ. Аутсорсинг будет полезен и небольшим компаниям, где всё сосредоточено на узком виде работ и введение новых сотрудников в штат попросту экономически нецелесообразно.
Страховочные привязи, стропы, блокирующие устройства, средства от падения инструмента с высоты – все это также можно включить в обеспечение СИЗ предприятия на аутсорсинг, что будет гарантировать обеспеченность сотрудника средствами защиты от падения с высоты и избежать несчастных случаев с травмами или более серьезными последствиями. Проектирование и монтаж стационарных систем (анкерных точек, анкерных линий) специализированными сертифицированными компаниями – залог безопасного применения этих систем.