Предание старины глубокой повествует нам, что её малой родиной было село Выбуты неподалёку от Пскова, вверх по реке Великой. Девочка была родом из славянского племени древнерусской княжеской династии Изборских и носила имя – Прекрасна. Молодая княгиня была из тех самых Гостомыслов, предки которых звали на Русь скандинавских князей- варягов.
В жизни каждой девушки имеет место быть особый случай. Конечно произошёл он и с нашей героиней. Пришлось ей пересекать реку Великую, именно здесь она и встретилась со своим суженным – молодым князем Игорем.
Князь со товарищи изволил охотиться «в области Псковской» и, возжелал без промедления перебраться через реку. Увидел «некоего плывущего в лодке» жестом и голосом подозвал его к берегу. Вдруг молодец обнаружил, что его парусом правит не мужчина, а девушка красоты удивительной. Тут же воспылал к ней князь похотью и стал склонять деву ко греху. Однако рулевая оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Решительно отклонила ухаживания княжеские решительно устыдила наглеца. Напомнив охотнику о княжеском достоинстве и его судии, ибо он сам должен всегда быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных, а также для людей пришлых. Да, я молода, нет так знатна и уязвима перед вами, но я уж лучше в реку брошусь, чем стерплю поругание.
Выслушав такую речь князь Игорь отпрянул и более к девочке не приближался. На берегу
щедро расплатился с ней за перевоз и расстался с ней, храня в памяти гневные её слова, а также прекрасный образ девы далёкой.
После этой встречи Прекрасне только и оставалось, что сидеть в своей светёлке и высматривать в окошко, не едут ли сваты. Лично сам опекун Игоря князь Олег в скорости поехал за ней. С порога передал девушке слова молодого князя: – «Не нужно мне другой жены, а надобна мне токмо она». Сборы в дорогу дальнюю были не долги, не то, что сама дорога до стольного града Киева, того что на великой реке Днепр возведён знатно. Здесь и выдали её за Игоря, тут же заменив славянское имя девушки на варяжское. Отныне именовалась она Хельгой, или по-русски – Ольгой. Что значит «святая».
Так Прекрасна -Хельга -Ольга стала женой князя и русской княгиней.
Совсем не простое супружеское бремя легло на плечи юной Ольги. Недолго суждено было ей наслаждаться своим семейным счастьем. После свадьбы молодой супруг без промедления отправился в поход, а вернулся из него уже отцом: сын княжеский народился.
Время в ту пору было тревожное, вороги перли на Русь со всех сторон.
Князь не задержался возле жены своей юной, скоро собрался да и уехал по делам важным, княжеским. Суждено ему было столкнуться там с коварным ворогом.
Был он схвачен в стане древлянском предательски и от подлых рук неприятельских принял смерть лютую. (О том, что князь Игорь был жестоко замучен древлянами за попытку взять с них дань в третий раз подряд, уступая требованиям воевод из своей собственной дружины я скромно умолчу.) Слишком мал был юный княжич, сын Игоря, для дел важных, государственных. Такой вот удел выпал его матушке, княжить в Киеве за малое дитя и за мужа в бою павшего.
– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —
Никогда не забуду мужа свого, князя удалого Киевского. Покорюсь судьбе, выберу вдовью долю,
более никогда замуж не пойду, буду житие вести до скончания века с болью этой, многим бабам на Руси великой ведомой.
И не будет теперь мужчины, который сможет мне от скорби великой освободиться. Увы, но нет
на Руси нет такого бога, чтобы могла к нему обратиться я за помощью и утешением. Однако даю в том обед, что
отомщу я убийцам, и смерть их меня излечит. Выпал такой удел мне, чтобы не дать воли поганцам
над Киевской властью святой поругания чинить.
Узнают и запомнят супостаты проклятые, что Ольга княгиня законная есть, а не глупая птица – курица.
Сильно опасаясь мести киевской знати за убийство их князя, древляне отправили большое посольство к княгине, с предложением ей незамедлительно вступить в брак со своим правителем Малом.
Двум десяткам послов, прибывшим по реке, правительница оказала самый радушный приём. Она всячески старалась показать им, что готова принять предложение древлян. Сообщила, что завтра послов пригласят на княжеский пир, который будет устроен прямо в ладьях.
На следующий день, подбоченясь, посланцы стояли в своих ладьях, а Ольгина дружина несла эти судна на своих плечах. Однако дойдя до середины княжеского двора, ладьи побросали в глубокую яму. Именно её княгиня распорядилась вырыть за одну ночь.
«Хороша ли вам честь?» – спросила сверху Ольга.
«Горше Игоревой смерти!» – отвечали обезумевшие послы.
– Закопать их жильём- повелела княгиня и отправилась незамедлительно писать письмо ненавистным древлянам с просьбой отправить к ней новые посольство, состоящее из ещё более знатных людей и числом по более первого. Не имея никакой информации о том, какая участь постигла первое посольство,
древляне удовлетворили просьбу вдовствующей женщины и послали полсотни своих самых знатных соплеменников.
Ольга радостно и хлебосольно приняла их, предложив перед вечерним пиром хорошенько вымыться с дороги. По её распоряжению слуги подпёрли двери снаружи, со всех сторон обложили баню хворостом и подожгли. Второе посольство сгорело заживо.
Чуть после и третье посольство, состоявшее из пять тысяч мужей, было уничтожено воинами вдовствующей княгини на тризне по мужу у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год наша героиня снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгла дотла с помощью голубей древлянских. Их скупили за ранее, за деньги немалые, верные ей люди. Потом привязали к лапам птиц паклю горящую, да и выпустили на волю.
Обезумевшие птицы полетели к своим гнёздам. И заполыхали повсеместно крыши сухой соломой, да камышом речным крытые. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.
– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —
«А как же?» – Ольга ту пору ещё не приняла веру христианскую, молилась богам языческим, а по сему – христианское прощение, было ей не ведомо. Летописцы того времени писали, что в её мести не было наслаждения от победы над ворогом. Всё ещё жила в её душе месть за смерть своего мужа. Вот эту потерю любимого человека княгиня киевская безнаказанной оставить никак не могла. Вдова сделала то, что считала нужным. Более Ольга никогда не была замечена в кровавых и мстительных расправах.
В середине 50-х годов X века она с большим посольством отправилась в Византию. Там крестилась в христианскую веру. Естественно получила при крещении другое известное имя. «Повесть временных лет» описывает крещение нашей героини:» Византийский император, сражённый красотой и мудростью женщины, захотел жениться на ней. «Я язычница, – ответила русская княгиня. – Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, – иначе не крещусь». Император исполнил желание гостьи, а затем снова предложил стать своей женой. Она же ответила с негодованием: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это, – ты сам знаешь». И ответил император: «Перехитрила ты меня, Елена. Отныне будет такое твоё христианское имя.
Сын Святослав пошёл в отца. Охота, военные походы и пиры. Его мать всю себя отдала воспитанию трёх его сыновей- своих внуков. Ярополк, Олег и Владимир. При чём двое старших вполне склонялись к тому, чтобы принять христианство, а вот самый любимы Владимир никак не хотел идти на столь решительный шаг. Однако, даже старших внуков бабушка окрестить никак не могла. Её сын и их отец их был, как бы это по мягче сказать – убежденный язычник.
В 969 году Ольга слегла в предсмертной болезни. Она просила сына выполнить свою предсмертную просьбу и принять христианскую веру. Но сын был неумолим. Святослав со всей решительностью отказался изменять вере своего отца.
Умирая мать во всеуслышание предсказала, что всё равно вся Руси обратится ко Христу и совсем скоро, а сыну пророчила близкий конец и погибель. Княгиня киевская была погребена по- христиански, без каких-либо языческих обрядов. Как она и напророчила, её сын Святослав, был убит через три года печенегами. Они сделали из его черепа чашу и преподнесли своему правителю. Младший внук святой и равноапостольной Ольги великий князь Владимир принял христианство, перенёс святые мощи своей бабки в Десятинную церковь и крестил всю Русь. великую.
Говорят, что тело блаженной княгини до сих пор сохранено от тлена. Его можно наблюдать через окошко в каменном гробу. Но окошко это открывается исключительно для истинно верующего христианина, все прочие люди могут лицезреть только закрытый гроб.