Райх Д. Кто мы и как сюда попали. Древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом / Пер. с англ. Е. Наймарк. М., 2020.
Тит Лукреций Кар. О природе вещей, IV, 1283.
Кстати, именно из попыток понять взаимосвязь явлений в древнем Шумере родится астрология: изо дня в день шумеры фиксировали движение своих астральных богов (планет) по отношению к созвездиям (в том числе к Зодиаку, который у шумеров состоял из 18 домов) и записывали случавшиеся на земле события, а затем сравнивали, сопоставляли…
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Пер. с франц. М.: Атеист, [б. г]. С. 27.
Этнографы описали аналогичные обряды у некоторых народов традиционных культур, в них животных имитировали переодетые в их шкуры члены племени.
Впрочем, перечисленные пять чувств плюс врожденное чувство красоты свойственны также представителям животного мира. Известно множество примеров, когда в брачный период самки реагируют на особое «пение», специальные «танцы», «подношения» самцов; той же цели служат внешние «украшения» потенциальных партнеров. Например, к началу половой зрелости у самцов некоторых рыб появляется необыкновенно яркая окраска, у самцов птиц могут образоваться удивительные наряды из перьев, гребни и др., у самцов копытных отрастают рога, у некоторых обезьян гривы, усы и борода. Инстинктивное чувство красоты может проявляться и иначе. Самцы шалашниковых или беседковых птиц (19 их видов обитают в Австралии и на ближайших островах), сами относительно невзрачные с виду, задолго до наступления брачного периода начинают строить из веточек шалаш (у разных видов шалаши разной формы и размеров), который украшают снаружи воткнутыми в стенки-крыши цветами; встречаются птицы, окрашивающие свои шалаши в определенный цвет (красящую массу они получают, разжевывая, например, сильно окрашенные ягоды или древесный уголь; в качестве «малярных кистей» используют лубяное волокно некоторых пород деревьев). Но главным объектом эстетических пристрастий этих птиц становится площадка перед шалашом, на которой они размещают цветы, раковины, цветную гальку, серебристые листья, тщательно подбирая цветовые оттенки и расположение.
Подобное сознание будет сохраняться в течение всего доцивилизационного периода, и его демонстрируют представители традиционных культур. Для последних, например, абсолютно немыслим индивидуальный портрет, который воспринимается как отторжение изображенного от коллектива, что равносильно гибели, смерти.
Симпатическая магия сохраняется и в наши дни. Хорошо известны примеры, когда колдун изготавливает куклу персонажа, которому желает нанести вред, и воздействует уже непосредственно на этого «заместителя» жертвы.
Этот обычай будет долго сохраняться. Например, все народы языческого мира перед приближением зимнего солнцеворота, призвав души умерших, с тревогой ожидали драматической развязки в небе: победит ли Солнце тьму? Начнет ли день вновь прибывать или хаос поглотит землю? Аналогичные явления в XIX–XX столетиях можно было наблюдать в белорусских деревнях: в критическую ночь для душ умерших ставили кутью и жгли во дворах согревающие костры.
Таким же способом еще во 2-й пол. XX в. делали глиняные сосуды в высокогорных ягнобских селениях Памира; так же работают порой современные художники-керамисты.
Например, в Древней Греции постоянный очаг будут сооружать исключительно в главной семейной столовой (ойкосе), а все прочие помещения обогревались переносными жаровнями. В сохранившихся до нашего времени представлениях многих народов очаг связывал сакральный микромир жилища с другими мирами.
В Древнем Риме на раннем этапе очаг служил также жертвенником и занимал важнейшее место в первоначально единственном помещении дома – атрии; позднее, при разрастании дома его перенесли на кухню, но в атрии (главном помещении дома) «семейный очаг» стал символизировать особой формы мраморный стол – картибул – с установленной на нем парадной посудой из дорогих металлов; неподалеку располагался домашний алтарь. В средневековой Индии домашний алтарь долгое время устраивали на кухне, т. е. вблизи огня, лишь в дальнейшем его перенесли в комнаты.
Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. М., 1969. С. 33. Цит. по: Павлов Н.Л. Река и Солнце в едином пространственном искусстве Древнего Египта // Художественные модели мироздания. Книга 1. М., 1997. С. 34.
[Рассказ Синухе], 300–309 // Проза и поэзия Древнего Востока. М., 1973. С. 49–50.
Сфинксов в Древнем Египте было множество. Впоследствии их вывозили в крупные европейские города. В Санкт-Петербурге ими украшена пристань перед Академией художеств.
Архитектура пирамид. Всемирное культурное наследие. Учебник. СПб, 2015. С. 96, 100.
Цит. по: Виппер Р. Древняя Европа и Восток. М., 1914. С. 45.
[Рассказ Синухе], 285–288. Указ. соч. С. 49.
[Прославление писцов] // Проза и поэзия Древнего Востока. Указ. соч. С.103.
Раскопки проводил в конце XIX в. известный английский археолог Флиндерс Питри. См.: Kathryn, A. Bard: The Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt. London and New York, 1999. P. 516–520 (https://www.academia.edu/1924147/Kathryn_A_Bard_The_Encyclopedia_of_of_the_Archaeology_of_Ancient_Egypt).
[Рассказ Синухе], 56 // Проза и поэзия Древнего Востока. М., 1973.
Карелин Д.А., Куликова И.Б. Сады в Древнем Египте // Сады: символы, метафоры, аллегории. М., 2010.
Первые раскопки Ахетатона осуществлялись под руководством английского археолога Ф. Питри. Результаты их опубликованы в кн.: Petrie W.M.F. Tell Tl Amarna. London, 1894. Reedicion Thotweb 2008.
Археологи едва успели ее зарисовать, поскольку через несколько часов после очистки живопись стала разрушаться.
По материалам раскопок Ахетатона.
См.: Моран Анри де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство, 1982 и др.
Кес Д. Стили мебели. Будапешт, 1981; переизд М., 2016 и др.
Звонков О.С. Алебастровые лампы из гробницы Тутанхамона в контексте эволюции древнеегипетских светильников (http://jurnal.org/articles/2014/iskus8.html).