Двуречье 4-е тысячелетие до н. э. – 539 г. до н. э.

Еще одним очагом древних цивилизаций было знаменитое Двуречье, расположенное в бассейне рек Тигр и Евфрат, известное как «библейский рай». Эти земли называют также Месопотамией или Междуречьем (др.-греч. Μεσοποταμία – междуречье). В сокровищнице мировых достижений цивилизация Двуречья занимает достойнейшее место, и ее влияние на соседей трудно переоценить. В археологических культурах, которые прослеживаются на этих землях с 7-го тысячелетия до н. э., можно видеть и последовательный переход к язычеству, и совершенствование архитектурных навыков, и прогресс керамического производства, и т. д.

В сер. 4-го тысячелетия до н. э. на юге Двуречья появляются шумеры со сложившимся уже пантеоном языческих богов. По-видимому, ассимилировав местное население и восприняв у него ряд культов, а также строительных приемов, именно шумеры заложили основы великой цивилизации Двуречья.

В сер. 3-го тысячелетия до н. э. на эти земли с запада нахлынули семитские племена аккадцев. Для них великие достижения шумеров стали образцом. Завоевав Шумер, аккадцы усвоили, несколько преобразовав, шумерскую мифологию и шумерский пантеон, дополнив его своими богами.

После прихода аккадцев в Двуречье рождались и рушились мощнейшие державы. Но всякий раз, будь то пришельцы или возвысившийся тот или иной город, здесь продолжались и развивались традиции, заложенные еще в 4-м тысячелетии до н. э.

В 539 г. до н. э. Двуречье было завоевано персами и вошло в состав империи Ахеменидов.

Бытовавшие на этой земле интерьеры мы разделим по времени на три периода. В первом (раннем), возникают основы всех видов интерьера. Во втором (промежуточном), когда на землях Двуречья сменяли друг друга разные царства, все виды интерьеров развивались и совершенствовались. Третий (заключительный) период – это расцвет интерьеров Двуречья. Соответственно строится периодизация.

Периодизация:

государство шумеров (Шумер) – сер. 4-го тысячелетия до н. э. – 2400-е гг. до н. э.;

период Аккада—Ассирии – 2400-е – 626 г. до н. э.;

нововавилонский период – 626–539 гг. до н. э.

Государство шумеров 4-е тысячелетие до н. э. – 2400-е гг. до н. э.

Народ, известный под именем «шумеры», жил на землях Двуречья в сер. 4-го – 3-м тысячелетии до н. э. (ил. 51).


Ил. 51. Государство Шумер на карте Двуречья


Пока остаются дискуссионными множество вопросов: как шумеры появились в Двуречье, каковы родственные связи их языка и др. Термин «шумеры» ввели исследователи во 2-й пол. XIX в., образовав его от области Шумер, шумерским стали также называть язык этого народа. Но себя «шумеры» называли «черноголовые».

В Двуречье преобладают глинистые почвы, и шумеры, как и издавна жившие здесь народы, использовали глину для самых разных целей. Однако именно они сделали глину еще и материалом для письма. Писали палочками на еще сырых табличках, получалась своеобразная клинопись. Шумерскую письменность удалось расшифровать, и миру открылись удивительные подробности из жизни этого древнего народа.

На раннем этапе своей истории в Двуречье шумеры объединялись в территориальные общины, так называемые номы. В ном входили главный город, небольшие второстепенные поселения и прилегавшие сельскохозяйственные угодья. Власть в номах осуществляли совет старейшин, народное собрание и постепенно обособлявшееся жречество. Со временем номы преобразовались в города-государства.

К моменту, когда шумеры появились в Двуречье, тотемизм повсеместно уступал место язычеству. Согласно представлениям шумеров, мир разделялся на три части: верхний – это небеса, дом высших богов; средний – земля, дом людей; и нижний преисподняя, дом божеств подземного мира, сюда попадали люди после смерти. Боги считались в Шумере устроителями и носителями мирового порядка, они сотворили людей и управляли не только природными явлениями на земле, но и всеми событиями в жизни людей. Богов было много, существовала их иерархия, у каждого из богов была своя функция. Главным богом верхнего небесного мира слыл бог Ан – бог Неба, в верхний пантеон входили бог Энлиль – «владыка дуновения» ветра и воздуха, бог Энки – владыка Земли, бог мудрости и хранитель вод, Инанна – богиня любви и покровительница воинов и др. Ряд богов являлся воплощением небесных светил: Энлиль – планеты Юпитер, Инанна – планеты Венера, бог Уту – Солнца, бог Нанна – Луны и т. д. Кстати, именно шумеры первыми стали практиковать астрологию. Языческие боги очеловечивались, приобретали черты людей и внешне, и поведенчески. Подобно людям, они роднились, совещались, ссорились, любили, интриговали, вредили или помогали людям и т. п. Шумеры осознавали свою полную зависимость от их воли. Важнейших божеств чтили повсеместно, но в каждом из городов существовал и особо почитался бог-покровитель общины. Для богов строили дома-храмы.

Верования шумеров не препятствовали тому, чтобы их собственное жилье было удобно устроено и соответствующим образом декорировано. Главными их занятиями являлись овцеводство, сельское хозяйство и рыбная ловля. Во время разлива рек (наводнений) шумеры собирали воду в специально сооруженные каналы, и в знойные дни орошали ею поля. В их городах процветали ремесла, действовали суды, дети учились в школах. Шумеры первыми стали пользоваться семидневными неделями, двенадцатеричной системой счисления в сутках, в часах и др., они изобрели колесо и др. Многое в нашей культуре уходит корнями в древнее Двуречье. Любопытно, но у шумеров существовал даже «прообраз» Великой китайской стены: стена длиною в 200 км защищала их от вторжения кочевых племен. Сохранившиеся глиняные таблички с текстами поведали и о шумерской поэзии, пословицах, мифах (в частности, с шумерским перекликается известный библейский миф о всемирном потопе).

Также сохранились глиняные шумерские печати, которые заменяли личную подпись. Они имели вид цилиндра со сквозным отверстием вдоль его оси, на поверхность цилиндра нанесен резной рисунок, который отпечатывался при вращении цилиндра (ил. 52).


Ил. 52. Глиняная печать шумеров


Изображения на печатях – самые разнообразные: от орнаментов и сцен повседневной жизни до образов астральных божеств, при этом на небольшой плоскости резчики располагали довольно сложные композиции. Благодаря широчайшему спектру изображений среди прочего на шумерских печатях встречаются бытовавшие в те времена детали интерьера, бесконечно давно утраченные. В изображениях людей использован повсеместно существовавший канон «нескольких точек зрения»: голова и ноги – в профиль, глаз (в профильном изображении) – в фас, однако, трактовка плеч была более свободной. Того же канона резчики придерживались, представляя животных и птиц. На некоторых печатях рисунок сопровождали надписи, которые указывали на именной их характер. Бедные люди не имели своей печати и ограничивались оттиском ногтя или прикладывали к документу край одежды с бахромой.

Помимо храмов, существовали общественные здания, дворцы, жилые дома, гробницы.

Для строительства обычно необходимы камень и дерево, но в Двуречье камня и дерева крайне мало. Из-за преобладания глинистых почв главным строительным материалом здесь издавна была глина. Смешивая представленную в изобилии глину с песком и соломой, изготавливали сырцовый кирпич, который перед использованием сушили на солнце. По-видимому, сушили только с одной стороны, поскольку в руинах шумерских строений на нижней стороне некоторых кирпичей обнаруживают отпечатки амулетов. Там, где угрожала сырость (в основании стен, в подземных галереях), порой в ход шел обожженный кирпич. В более позднее время в южных районах почти на всех кирпичах ставили клеймо монарха, по распоряжению которого эти кирпичи изготовлялись. На севере при необходимости добавляли камень. Связующим материалом служил раствор из жидкой глины, ила и песка. Перекрытия выполнялись в основном из привозного дерева. Однако шумеры умели делать также простейшие сводчатые перекрытия из сырцового кирпича: кирпичные ряды с напуском постепенно сходились в вершине свода.

Храмы

Когда в Двуречье появились шумеры, местное население уже возводило святилища и храмы своим божествам. В центральной части древнейшего шумерского города Эреду (Эриду) археологи обнаружили следы древнего храма. Раскопки зафиксировали 18 его горизонтов.

Горизонт в археологии – тип отложений с большим количеством культурных черт, характерных для ограниченного отрезка времени на определенной географической территории.

Первый относился к 5-му тысячелетию до н. э., последний – к кон. 3-го тысячелетия до н. э. Храм неоднократно перестраивался, его архитектура усложнялась. Но структурная основа, представленная горизонтом VII (сер. – 2-я пол. 4-го тысячелетия до н. э.), станет типичной в дальнейшей истории храмового строительства в Двуречье. Храм служил домом шумерского бога мудрости и владыки вод Энки.

В Двуречье не закладывали фундаментов, так как материк здесь залегает глубоко, а почвы наносные. Поэтому основанием здания, воспринимая его тяжесть, служила платформа из сырцовых кирпичей, выложенная прямо на почве. Она защищала здание от разрушительных наводнений, и благодаря ей акцентировался его статус. В Шумере платформа и возведенное на ней здание воспринимались как нераздельное целое, как единый архитектурный объект.

Храм в Эреду возвышался на прямоугольной платформе (26,5×16 м); ее углы были обращены к сторонам света. Специальная лестница, устроенная на длинной стороне платформы, вела к открытой площадке перед входом в храм. Прямоугольное (23,5×12,5 м) здание храма тоже было сложено из кирпича-сырца, в цоколе для гидроизоляции использовался битум. Укреплению сырцовой конструкции платформы и стен храма способствовали плоские вертикальные различной ширины лопатки и ниши между ними.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены во всю ее высоту.

Благодаря им на фасадах возникал своеобразный декоративный ритм.

План храма (ил. 53) представлен относительно уравновешенной композицией с перпендикулярными осями условной симметрии.


Ил. 53. План храма бога Энки в Эреду. Горизонт VII. Сер. – 2-я пол. 4-го тыс. до н. э.

1 – алтарь; 2 – жертвенный стол


Вход расположен на длинной стороне против лестницы. Интерьер храма – это большой открытый двор, обрамленный по периметру помещениями. В торцевых концах двора друг против друга располагались алтарь (1) и жертвенный стол (2). Помещения храма имели различные назначения: сразу при входе – помещение по типу притвора в христианских храмах; некоторые другие использовались как культовые; в части помещений жили жрецы и обслуживавшие храм люди. Окон не было, свет и воздух поступали через дверные проемы, открывавшиеся во двор. Подобный принцип композиционного решения храма с непринципиальными отклонениями будет воспроизводиться в Двуречье и позднее.

Известно, что стены храма в Эреду были оштукатурены и побелены. Но, каким было внутреннее художественное оформление храма, не известно.

Сведений об убранстве древних шумерских храмов внутри и снаружи крайне мало, но те, что существуют, свидетельствуют об эволюции художественного решения интерьеров и экстерьеров.

Например, в храме Телль-Укайра кон. 4-го тысячелетия до н. э. ниши между лопатками на поверхности платформы украшала орнаментальная мозаика. Ее рисунок составлялся из окрашенных оснований конусов-«гвоздей», острием забитых в сырцовую кладку; «гвозди» делали каменными или обожженными глиняными. Алтарь храма, внутренние стены помещений и колонны входа были покрыты полихромной фресковой росписью с геометрическим узором и изображениями животных (выразительными силуэтами крупных быков и леопардов, идущих к алтарю); росписи сопровождались небольшими орнаментальными фризами. Но это единственный дошедший до нас образец.

В другом храме 2-й пол. 4-го тысячелетия до н. э., в городе Ашшуре (Северное Двуречье), обнаружена «настенная» фигура богини. Она как будто прорастает, «выходит» из стенной плоскости: ее голова и тело выполнены рельефно, а ноги написаны красками. Возможно, по такому же принципу была представлена женская фигура в храме нач. 3-го тысячелетия до н. э. в городе Уруке. Здесь была обнаружена плоско срезанная сзади мраморная женская голова (нач. 3-го тысячелетия до н. э.), немногим меньше натуральной величины (20 см) (ил. 54), видимо, она крепилась к стене.



Ил. 54. Голова богини из храма в Уруке. Нач. 3-го тыс. до н. э. В. 20 см. Национальный музей Ирака (Багдад)


Несмотря на то, что утрачены инкрустация глаз и сросшихся бровей, отбита часть носа, пропал головной убор, не исчезли изящество, благородная сдержанность. Предполагается, что это изображение богини Инанны.

В условиях, когда интерьерных решений сохранилось очень мало, декоративная система, которую шумеры применяли на фасаде, приобретает особую информативную ценность. Хороший пример – храм богини Нинхурсаг, построенный в Эль-Убейде (предместье города Ура) в сер. 3-го тысячелетия до н. э. В структуре храма сохранены древнейшие принципы строительства. Как и раньше, он возведен на прямоугольной платформе-основании (32×25 м), подняться на нее можно по лестнице. Как и раньше, стены платформы и храма были укреплены вертикальными членениями, однако теперь это череда однотипных нешироких ниш. Как и раньше, интерьер представляет собой открытый прямоугольный двор, являющийся сердцем храма, по периметру двор окружен храмовыми помещениями. Но в храме Нинхурсаг поверхности платформы, внешние стены храма и вход художественно оформлены.

Поверхность стены платформы (реконструкция предположительная; ил. 55) поделена цветом на две горизонтальные полосы: снизу – темную (обмазанную битумом), сверху – светлую (побеленную).



Ил. 55. Храм богини Нинхурсаг в Эль-Убейде. Сер. 3-го тыс. до н. э. Фрагмент фасада. Реконструкция


Еще одну горизонталь вдоль всех поверхностей платформы составляли одинаковые регулярные ниши. Горизонтальное членение основания подхватывали «ленты» декоративных рядов на белой стене храма. Нижний ряд, обогащенный пластикой из вертикальных ниш, заполняли фигурки идущих быков, выполненные из меди. (Отметим, что Двуречье во все времена славилось работами по металлу, в частности по меди и с применением меди.) Это был ряд круглой скульптуры. В узкой ленте над ним медные бычки «лежали» и были выполнены уже в технике горельефа. В следующем по высоте ряду мозаичными рельефами из белого перламутра на черных шиферных пластинках были представлены различные культовые сцены

Загрузка...