Часть 1 Психологический потенциал фотографии

1 Возможности использования фотографии для самопознания и коммуникации

Какой замечательный был день! Огромный парк замер под жгучими лучами солнца – так юность лишается чувств под властью любви. <…> И все же посреди этой всеобщей радости я заметил одну неприятную вещь.

Шарль Бодлер, Венера и шут

«Смотрите, наслаждайтесь тем, что видите, вглядывайтесь!» – с этого высказывания я хотела бы начать книгу.

В течение последних нескольких лет я использую для самопознания и развития фотографии, рисунки, фотоальбомы и коллажи. Я вижу, какие уникальные и вдохновляющие возможности дает фотография, как она позволяет непринужденно, творчески и непредвзято исследовать и выражать себя. Фотография – довольно широкая область, в которой сама картинка, а также процесс, связанный с ее созданием, выбором и рассмотрением, углубляют понимание себя, улучшают настроение и самооценку, повышают жизненную энергию, развивают социальные навыки, творческие способности и воображение.

Сегодня люди постоянно фотографируют и делятся фотографиями с другими. Изображения стали формой коммуникации. Но дело не только в этом. Фотографии дарят людям много эмоций, они могут оказывать целебное воздействие, и их можно использовать для разных целей.

Во-первых, фотоизображения могут быть отправной точкой для размышлений о своей жизни. Фотографии из семейного альбома, снимок из отпуска или селфи – все это сохраненные моменты, на которые можно посмотреть из другого времени. Посмотреть, чтобы помочь человеку лучше понять свое Я – свою идентичность, ценности, жизненные выборы, пережитый болезненный опыт, мечты.

Во-вторых, собственноручно созданные фотографии и коллажи – это способ общаться и творчески выражать себя с помощью образов. Это возможность формулировать визуальные высказывания и показывать с помощью картинок то, что в данный момент переживается эмоционально, духовно, экзистенциально. Это способ установить контакт с миром, самим собой и другими людьми.

И наконец, в-третьих, рассматривание фотографий (необязательно своих) – это созерцание, наблюдение, обнаружение в изображении собственных смыслов, расширение перспективы и выработка своего индивидуального взгляда. Природный или городской пейзаж и даже абстрактная композиция могут стать метафорическим отражением чего-то, что было пережито в реальной жизни, – чего-то, связанного с чувствами, переживаниями, мыслями и отношениями.

В этой книге я приведу много примеров того, как изображение может способствовать личностному развитию. Однако сначала я хотела бы предложить читателю рассмотреть образ как форму размышления и самовыражения. Это метафорический, часто единственно доступный вариант выражения себя.

Образ как идея, самовыражение и метафора

Если я смотрю на что-то, а потом закрываю глаза, какое-то время я продолжаю видеть ту же картинку. Но глаза-то у меня закрыты! Меня это всегда интриговало. Означает ли это, что память и мышление могут действовать на уровне визуальных образов? Поскольку я могу видеть во сне картины происходившего со мной в реальной жизни, значит, эти картины запечатлелись в моей памяти. Более того, получается, что мозг воспроизводит их для осмысления происходящего со мной.


Я закрыла глаза, но продолжаю видеть. В том числе и во снах.


Образ – важнейший элемент мировосприятия. Ребенок смотрит на мир с самого рождения, а когда ему исполняется полтора-два года, он берет в руки карандаш и начинает творить, рисуя прямые и запутанные линии, круги, треугольники. Так он выражает свои переживания, наблюдения, отвечает на какие-то свои внутренние вопросы. Родители показывают детям книжки с картинками или семейные альбомы. Они фотографируют ребенка как в обычной жизни, так и в особых случаях, запечатлевая его шаги и достижения, фиксируя забавные ситуации и ценные моменты семейной жизни. Так рождаются семейные легенды, так создаются воспоминания. Когда-нибудь этот ребенок с друзьями или уже со своими детьми достанет альбом или откроет на компьютере папку с файлами… и вспомнит. У него есть прошлое, он герой своей конкретной истории, и фотоальбом подтверждает это. В трудные моменты, когда человек не уверен и сомневается в себе, фотографии напоминают ему о том, что было им создано в прошлом и каков пройденный им путь. И возможно, это поможет ему подняться после падения или принять решение изменить свою жизнь. Или просто поделиться ценными воспоминаниями со своими внуками.


Если начинаешь сомневаться в себе и своих силах, фотографии напомнят тебе о том, что ты преодолел, что создал, какой путь прошел.


В моей памяти хранится множество образов. Когда я думаю о родительском доме, о местах, которые я люблю, о сыне, эпизоды моей жизни кадр за кадром встают перед моим взором. Если что-то впечатляет меня, если я хочу запомнить какой-то момент – я фотографирую, и это дает мне возможность не потерять его. Фотоальбомы – это летопись моей жизни и жизни моей семьи.


Ракурс, с которого мы смотрим на окружающее, влияет не только на восприятие мира, но и на восприятие себя в нем. Мы можем смотреть вдаль, «в никуда», а можем прямо перед собой, можем глядеть глаза в глаза другому человеку, а можем идти с низко опущенной головой – все это создает разные образы себя в пространстве жизни и в отношениях с другими. Я убеждена, что это верно и для людей, родившихся незрячими: они ощущают пространство, температуру и запахи, различают формы, текстуры, чувствуют движение воздуха. И на основе этих внутренних впечатлений создают образ внешнего мира.

Мышлению присуща образность. Когда я думаю, я делаю это в основном с помощью образов, даже если выражаю свои мысли словами. Психика сохраняет информацию в виде образов. Воспомина-ния – это серия образов, я могу вспомнить целые ролики из прошлого.

Ежедневно мы используем фразеологизмы: «Я принимаю твою точку зрения», «Ты ведешь себя как животное», «Он разбил мне сердце», «Это соломинка, которая сломала спину верблюду». Это визуальные подсказки, которые помогают лучше выразить то, что мы чувствуем и что имеем в виду. Для лучшего понимания и запоминания информации люди придумали инструменты, подключающие к словам и символам зрительные ощущения. Например, таким инструментом являются ментальные карты[2]. При работе с последствиями травмы и в психотерапии в целом одним из ведущих инструментов давно уже является визуализация. Образное мышление облегчает понимание абстрактных идей. На протяжении тысячелетий люди передавали свой опыт в форме легенд, басен, анекдотов и сказок. Замечательно написала об этом Темпл Грандин в своей книге «Картинки в голове и другие рассказы о моей жизни с аутизмом». Будучи аутистом, Темпл всю жизнь мыслила образами и, когда смогла визуализировать абстрактные понятия, ощутила, насколько легче ей стало осваивать их: «Повзрослев, я научилась преобразовывать в картинки абстрактные идеи, чтобы лучше понимать их. С помощью символических образов я визуализировала такие понятия, как мир или честность. О мире, например, я думала как о голубе или как об индейской трубке мира… Это помогло мне не только понимать смысл абстрактных концепций и понятий, но и устанавливать контакт с внешним миром, оставаясь творческой и независимой личностью» (Grandin, 2006, p. 32).

Фотографии – это отпечатки наших мыслей, это зеркала нашей жизни, это моменты, запечатленные в наших сердцах. Это застывшие воспоминания, и если мы захотим, то можем держать их в своих руках вечно.

Джуди Вайзер

Сейчас люди постоянно обмениваются изображениями, делясь эмоциями и поддерживая контакт друг с другом. Во-первых, для этого используются смайлики и множество других значков эмодзи. Это способ выражения своих чувств и пробуждения их в других, ведь тот или иной смайлик уточняет, конкретизирует эмоцию, сопровождающую сообщение. Во-вторых, у нас есть фотографии… Большинство моих друзей регулярно присылают друг другу фотографии, сделанные ими в течение дня. Я тоже «рассказываю» своим друзьям о себе и своей жизни с помощью фотографий: где я была, с кем виделась, что делала, в чем преуспела, чем наслаждалась… Подавляющее большинство информации на телевидении, в социальных сетях и в интернете в целом представлено в картинках. Чтобы рассказать о том, чем я была занята в последнее время, достаточно с помощью телефона сделать фото или снять короткое видео и отправить его знакомым или опубликовать в соцсетях или в чате. Обмен изображениями, отражающими наше «здесь и сейчас», стал фактически обязательным, и я не могу не задаться вопросом о том, что этот феномен говорит о людях и их потребностях. Раньше люди не были склонны публично делиться информацией о себе, сейчас они делают это в режиме «нон-стоп».


Является ли запечатление моментов своей жизни и обмен фотографиями просто способом похвастаться, или в этом есть нечто большее, какой-то более глубокий смысл, касающийся эмоциональных и социальных потребностей людей? Изображение способно передать то, что словами вы можете лишь обозначить («Ты не представляешь, какой великолепный закат я вижу в пустыне!», «Какая яркая весна сейчас в Иерусалиме!» или «Знаешь, сколько снега выпало в горах!»). Изображение привлекает внимание сразу же, воздействуя на эмоции. Люди могут заинтересоваться, а могут с отвращением отвернуться – в любом случае какая-то реакция обязательно будет. Видеть – значит ощущать. Другими словами, визуальный образ позволяет тем, к кому я обращаюсь, на уровне сенсорики ощутить то, что я хотела сказать, а потом осмыслить это. Общение с помощью фотографий дает мне ощущение, что я связана с миром и другими людьми. Это способ сблизиться, установить прямой контакт, организовать пространство, в котором мы с вами видим одно и то же… Фотография – это больше, чем слова, больше, чем «Что с тобой происходит?» и «Все в порядке».


Изображение позволяет человеку передать то, что словами можно только приблизительно обозначить… И в итоге зритель может буквально ощутить то же, что ощущал автор.


Фотография сына всегда со мной.


Фотографии – это бесценные сокровища. Это не просто способ мышления, сохранение мимолетных моментов жизни и метафора того, что я хочу сказать. Фотографии – это выражение моих ценностей. Я всегда ношу в бумажнике фотографию сына, и она всегда передо мной на рабочем столе. Прагматического смысла в этом нет, и тем не менее для меня это очень важно.


Фотографии вызывают чувства. Как только я бросаю на них взгляд, я чувствую вдохновение, очарование, умиротворение или отвращение. Фотография может пробуждать воспоминания, подталкивать к действиям. Именно с этой целью я использую изображения в своей психологической работе. Фотографии помогают моим клиентам приблизиться к своим потребностям, увидеть перспективу и понять, в каком направлении они хотели бы развиваться. Это направление часто не является самым очевидным или рациональным, иногда оно противоречит общепринятым нормам и модным тенденциям. Образы помогают людям утвердиться в своих желаниях и убеждениях. В качестве примера приведу историю одного из моих клиентов, изложенную его собственными словами: «Мне нужно сменить линзы. Я смотрю на все сквозь призму денег. Я думаю о том, как много я должен сделать, чтобы чувствовать себя в безопасности. В то же время ощущения безопасности не наступает, потому что работа разъедает меня изнутри. Я устаю и боюсь совершить ошибку, я должен подняться на вершину, вырваться вперед, а не тратить время на удовольствия, не тратить время на себя. Я даже кино по вечерам себе не позволяю, потому что я просматриваю материалы по работе».

Загрузка...