Конечно, в идеале, перед тем как принять решение о создании собственного бизнеса, начинающему предпринимателю, желательно, получить минимальное финансовое образование, но практика показывает, что предприниматели только со временем и зачастую получив убытки, обращают свой взор в сторону финансов.
Вы должны понять, что для успеха и уверенности в завтрашнем дне мало заработать деньги, важно ими правильно распорядится и так, чтобы еще осталось.
В начале создания бизнеса, очень часто, нанимается бухгалтер низкой квалификации, которому можно платить небольшое вознаграждение. А за что платить больше? Начинающий предприниматель и сам может посчитать: Доход минус Расход равно Остаток (Прибыль). Конечно, он при этом не учтет налоги, амортизацию основных средств, упустит какую то статью затрат, не сдаст во время отчетность и получит штраф от фискальных органов, но эти расходы на первых этапах деятельности бизнеса не заметны.
За тем бизнес растет, обороты денежных средств увеличиваются, предприниматель работает больше, нанимает сотрудников, ставит планы продаж, а бухгалтер все тот же и оплата ему все та же, за редким исключением. И вот, в один прекрасный день, такой предприниматель просыпается утром и понимает, что вроде и денег через фирму проходит много, и работают все сотрудники по 12 часов, а зарплату платить нечем. Он вызываете своего бухгалтера на допрос – где собственно деньги? В ответ слышит: «Так все на налоги уходит, вот все платежечки…». Предприниматель спрашивает: « А можно уменьшить налоги?». Бухгалтер отвечает, что все по закону и снижение налогов невозможно. И тут, такому предпринимателю приходит мысль: «Что бы снизить налоги, нужно работать альтернативно». Ну что сказать… Ответ неверный.
Во-первых, законодатель, т.е. государство, постоянно совершенствует контроль за предпринимательской деятельностью и с каждым годом все труднее осуществлять сделки “альтернативным способом”. Т.е. предприниматель рискует попасть под пристальное внимание компетентных органов, и решение данных вопросов обходится очень дорого, как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения репутации компании.
Во- вторых, часть контрольных функций законодатель возложил на самих предпринимателей. Т.е. проверка благонадежности контрагентов теперь осуществляется хозяйствующими субъектами – самими предпринимателями.
Здесь хочу остановиться подробнее. Допустим, предприниматель заключает очень выгодный контракт на поставку товара, работ, услуг и добросовестно оплачивает. Получает своевременно товар, работу, услугу и даже бухгалтерские документы правильно оформленные. Казалось бы, можно потереть руки и подумать: «Какая удачная сделка!», но, поставщик оказался фирмой – однодневкой, налоги не заплатил и исчез в неизвестном направлении. Как это волнует нашего предпринимателя? Все просто. Налоги, которые должен был заплатить с этой сделки поставщик, согласно действующего законодательства, должен будет теперь оплатить наш предприниматель. Как избежать таких последствий? В настоящее время, существует достаточно сервисов для определения благонадежности контрагентов, и предприниматель, совместно с бухгалтером, должен проверить всех своих партнеров, особенно новых, чтобы не пришлось нести незапланированные расходы.
В-третьих, законодатель, всеми способами, пытается загнать расчеты через банки, и вот уже банки, начинают пристально следить за оборотами компании и сообщать в различные органы о подозрительных сделках.
Далее, следует отметить, что все больше компаний начинают работать в рамках правового поля и соответственно, предприниматель, тоже, в свою очередь, должен быть благонадежным партнером.
Таким образом, проведение выгодных сделок альтернативными способами в современном мире становится все более проблематично.
Один из выходов из сложившейся ситуации – это наем более квалифицированного бухгалтера, либо если вам нравится ваш бухгалтер, пошлите его на курсы повышения квалификации, пусть даже платные – это небольшие вложения по сравнению с тем, какую пользу он принесет в будущем.
Отличительные особенности хорошего бухгалтера:
опыт ведения бухгалтерского учета в полном объеме, т.е. от проведения кассовых операций и банковских платежей, до составления баланса. Возможно, часть функций не потребуются, например банковские платежи предприниматель осуществляет сам, но бухгалтер должен знать, как это делается правильно;
опыт успешного прохождения налоговых проверок. Тоже не менее важный показатель. Ведь, если бухгалтер успешно проходит проверку – это один из критериев независимой оценки его знания и опыта;
математический склад ума. Поможет избежать глупых математических и логических ошибок;
дальновидность, способность оперативно обрабатывать информацию;
умеющий и желающий качественно выполнять свою работу. Когда быть лучшим – дело чести.
Последний пункт раскрою подробнее. Баланс и соответственно налоговую нагрузку, для каждого направления бизнеса, при прочих равных условиях, можно рассчитать несколькими способами и все они будут законными, но с получением совершенно разных финансовых результатов. Умеющий, качественно, выполнять свою работу бухгалтер:
выберет, для каждого вида деятельности, оптимальную систему налогообложения, невзирая на то, что, возможно, увеличится документооборот;
воспользуется максимально возможными льготами, предоставленными законодателем, для данного вида бизнеса и сотрудников компании;
может на пальцах рассказать принципы бухгалтерского учета и налогообложения.
Таким образом, бухгалтер – важная структурная единица компании. И хотя, напрямую, прибыль не приносящая, но позволяет сохранить и приумножить полученную бизнесом прибыль. Что сэкономил – считай заработал.