В последнее время дошкольное образование начинает осознаваться как важная ступень общего образования, качество которого выступает ресурсом всего социального развития. В нашей стране такой взгляд основывается на традициях культурно-исторической теории Л.С. Выготского. В работах этого выдающегося психолога и его последователей (Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца и др.) было убедительно доказано, что от качества обучения зависит формирование личности ребенка. Включая его в различные виды деятельности, специалисты дошкольных образовательных организаций (ДОО) обеспечивают не только присмотр и уход за ним, но и его физическое, когнитивное, социальное, эмоциональное, эстетическое развитие.
Именно в этом контексте встает вопрос о качестве раннего образования: чем лучше организован образовательный процесс в детском саду, тем гармоничнее, успешнее развивается ребенок, тем более высокие достижения для него становятся возможны в будущем. Дошкольное образование в РФ опирается на мощную научную базу, высокий профессионализм педагогов и образовательные традиции. Оно характеризуется открытостью: достижения, полученные в условиях одной ДОО, становятся доступны работникам других детских садов. В условиях вариативности такое «перетекание» инноваций из одного учреждения в другое делает систему образования весьма гибкой.
Поскольку дошкольное образование выступает в роли важного фактора детского развития, определяющего последующие успехи ребенка в его становлении как субъекта социальных отношений, возникает задача оценки качества раннего образования. Последняя в этом случае рассматривается как инструмент повышения результативности не только дошкольного, но и всего образования в целом.
Оценка качества дошкольного образования включает анализ образовательных программ, уровня развития ребенка и др.