Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 мая 2013 года по делу № А40-158969/2012

В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, является признаком ограничения конкуренции.

Использование заниженного значения среднего числа часов использования заявленной мощности в 2010 и 2011 гг. при транслировании средневзвешенных нерегулируемых цен на потребителей розничного рынка, применяющих во взаиморасчетах одноставочный тариф, позволило обеспечить повышенный уровень рентабельности деятельности по продаже электроэнергии, не предусмотренный при установлении регулируемых сбытовых надбавок на 2010 и 2011 гг.

ОАО «Тверьэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Комиссии ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 14.09.2012 № 1 10/19-12.

Как следует из материалов дела, в соответствии со Сводным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы на 2011 г., утвержденным приказом ФАС России от 30.12.2010 № 755, на основании приказа ФАС России от 05.04.2011 № 234 в период с 11.04.2011 по 11.05.2011 проводилось контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства ОАО «АТС».

По результатам проведения контрольного мероприятия был составлен акт № 51 от 10.06.2011, согласно которому, в том числе в действиях иных хозяйствующих субъектов, также были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно в действиях ОАО «Тверская энергосбытовая компания» и РЭК Тверской области содержались признаки нарушения ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с приказом ФАС России от 19.03.2012 № 156 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России возбуждено дело № 1 10/19-12 в отношении ОАО «Тверская энергосбытовая компания» по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в манипулировании ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) в 2010–2011 гг.

Кроме того, определением от 13.06.2012 дело № 1 10/19-12 и дело № 03-6/1-292011, находящиеся на рассмотрении УФАС России по Тверской области в отношении ОАО «Тверская энергосбытовая компания» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования средневзвешенной нерегулируемой цены электроэнергии, транслируемой для потребителей; в отношении РЭК Тверской области по признакам нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции; в отношении ОАО «Тверская энергосбытовая компания» и РЭК Тверской области по признакам нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, были объединены в одно производство ввиду своей однородности. Объединенным делам был присвоен единый номер № 1 10/19-12.

По результатам проверки Комиссией ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было вынесено решение от 14.09.2012 № 1 10/19-12, которым ОАО «Тверская энергосбытовая компания» признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем манипулирования ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) в 2010–2011 гг., а также вместе с РЭК Тверской области нарушившими ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения соглашений, приведших к повышению цен (тарифов) для потребителей ОАО «Тверская энергосбытовая компания» в 2010–2011 гг.

Суд приходит к выводу, что ФАС России действовал в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 16 «Основ ценообразования», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, регулируемые тарифы РЭК Тверской области рассчитывает на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и расчетного объема производства соответствующего вида продукции за расчетный период регулирования.

Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее – сводный баланс).

Сводный баланс формируется Федеральной службой по тарифам с поквартальной и помесячной разбивкой на основе принципа минимизации суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, с учетом предложений регулируемых организаций.

В силу действовавших в спорном периоде пунктов 6—10 «Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации», утвержденного приказом ФСТ России от 10.06.2009 № 125-э/1, основой для составления сводного прогнозного баланса являются согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения по формированию сводного прогнозного баланса, разрабатываемые каждой энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией. При этом обязанность по направлению предложений в указанные органы лежит на соответствующих энергоснабжающих (энергосбытовых) организациях. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проверяют разработанные энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями предложения по формированию сводного прогнозного баланса, формируют консолидированные по каждому субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их в ФСТ России.

Сводный прогнозный баланс служит основой для расчетов тарифов на электрическую энергию и мощность, а также для заключения участниками оптового рынка договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643.

Учитывая тот факт, что объемы потребляемой электрической энергии и мощности в отношении каждой энергоснабжающей организации на следующий период регулирования определяются органами тарифного регулирования совместно с регулируемыми организациями и доводятся до их сведения, а также в условиях того, что документы, которые представлялись ОАО «Тверьэнергосбыт» в РЭК Тверской области в период до установления регулируемых тарифов на 2010 г., не содержали данных о ЧЧИМ одноставочных потребителей 4500, значение среднего ЧЧИМ, учтенного на 2010 г. РЭК Тверской области в регулируемых тарифах для гарантирующего поставщика, не соответствовало значению 4500.

При этом правилами оптового рынка не предусмотрено, что гарантирующие поставщики покупают на оптовом рынке электрическую энергию (мощность) по средневзвешенным нерегулируемым ценам отдельно по категориям потребителей, а также по числу часов использования указанных групп потребителей.

Ссылка заявителя на порядок определения фактической величины мощности согласно Приказу ФСТ РФ от 21.08.2007 № 166-э/1 является несостоятельной, поскольку формулы данного Приказа относятся к покупателям гарантирующего поставщика, которые осуществляют учет почасовых объемов потребления электрической мощности по приборам учета, а в данном случае нарушение выявлено в отношении одноставочных потребителей с интегральным учетом.

При этом довод заявителя о том, что ОАО «Тверьэнергосбыт» не могло повлиять на расчет средневзвешенной цены на электрическую энергию, противоречит фактическим обстоятельствам.

Региональная энергетическая комиссия Тверской области – государственный орган в сфере регулирования тарифов. В своей деятельности обязан руководствоваться действующим законодательством.

Порядок расчетов средневзвешенных нерегулируемых цен исходя из среднего числа часов использования мощности в 2010 г. не был предусмотрен законодательно, а применялся ОАО «АТС» на основании положений, установленных в Приложении № 16 (Регламент финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии) к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка. Указанный договор не подписывался и не утверждался органами исполнительной власти в области регулирования тарифов. Соответственно и использовать указанный Регламент финансовых расчетов, регулирующий взаимоотношения коммерческих организаций, РЭК Тверской области был не правомочен, поскольку Регламент не является нормативным правовым актом.

В этой связи действия ОАО «Тверьэнергосбыт» с РЭК Тверской области были направлены на установление монопольно завышенных средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию на 2010 г. с учетом мощности для потребителей гарантирующего поставщика, применяющих в расчетах одноставочный тариф.

Порядок формирования средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию с учетом мощности на оптовом рынке на 2011 г. был установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1242, которым внесены изменения в «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденные постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 (далее Основные положения функционирования розничных рынков).

Расчет средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), предусмотренной абзацем вторым п. 111, производится организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка дифференцированно по диапазонам числа часов использования мощности с применением коэффициентов оплаты мощности, которые определены в приложении № 7 к настоящему документу, или исходя из среднего числа часов использования мощности, определенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Среднее число часов использования мощности рассчитывается на основе распределения по диапазонам числа часов использования мощности, определенным в приложении № 7 к настоящему документу, объема электрической энергии, поставляемой покупателям по ценам, дифференцированным по числу часов использования мощности.

Для целей определения среднего числа часов использования мощности гарантирующие поставщики ежегодно, не позднее 1 декабря года, предшествующего году поставки (в 2011 г. – не позднее 19 марта 2011 г.), представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения об объеме электрической энергии, который планируется к поставке покупателям, осуществляющим расчеты по ценам, дифференцированным по числу часов использования мощности, в разбивке по диапазонам числа часов использования мощности, предусмотренным приложением № 7 к настоящему документу, и определяется на основе объемов электрической энергии, предусмотренных в договорах с указанными покупателями.

Организация коммерческой инфраструктуры оптового рынка рассчитывает средневзвешенную нерегулируемую цену на электрическую энергию (мощность) исходя из среднего числа часов использования мощности, указанного в уведомлении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в случае наличия указанного уведомления и письма гарантирующего поставщика о расчете средневзвешенной нерегулируемой цены исходя из указанного среднего числа часов использования мощности.

Вместе с тем сведения, представленные ОАО «Тверьэнергосбыт» в письмах № 02202/169 от 24.01.2011 и № 022-02/238/а от 31.01.2011, направленных в РЭК Тверской области для расчета среднего числа часов использования мощности на 2011 г., сформированы гарантирующим поставщиком с нарушением порядка определения числа часов использования мощности для потребителей, рассчитывающихся по одноставочным тарифам, не соответствуют структуре потребления электрической энергии потребителями гарантирующего поставщика, в том числе сведениям, которые представлялись для установления регулируемых тарифов на 2011 г. и отчетным данным за прошлые периоды.

Так, согласно условиям договоров энергоснабжения на 2011 г. годовое число часов использования мощности – число, определенное посредством деления фактической величины электропотребления на фактическую величину мощности, определяемую на основании приборов учета, регистрирующих и хранящих фактические получасовые/часовые значения мощности (интервальные приборы учета) не менее 30 дней в текущем расчетом периоде. В случае отсутствия интервальных приборов учета годовое число часов использования мощности определяется посредством деления годовой договорной величины электропотребления потребителя на мощность, которая определяется по величине максимальной (разрешенной) мощности, отображенной в Акте о технологическом присоединении Потребителя или ином документе, подтверждающем величину указанной мощности.

Такой порядок отнесения потребителей по диапазонам ЧЧИМ противоречит п. 69 Методических указаний № 20-э/2 от 06.08.2004, поскольку выбранный ОАО «Тверьэнергосбыт» порядок определения ЧЧИМ потребителей приводит к распределению потребителей в диапазоны с более низкими значениями ЧЧИМ, так как значение разрешенной мощности всегда существенно выше, чем значения фактической мощности в часы максимальных нагрузок, определенные системным оператором.

Таким образом, действия ОАО «Тверьэнергосбыт» и РЭК Тверской области при исполнении п. 111 Основных положений функционирования розничных рынков привели к установлению в 2011 г. завышенных средневзвешенных цен на электрическую энергию с учетом мощности для одноставочных потребителей.

С учетом положений п. 70 Методических указаний № 20-э/2 от 06.08.2004 при расчете регулируемых тарифов на 2010 г. даже при дифференциации потребителей по диапазонам ЧЧИМ ниже 5000, в расчет регулируемых тарифов должно было применяться значение ЧЧИМ 4500, как предельно низкое.

Однако уровень среднего ЧЧИМ произведенного ОАО «Тверьэнергосбыт» на 2011 г. повторил уровень 2010 г., хотя и не был подтвержден документально.

При этом факт отсутствия у РЭК Тверской области сведений о структуре полезного отпуска электрической энергии потребителями ОАО «Тверьэнергосбыт» в 2011 г. установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 22.02.2012 по делу № А66-18741/2011.

Загрузка...