На современном этапе роль обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в структуре высшего образования и будущей профессиональной деятельности студентов, их самоопределении и самореализации находит своё отражение в исследованиях О.А. Артемьевой, Л.Е. Алексеевой, М.Л. Вайсбурд, М.А. Доможировой, И.В. Зайцевой, О.Н. Исаевой, Г.С. Кочминой, З.И. Конновой, Ю.В. Лопатиной, С.В. Моториной, М.В. Мазо, П.И. Образцова, Н.С. Сахаровой, В.М. Селезнёвой, Ю.И. Турчаниновой, G. Crosling, I. Ward. Тем не менее, в учебных программах неязыковых вузов по иностранному языку нечётко обозначены особенности, технологии и условия обучения данному типу общения, что препятствует обеспечению гарантированного результата обучения, а именно, подготовке специалиста, активно владеющего профессиональным общением.
Концепция развития личности в деятельности и общении разрабатывалась К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Андреевым, Л.С. Выготским, А.Н. Ксенофонтовой, В.Г. Рындак, Л.В. Щерба, Г.И. Щукиной.
Концепция лингвистического образования представлена в работах И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальскова, Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, П.И. Образцов, Е.И. Пассов, Н.С. Сахарова, С.Г. Тер-Минасова, В.Л. Тёмкина, И.И. Халеева, R. Beaugrande, K. Hayriye, G. Yule.
Философские идеи общения как многоаспектного понятия рассматривали авторы Б.С. Гершунский, М.С. Каган, И.С. Кон.
Социально-психологические основы теории общения были разработаны Б.Г. Ананьевым, А.Г. Асмоловым, П.Я. Гальпериным, И.А. Зимней, А.А. Леонтьевым, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейном.
Вопросы педагогического взаимодействия в процессе общения нашли отражение в исследованиях Ш.А. Амонашвили, В.А.Кан-Калика, А.В.Мудрика, У. Мак-Кичи.
Идеи аксиологизации высшего профессионального образования обоснованы Т.К. Ахаян, А.И. Кирьяковой, Г.А. Мелекесовым.
Технологические аспекты педагогического процесса исследовали В.А. Загвязинский, В.В. Гузеев, В.М. Монахов, Е.С. Полат, М.В. Чошанов, Д.В. Чернилевский, Н.Е. Щуркова, М. Холл, G. Brown, A. Eaton.
Теорию моделирования и программно-целевого проектирования учебного процесса рассмотрели Ю.М. Жуков, Е.С. Заир-Бек, Н.В. Талызина, М.В. Кларин, Е.А. Крюкова, Г.К. Селевко, C.А. Смирнов, А.И. Уман, А.В. Хуторской, В.А. Штофф.
Дидактические аспекты обучения в контексте вузовской подготовки были изучены А.В. Коржуевым, М.И. Махмутовым, П.И. Пидкасистым, В.В. Сериковым, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластёниным, С.Д. Смирновым.
Анализ литературы по теме исследования выявил неоднозначность походов к рассмотрению общения как особого феномена и процесса.
Философия, психология, педагогика, социология, лингвистика стремятся объяснить процесс коммуникации и проследить пути, по которым происходит передача информации между индивидами, группами, поколениями.
Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранение, наука, искусство, политика, идеология и др. В связи с этим выдвигается задача систематизации и накопления достоверных знаний по вопросам общения, прогнозирования потребностей людей в новых его видах [227; 99; 143].
Важность общения для формирования общности людей, передачи опыта поколений, а значит и получения образования отмечает Б.М. Бим-Бад. Общежитие складывается из своих элементов и поддерживается двумя средствами: общением и преемственностью. Чтобы стало возможно общение между людьми, необходимо что-либо общее между ними. Это общее возможно при двух условиях: чтобы люди понимали друг друга и чтобы нуждались друг в друге, чувствовали потребность один в другом. Так создается взаимодействие людей, возможность воспринимать и сообщать действие. Благодаря обмену действиями отдельные лица, обладающие разумом и волей, становятся способными вести общие дела, смыкаться в общества [29].
Вступая в контакт с другими людьми, мы далеко не всегда осознаем, что пользуемся при этом знаками – единицами условного кода, языка, дошедшего до нас из глубоких веков, коммуникативного орудия, тысячелетиями создававшегося огромными творческими коллективами – народами и расами.
Непреходящее значение слова для человеческой жизнедеятельности определяется его двойной функцией. Оно и средство контакта, и орудие сложной мыслительной деятельности.
Практика свидетельствует о возрастающем значении речевых коммуникаций в условиях усложнения производственных контактов людей, в процессе взаимоотношений руководителей и подчиненных, личности и коллектива. Такие качества руководителя, как способность к проблемному мышлению, преодолению элементов консерватизма, к аналитическому анализу, оперативному приему и передаче информации, к принятию оптимальных решений, неотделимы от его умения выражать свои мысли. Для правильного выражения мысли с помощью слова необходимо внимательно следить за гармоничным соединением в слове функции общения и обобщения, коммуникации и мышления [171; 176; 190; 194; 201].
Вместе с тем, по мнению А.А.Бодалева, характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности [31].
Данное положение находит своё подтверждение в историко-педагогическом наследии. Подробный анализ работ исследователей XIX – XX веков позволил выявить основные идеи о роли общения в процессе личностного развития человека. (таблица 1).
В 60-70-х годах изучение общения концентрируется на рассмотрении проблем межличностного общения. А.А. Бодалев, Б.Ф.Ломов и их ученики рассматривают общение как обмен знаковыми системами и соотносят общение с теорией отражения [31; 150].
Таблица 1 – Роль общения в развитии личности (онтология основных положений)
На современном этапе каждая наука рассматривает определенные аспекты общения. Но при этом можно выявить некоторые общие стороны в изучении данного явления:
− общение – это триединый процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию;
− процесс общения ориентирован на личность и проявляется в системе субъект-субъектных отношений;
− общение трактуется как взаимодействие, имеющее деятельную основу;
− общение – это целенаправленная система речевых актов [194; 139; 143; 9; 66; 176; 68; 99].
Таким образом, анализ социальных, философских, психологических работ, посвященных общению, свидетельствуют об особом междисциплинарном статусе его как объекта исследования.
Для того чтобы подойти к вопросу об обучении профессиональноориентированному общению, необходимо, прежде всего, рассмотреть понятия «общение» и «коммуникация», «профессиональное общение» и «деловое общение», поскольку очень часто они взаимозаменяются.
В одних энциклопедических словарях и справочниках слова «общение» и «коммуникация» рассматриваются в качестве синонимов. Будучи основным понятием, «коммуникация» определяется как взаимный процесс передачи и обмена информацией между людьми при выполнении ими познавательно-трудовой деятельности [255].
Философский энциклопедический словарь противопоставляет «общение» и «коммуникацию» по признаку «личное vs. социальное». В качестве дополнительных значений за «коммуникацией» закрепляется такое значение, как «процесс социального взаимодействия», а за «общением» – «личная необходимость индивидов друг для друга» [230, c.270, 433]. Можно констатировать, что общение наделяется характеристиками межличностного вербального взаимодействия, а коммуникация – информационного обмена в обществе.
Широко распространён взгляд на понятие «общение» как на процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию, перцепцию. Коммуникация в социально-психологическом смысле – это процесс передачи информации от отправителя к получателю, предполагающий понимание и обратную связь. Интеракция – это организация взаимодействия между людьми, предполагающая взаимные изменения. И, наконец, перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Эти три основных компонента определяют вид и форму речевой деятельности, обслуживающей использование адекватных языковых и неязыковых средств общения и способов их ранжировки [176; 174].
Психолог Е.П. Ильин раскрывает понятие общения как частный вид коммуникации, которая представляет собой взаимодействие (связь) двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию [95]. Мы также придерживаемся положения о том, что понятия «коммуникация» и «общение» могут рассматриваться как синонимы только тогда, когда речь идёт об информационном обмене отношением собеседников к событиям, жизненным опытом и поведенческими актами. При этом коммуникативные акты представляют лишь один из аспектов общения, который обеспечивает приём-передачу знаний об обсуждаемых событиях. Когда доминанта смещается на восприятие собеседниками друг друга, на проникновение в замыслы друг друга, на взаимную оценку личностных качеств, начинают выступать два других аспекта – перцептивный и интерактивный.
Мы видим, что онтологическая природа речевого общения имеет сложнейший двойственный характер. Она обусловлена тем, что речевое общение определяется факторами двух родов: внешними (социальными) и внутренними (психофизическими).
Соотношение опосредованного общения и деятельности можно рассматривать двояко. С одной стороны, деятельность определяет содержание и способы речевого общения. В качестве содержания здесь выступает совместная деятельность участников общения, выбор языковых средств и построение высказываний соответствует целям деятельности. В то же время в процессе деятельности в сознании человека формируется мир идеальных объектов и структурных образований, наличие которых является основной предпосылкой общения, поскольку в процессе общения люди обмениваются знаковыми структурами, замещающими эти объекты. С другой стороны, общение является необходимым условием совместной деятельности людей, обеспечивая использование знаний о средствах, орудиях совершаемых действий и способах их использования.
К задаче раскрытия взаимосвязи деятельности и общения подошла теория деятельности, в которой утверждалось, что за общением лежит развитие специально организованной деятельности [14; 56; 144; 252 и др.].
Деятельностный подход к проблеме общения представлен в трудах А.А. Бодалева. Так, он пишет, что, вступая в общение друг с другом, люди, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, понравиться и т.п. Чтобы осуществить её, они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе, учитывая имеющиеся у них потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации [31].
Таким образом, деятельностная теория определяет деятельность как условие формирования и существования общения.
Интересна точка зрения Б.Г. Ананьева, который, определяя общение людей как особую деятельность, подчёркивал, что «являясь обязательным компонентом видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирование у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения в этой действительности» [8, c.230 – 231].
Характеризуя общение, важно отметить, что оно постоянно сочетается с речевой деятельностью. Речевое общение является предметом речевой деятельности [252; 135]. Речевая деятельность входит в любую другую деятельность (познавательную, общественную, трудовую, художественную), в более широкий мир системы: в систему деятельностей отдельной личности, социальной группы, класса, общества, неречевой деятельности. Но это не значит, что они взаимозаменяемы. Речевая деятельность осуществляется по формуле «субъект-объект» и опредмечивается в виде устных и письменных речевых произведений (высказываний, текстов), в то время как общение реализуется по схеме «субъект-субъект» и состоит в обмене не только информацией, но и чувствами, отношениями, ценностными ориентациями и т.д. При этом главное в общении – добиться взаимопонимания.
Таким образом, сочетаемость общения и речевой деятельности зависит от степени погружения общающихся в профессиональную проблематику: чем глубже проблема, тем больше затребованы предметно-речевые и меньше субъектнопоступочные действия.
С позиции деятельностного подхода общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Такая трактовка исходит из признания неразрывности общественных и межличностных отношений. Это означает вплетённость общения в систему производственных общественных отношений с одной стороны, и отражение характера и содержания этих отношений в самом общении – с другой. Такое понимание этого процесса базируется на утверждении единства общения и деятельности.
Изучением проблемы профессионального общения (далее – ПО) занимаются многие современные авторы, как отечественные, так и зарубежные. По мнению Е.В. Левиной сущность профессионального общения состоит в зависимости от факторов нелингвистического характера – социальных, экономических, исторических, этнических [141]. В этой связи уточним понятие «профессиональная коммуникация». Лингвистический энциклопедический словарь даёт такое определение: «взаимодействие людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности» [146, с. 233]. Успех в профессиональной деятельности на международном рынке трактуется в качестве результата достижения поставленной цели [141; 63]. Для бипрофессионалов конечная цель обучения иностранному языку – это «формирование лингвосоциоэкономической компетенции, предполагающей адекватное использование иноязычного кода при осуществлении всех видов речевой и неречевой профессиональной межкультурной коммуникации в экономической сфере» [141, c. 128].
За рубежом существует хорошо разработанная теория и практика профессионального общения, призванная обеспечить максимальный успех в карьере.
Достаточно глубоко данную проблему осветил в своих работах известный американский исследователь Николас Бутман. По его словам, общение в бизнесе отличается от повседневного общения. В повседневной жизни ты сам выбираешь, с кем тебе общаться, а на работе невозможно избежать общения с коллегами, сотрудниками, начальством или подчинёнными – ты вынужден строить отношения с ними каждый день. По оценкам некоторых экспертов, 15 % профессионального успеха зависит от ваших знаний и навыков, тогда как 85 % зависит от вашей способности общаться с людьми и порождать их доверие и уважение [258].
«Общение в профессиональной деятельности – это создание благоприятных связей между вашим внутренним миром с его убеждениями и ценностями и внешним миром, где вы работаете. Что конкретно мы подразумеваем под профессиональным общением? Если я хотел, чтобы мои поставщики сделали чтолибо для меня к определённому сроку, но не сделали этого, тогда моё общение с ними не сработало. Я должен на 100 % отвечать за успех своего общения. В бизнесе эффективность общения измеряется исключительно последующим конкретным результатом» [258, с. 27-28].
То есть, профессиональное общение всегда целенаправленно и цель его – организация и оптимизация того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой.
Н.Бутман также раскрывает некоторые внутренние механизмы и особенности профессионального общения: «Когда человеческий мозг обрабатывает информацию и опыт, поступающие в него посредством пяти органов чувств, они трансформируются в язык. На определённом уровне существует шесть видов деятельности, которые мы совершаем. Пять из них связаны с нашими чувствами: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные. Что же представляет собой шестой? Мы общаемся: мы оформляем всё воспринимаемое нами в слова и обмениваемся ими» [там же, с. 94].
Преломляя понятие профессионального общения к процессу профессиональной подготовки студента вуза, следует учитывать, что «профессия (от лат. profiteor – объявляю своим делом), основной род социально полезной трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся обычно для человека источником существования» [36].
Основные моменты в определении профессии:
− она относится к трудовой деятельности, а, следовательно, требует целенаправленной активности человека, носящей предметный характер и стимулирует субъектные проявления человека;
− профессиональным является не всякий, а лишь социально полезный труд, требующий специальной подготовки;
− каждая из этих характеристик требует развития отношений – соотнесения собственных и общественных потребностей, мотивации саморазвития, оценки собственного вклада, и т.д., которые воплощаются в основном в деятельности общения [36].
Психолог Е.А. Климов выделяет следующие признаки профессиональной деятельности [108]:
− предвосхищение общественно-ценного результата;
− сознание обязательности заданного результата;
− владение внешними и внутренними средствами деятельности;
− ориентировка в межлюдских производственных отношениях.
Несомненно, что все вышеуказанные стороны профессиональной деятельности, как и многие другие, неразрывно связаны с деятельностью общения, буквально «пронизаны» всевозможными актами коммуникации.
Что касается интересующего нас профессионального общения, его содержанием является социально-значимая совместная профессиональная деятельность. Так, авторы классифицируют ПО как специальный вид общения в рамках профессиональной деятельности специалиста. Оно требует специальных знаний, специфических языковых средств, регламентируется профессиограммой специалиста, требует соблюдения норм и правил того социума, в котором реализуется данное общение [151]. Данные положения позволяют квалифицировать исследуемое нами профессиональное общение как форму совместной профессиональной деятельности субъектов.
Необходимо отметить, что часто происходит взаимозаменяемость понятий «профессиональное общение» и «деловое общение». Они, действительно достаточно близки, но не тождественны. Под деловым общением (ДО) обычно имеется в виду процесс речевого взаимодействия, в котором происходит обмен информацией и опытом, предполагающим решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели [33]. Это определение является достаточно широким, так как под него подпадают такие виды деятельности, как обучение (общность целей и достижение определенного результата), трудовые отношения (коллега/коллега), интервью, публичное выступление, экзамен, консультация врача, приём у официального лица и т.п. Все выше перечисленные ситуации могут характеризоваться в структурном и содержательном планах рядом признаков делового стиля.
Основная задача и функция профессионального общения – продуктивное сотрудничество в сфере основной профессиональной деятельности человека. Партнёр в профессиональном общении выступает как представитель какой-либо социальной категории и как личность, значимая для субъекта при условии, что общающихся отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела, профессионализм. ПО реализуется в рамках некоторой предметной деятельности (научной, производственной и т.д.), а ДО представляет собой совокупность коммуникативных актов, посредством которых достигается решение определённых задач вне бытовых отношений, в официальных сферах жизнедеятельности [33; 174]. Иными словами, ДО и ПО можно рассматривать как целое и частное соответственно.
Из-за множества вариантов и сценариев процесс профессионального общения имеет импровизационный, а результаты – вероятностный характер. Знание базовых основ взаимодействия, ситуаций общения и умение строить общение, используя эти знания, позволяет значительно повысить вероятность ожидаемого результата.
Авторы отмечают такие характерные черты профессионального общения, обеспечивающие его успех [185]: деловая атмосфера общения; формальный стиль; индивидуальный подход; наличие обратной связи; высокая заинтересованность всех участников общения; вхождение в персональное пространство собеседника, и т.д.
Анализируя теоретические обоснования механизмов и особенностей профессионального общения, можно определить его место в профессиональной деятельности с помощью данной схемы (рисунок 1):
Рисунок 1 – Роль профессионального общения в профессиональной деятельности специалиста
Перейдём к рассмотрению структурных компонентов общения. Е.В. Руденский предлагает следующие структурные компоненты [197]:
− предмет общения – партнёр по общению как субъект;
− потребность в общении – стремление человека к оценке и познанию других людей, а через них – к самопознанию, к самооценке;
− коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается общение;
− действия общения – единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку;
− задачи общения – та цель, на достижение которой направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
− продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающие итоги общения.
На основе этих компонентов далее рассмотрим характерные черты и составляющие профессионального общения.
Структурная единица общения рассматривается авторами по-разному. Так, А.К. Макарова считает, что структурной единицей деятельности общения является действие построения высказывания [155]. Но в такой единице учитывается только говорящий, и не включается действие слушающего. Можно полагать, что это противоречие снимается, если структурной единицей общения как формы двустороннего взаимодействия является коммуникативный акт как минимальная, не разложимая далее единица. При этом речь идёт не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другой (хотя этот момент не исключается), а именно о взаимодействии [150]. Функциональной единицей общения является коммуникативная задача, которая функционирует внутри коммуникативного акта.
Профессиональное общение может рассматриваться в соответствии с той же структурой, уровнями и компонентами, что и общение вообще. Однако, по мнению авторов, вид и характер деятельности, которую обслуживает общение, оказывает определённое влияние на содержание, форму и особенности протекания самого процесса общения между её участниками. Ибо любая деятельность предполагает конкретное распределение ролей между участниками, наделение их конкретными правами и обязанностями [148]. Поэтому мы делаем вывод о том, что профессиональное общение обладает рядом специфических особенностей, на которых следует остановиться подробнее.
Как было указано выше, профессиональное общение всегда целесообразно, так как собеседники преследуют определенные цели и сообразно им строят коммуникативный акт. А это значит, что использование языковых средств в профессиональной речи также четко подчинено личностной позиции по определенной проблеме и достижению позитивного результата в решении конкретной проблемы, оно всегда целесообразно.
Профессиональное общение отличается высокой степенью конвенциональности, то есть жесткому следованию ряду общепринятых норм и правил, как речевого плана, и тогда мы говорим о речевом этикете, так и общеповеденческого (этикет). Это обусловливает наличие постоянных формулировок, повторяющихся в одной и той же ситуации, например, при открытии совещаний, установления контактов на переговорном процессе и т.д., которые являются характерным признаком этого вида речевой деятельности.