Урок 1. Фонетика и ударения в словах

Краткий фонетический курс

Турецкий алфавит


Упражнение 1

Прочитайте турецкие слова и их перевод на русский язык.


* Внимание: ударная гласная в слове подчёркнута и выделена, если ударение не падает на последний слог.



Особенности произношения некоторых букв

В русском языке нет звуков, соответствующих турецким ö и ü; ö произносится как нечто среднее между о и ё, ü произносится как нечто среднее между у и ю.


Буква ğ не произносится, но удлиняет произнесение предыдущей гласной, например:


öğrenci [оренджи] (ученик)


Буква е в турецком языке произноситься как русская э, например:


ev [эв] (дом)

fener [фэнэр] (фонарь)


Буква h произносится с придыханием, например:


havva [хавва] (канун)

merhaba [мэраба] (привет)


Буквы l и k читаются по общему правилу, но, когда они стоят после узких мягких гласных, а это е, ü, ö, i, они читаются с мягким знаком:


bil [биль] (знать)

dil [диль] (язык)

gül [гюль] (роза)

göl [гёль] (озеро)

ekmek [экмекь] (хлеб)

erkek [эркекь] (мужчина)

dilek [дилекь] (желание)


С гласными o, u, a, ı они читаются без смягчения, например:


bak [бак] (посмотрите)

durak [дурак] (станция)

kol [кол] (рука)

bol [бол] (множество)

rol [рол] (роль)

Ударение в турецком языке

Ударение в турецком языке в большинстве слов делается на последнем слоге слова, т.е. более громко и протяжно обычно произносится последний слог слова.

Упражнение 2

Прочитайте данные слова.


* Если ударение не падает на последний слог, ударная гласная подчёркнута и выделена.


anne – мама

abla – старшая сестра

abi – старший брат

kitap – книга

kapı – дверь

masa – стол

baba – папа

öğretmen – учитель (это – не «ё», это – нечто среднее между «ё» и «о»)

öğrenci [ёренджи] – ученик (это – не «ё», это – нечто среднее между «ё» и «о»)

dolap – шкаф

pencere [пенджере] – окно

kitap – книга

ders – урок

ev – дом

çanta [чанта] – сумка

cetvel [джэтвель] – линейка

aile – семья

oğul [оул] – сын

çiçek [чичекь] – цветок

kedi – кошка

sokak – улица

şehir – город

kol – рука

arkadaş – друг

dışarısı [дышарысы] – улица (на англ. outside)

kent – город


В большинстве прилагательных с усиленным значением ударение падает на первый слог, например:


bembeyaz, simsiyah, koskocaman, bomboş.


Во всех междометиях ударение падает на первый слог, например:


eyvah (ой), maşallah (привет), haydi (давайте), aferin (отличная работа), vah vah (какая жалость).


На первый слог ударение падает и в географических названиях, например:


Bursa, İzmir, Muğla, Samsun, Marmara, Türkiye (Турция), Avrupa (Европа).


Это не относится к географическим названиям, которые образованы с помощью аффикса -istan. В них ударение падает на последний слог, например:


Yunanistan (Греция), Bulgaristan (Болгария), Özbekistan, Kazakistan.


Если географическое название, заканчивается на сочетание -ya, ударение падает на предпоследний слог, например:


Antalya, Antakya, Sakarya, Malatya, İtalya.


В словах иностранного происхождения ударение может падать на первый слог, например:


banka, posta, radyo.


Безударные аффиксы -ma*, -ca, -madan переносят ударение на предшествующий слог, например:


uyuma (не засыпай), insanca, yavaşça, kalkmadan.


* – ma не всегда является безударным аффиксом, например в отглагольном существительном «uyuma» (гармония), происходящим от глагола «uyumak» (засыпать) ударение падет на последний слог.


В составных словах ударение падает на первый слог. Но если первая часть составного слова состоит из двух слогов, то ударение падает на второй слог, например:


başbakan, beyefendi, yılbaşı, binbaşı; hanımeli, cumartesi [джемартеси], ortaokul.

Инфинитивы глаголов

Инфинитивы турецкий глаголов имеют ударные аффиксы -mak / -mek, например:

oturmak – сидеть

kalkmak – вставать

gitmek – идти

vermek – давать

Повелительное наклонение 2 лица единственного числа

Утвердительная форма повелительного наклонения 2-го лица единственного числа (обращение на «ты»)

Утвердительная форма повелительного наклонения 2-го лица единственного числа (обращение на ты) образуется, если у глагола убрать аффиксы -mak / -mek, например:

Otur – Сиди.

Kalk – Встань.

Git. – Иди.

Ver. – Дай.

Упражнение 3

Прочитайте глаголы на турецком языке, поставьте инфинитивы глаголов в утвердительную форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.


Модель: vermek – давать => ver – дай

oturmak – сидеть

kalkmak – вставать

asmak – вешать

kapatmak – закрывать

okumak – читать

yazmak – писать

susmak – молчать

almak – получать

gitmek – идти

vermek – давать

Отрицательная форма повелительного наклонения 2-го лица единственного числа

Отрицательная форма повелительного наклонения образуется, если из утвердительной форме инфинитива убрать последнюю букву (k), например:


yapmak – делать => yapma – не делай (ударение на последнюю гласную основы глагола, перед отрицательной частицей -ma)


söylemek – говорить => söyleme – не говори (ударение на последнюю гласную основы глагола, перед отрицательной частицей -me)


Обратите внимание на то, что в формах yapma (не делай) и söyleme (не говори) -ma и, соответственно, -me являются отрицательными частицами.

Отглагольное существительное (= усечённый инфинитив)

Отглагольное существительное (= усечённый инфинитив) образуется, если из утвердительной форме инфинитива убрать последнюю букву (k), например:


yapmak – делать => yapma – делание (ударение на последний слог)

söylemek – говорить => söyleme – говорение (ударение на последний слог)

Упражнение 4

1) Поставьте инфинитивы глаголов в отрицательную форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа, подчеркните ударный слог, прочитайте полученные формы с правильным ударением.


Модель: vermek – давать => verme – не давай

oturmak – сидеть

kalkmak – вставать

asmak – вешать

kapatmak – закрывать

okumak – читать

yazmak – писать

susmak – молчать

almak – получать

gitmek – идти

vermek – давать

2) Поставьте инфинитивы глаголов в форму отглагольного существительного (= усечённого инфинитива), подчеркните ударный слог, прочитайте полученные формы с правильным ударением.


Модель: vermek – давать => verme – отдача

oturmak – сидеть

kalkmak – вставать

asmak – вешать

kapatmak – закрывать

okumak – читать

yazmak – писать

susmak – молчать

almak – получать

gitmek – идти

vermek – давать

Отрицательный инфинитив

Для того чтобы образовать форму отрицательного инфинитива, нужно определить его основу и присоединить к ней аффикс -ma или -me, соответственно, например:


yapmak – делать (ударение на последний слог)

yap – основа, mak – окончание


Для того, чтобы построить форму отрицательного инфинитива, следует прибавить к основе аффикс отрицания -ma или -me:


yapmamak – не делать (ударение на первый слог)

söylememek – не говорить (ударение на второй слог)


Отрицательный слог является безударным, ударение падает на слог, стоящий перед отрицательным.

Упражнение 5

Прочитайте глаголы на турецком языке, поставьте инфинитивы глаголов в отрицательную форму.


Модель: vermek – давать => vermemek – не давать

oturmak – сидеть

kalkmak – вставать

asmak – вешать

kapatmak – закрывать

okumak – читать

yazmak – писать

susmak – молчать

almak – получать

gitmek – идти

vermek – давать

Ключ к упражнению 5

Прочитайте глаголы на турецком языке, поставьте инфинитивы глаголов в утвердительную форму.


Модель: vermemek – давать => vermek – давать


oturmamak – не сидеть

kalkmamak – не вставать

asmamak – не вешать

kapatmamak – не закрывать

okumamak – не читать

yazmamak – не писать

susmamak – не молчать

almamak – не получать

gitmemek – не идти

vermemek – не давать

Упражнение 6

Прочитайте глаголы на турецком языке, поставьте инфинитивы глаголов в утвердительную форму инфинитива.


Модель: vermemek – не давать => vermek – давать


oturmamak – не сидеть

kalkmamak – не вставать

asmamak – не вешать

kapatmamak – не закрывать

okumamak – не читать

yazmamak – не писать

susmamak – не молчать

almamak – не получать

gitmemek – не идти

vermemek – не давать

Указательные местоимения

Для обозначения предметов и явлений в турецком языке используются указательные местоимения bu, şu, о.


Bu araba (эта машина). (рядом с говорящим)

Şu araba (эта / та машина). (немного подальше от говорящего)

О araba (та машина). (далеко от говорящего)

Множественное число существительных / Çoğul eki


Для образования множественного числа существительных к ним прибавляются аффиксы (окончания) -lar / -ler/

Закон гармонии гласных на 2

Аффикс (окончание) -lar прибавляется, если последний слог незаимствованного (исконно турецкого слова) содержит гласные a, ı, o, u, например:


masa + lar = masalar [масалар] (столы)

kapı + lar = kapılar (двери)

okul + lar = okullar (школы)


Аффикс (окончание) -ler прибавляется, если последний слог незаимствованного (исконно турецкого слова) содержит гласные e, i, ö, ü, например:


çiçek + ler = çiçekler [чичикьлэр] (цветы)

şehir + ler = şehirler (города)

söz + ler = sözler [сёзьлэр] (слова)


Исключения:


Saat (часы) – saatler

Hayal (мечта) – hayaller

Kalp (серце) – kalpler

Упражнение 7

Прочитайте слова, поставьте данные существительные в форму множественного числа, исходя из следующего правила:

a ı o u → lar

e i ö ü → ler

araba (автомобиль)

masa (стол)

öğretmen (учитель)

sıra [сыра] (рабочий стол)

aile [айле] (семья)

köpek [кёпекь] (собака)

kedi (кошка)

ders (урок)

pencere [пэнджэрэ] (окно)

çiçek [чичэкь] (цветок)

a ı o u → lar

e i ö ü → ler

baba (отец)

çanta [чанта] (сумка)

müdür [мюдюр] (начальник, управляющий делами)

defter (тетрадь)

dolap (кабинет)

ev [эв] (дом)

şehir [шехир] (город)

öğrenci [ёрэнджи] (студент)

kitap (книга)

silgi [силги] (ластик)

a ı o u → lar

e i ö ü → ler

otobüs (автобус)

kalem (ручка)

doktor (врач)

cetvel [джэтвэль] (линейка)

tahta (доска)

gül [гюль] (роза)

oğul ул] (сын)

ağaç ач] (дерево)

Ключ к упражнению 7

Проверьте правильность выполнения упражнения 8. Прочитайте существительные в единственном и множественном числе.

a ı o u → lar

e i ö ü → ler

araba (автомобиль) – arabalar [арабалар]

masa (стол) – mesalar

öğretmen (учитель) – öğretmenler [ёрэтмэнлэр]

sıra [сыра] (рабочий стол) – sıralar

aile (семья) – aileler

köpek (собака) – köpekler

kedi (кошка) – kediler

ders (урок) – dersler

pencere [пэнджэрэ] (окно) – pencereler

a ı o u → lar

e i ö ü → ler

çiçek [чичэк] (цветок) – çiçekler

baba (отец) – babalar

çanta [чанта] (сумка) – çantalar

müdür [мюдюр] (начальник, управляющий делами) – müdürler

defter (книга) – defteler

dolap (кабинет) – dolaplar

ev (дом) – evler

şehir [щэхиш] (город) – şehirler

öğrenci [ёрэнджи] (студент) – öğrenciler

a ı o u → lar

e i ö ü → ler

kitap (книга) – kipaplar

silgi (ластик) – silgiler

otobüs (автобус) – otobüsler

kalem (ручка) – kalemler

doktor (врач) – doktorlar

cetvel [джэтвэль] (линейка) – cetveler

tahta (доска) – tahtalar

gül [гюль] (роза) – güller

oğul ул] (сын) – oğullar

ağaç ач] (дерево) – ağaçlar

Вопросительная частица mı, mi, mu, mü

Вопросительная частица mı, mi, mu, mü необходима, если в вопросительном предложении нет вопросительного слова, например:


Bu, masa mı? – Это стол?

Bu, atkı mı? – Это шарф?


Bu, defter mi? – Это тетрадь?

Bu, öğrenci mi? – Это студент?


Bu, doktor mu? – Это врач?

Bu, oğul mu? – Это сын?


Bu, söz mü? – Это слово?

Bu, müdür mü? – Это начальник?


Вопросительная частица mı, mi, mu, mü следует за словом, к которому относится по смыслу. В свою очередь, необходимая вопросительная частица (mı, mi, mu или ) подбирается, исходя из закона гармонии гласных на 4.

Закон гармонии гласных на 4

Закон гармонии гласных складывается из рассмотренного ранее закона гармонии гласных на 2 и принципа губного и негубного притяжения.


Все 8 гласных турецкого языка подразделяются на губные и негубные:


Губными являются o, u, ö, ü.

Негубными являются a, ı, e, i.


Когда губы вытянуты трубочкой получаются губные гласные (o, u, ö, ü), а при нормальном положении губ получаются негубные гласные (a, ı, e, i).


Суть закона гармонии гласных состоит в том, что при наращении аффиксов к слову:


1) за негубными гласными a, ı может следовать только негубной гласный ı;


2) за негубными e, i только негубной i;


3) за губными o, u только губной u;


4) за губными ö, ü только губной ü.


A I → I, E İ → İ, O U → U, Ö Ü → Ü


То есть, качество гласной последнего слога слова определяет качество гласной аффикса.



Если последний слог слова содержит гласную a или ı, то аффикс может содержать только ı:


A (I) → I


Bu, masa mı? – Это – стол?

Bu, atkı mı? – Это – шарф?


Если последний слог слова содержит гласную e или i, то аффикс может содержать только i:


E (İ) → İ


Bu, defter mi? – Это – тетрадь?

Bu, öğrenci mi? – Это – студент?


Если последний слог слова содержит гласную o или u, то аффикс может содержать только u:


O (U) → U


Bu, doktor mu? – Это – врач?

Bu, oğul mu? – Это – сын?


Если последний слог слова содержит гласную ö или ü, то аффикс может содержать только ü:


Ö (Ü) → Ü


Bu, söz mü? – Это – слово?

Bu, müdür mü? – Это – начальник?


При добавлении аффиксов (окончаний) к слову всегда действует закон гармонии гласных, от которого и зависит какая гласная будет в добавляемых аффиксах.


A (I) → I (Bu, masa mı?)

E (İ) → İ (Bu, defter mi?)

O (U) → U (Bu, doktor mu?)

Ö (Ü) → Ü (Bu, söz mü?)

Упражнение 8

Дополните предложения вопросительной частицей mı, mi, mu или . Прочитайте, переведите на русский язык.


A (I) → I

E (İ) → İ

O (U) → U

Ö (Ü) → Ü

Bu, salon (гостиная) __?

Bu, araba (автомобиль) __?

Bu, ev (дом) __?

Bu, baba (отец) __?

Bu, deniz (море) __?

Bu, köpek (собака) __?

Bu, kuş (птица) __?

A (I) → I

E (İ) → İ

O (U) → U

Ö (Ü) → Ü

Bu, kitap (книга) __?

Bu, sözlük (толковый словарь) __?

Bu, tahta (доска) __?

Bu, dört (четыре) __?

Bu, cetvel [джэтвэль] (линейка) __?

Bu, söz (обещание) __?

Bu, kalem (ручка) __?

A (I) → I

E (İ) → İ

O (U) → U

Ö (Ü) → Ü

Bu, oda (комната) __?

Bu, gül (роза) __?

Bu, çiçek (цветок) __?

Bu, arı (улей) __?

Bu, köylü (крестьянин) __?

Bu, yıldız (звезда) __?

Bu, mektup (письмо) __?

A (I) → I

E (İ) → İ

O (U) → U

Ö (Ü) → Ü

Bu, dolap (кабинет) __?

Bu, sokak (улица) __?

Bu, vurgu (акцент) __?

Bu, televizyon __?

Bu, oğul (сын) __?

Bu, terbiye (воспитание) __?

Bu, abla (старшая сестра) __?

A (I) → I

E (İ) → İ

O (U) → U

Ö (Ü) → Ü

Bu, göz (глаз) __?

Bu, motor (двигатель) __?

Bu, hoş (приятно) __?

Bu, aile (семья) __?

Bu, kedi (кошка) __?

Bu, radyo __?

Bu, kuzu (ягнёнок) __?

Bu, arkadaş (друг) __?

Ключ к упражнению 8

Проверьте правильность выполнения упражнения 9. Прочитайте, переведите на русский язык.


A (I) → I

E (İ) → İ

O (U) → U

Ö (Ü) → Ü

Bu, salon (гостиная) mu?

Bu, araba (автомобиль) ?

Bu, ev (дом) mi?

Bu, baba (отец) ?

Bu, deniz (море) mi?

Bu, köpek (собака) mi?

Bu, kuş (птица) mu?

A (I) → I

E (İ) → İ

O (U) → U

Ö (Ü) → Ü

Bu, kitap (книга) ?

Bu, sözlük (толковый словарь) ?

Bu, tahta (доска) ?

Bu, dört (четыре) ?

Bu, cetvel [джэтвэль] (линейка) mi?

Bu, söz (обещание) ?

Bu, kalem (ручка) mi?

A (I) → I

E (İ) → İ

O (U) → U

Ö (Ü) → Ü

Bu, oda (комната) ?

Bu, gül (роза) ?

Bu, çiçek (цветок) mi?

Bu, arı (улей) ?

Bu, köylü (крестьянин) ?

Bu, yıldız (звезда) ?

Bu, mektup (письмо) mu?

A (I) → I

E (İ) → İ

O (U) → U

Ö (Ü) → Ü

Bu, dolap (кабинет) ?

Bu, sokak (улица) ?

Bu, vurgu (акцент) mu?

Bu, televizyon mu?

Bu, oğul (сын) mu?

Bu, terbiye (воспитание) mi?

Bu, abla (старшая сестра) ?

A (I) → I

E (İ) → İ

O (U) → U

Ö (Ü) → Ü

Bu, göz (глаз) ?

Bu, motor (двигатель) mu?

Bu, hoş (приятно) mu?

Bu, aile (семья) mi?

Bu, kedi (кошка) mi?

Bu, radyo mu?

Bu, kuzu (ягнёнок) mu?

Bu, arkadaş (друг) ?

Загрузка...