Введение

Как понять особого ребенка?

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив,

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка –

Иногда он нас страшит…

Н. Калиман

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и детских садах. Это процесс, подразумевающий доступность образования для всех детей: и с нормальным развитием, и с ОВЗ и инвалидностью.

Многие считают, что дети с ОВЗ должны общаться и заниматься с нормально развивающимися детьми, но ребенку с нарушением в развитии нужна помощь тьютора или сопровождение психолога. Есть родители, которые опасаются, что нахождение в группе особых детей может представлять опасность: их поведение, эмоциональная реакция. Часто такое непонимание возникает, потому что педагоги общеобразовательных учреждений не знают особенностей детей с ОВЗ, не полноценно информированы, например, группа в детском саду или класс, куда приходит особый ребенок. К сожалению, часто детей с нормальным развитием не подготавливают к тому, что с ними будет учиться, общаться ребенок с ОВЗ.

Педагоги должны обеспечить условия для организации эффективного взаимодействия окружающих людей с особыми детьми, которые в наибольшей степени нуждаются в специальных условиях реабилитационного пространства и выстраивании коммуникации, обусловленных потребностями вследствие ограничения жизнедеятельности или инвалидности различной нозологии.

Как же сделать среду комфортной и для особого ребенка, и для педагогов, и для детей с нормальным развитием? Педагоги начинают говорить на эту тему – возможно, впервые в жизни, и задумываются о барьерах, с которыми им приходится сталкиваться, о своем отношении к себе и другим людям с инвалидностью, о разных приспособлениях, им необходимых.

Авторы предлагают систему занятий и упражнений для понимания особенностей детей с ОВЗ.

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями», а также «дети с ОВЗ» характеризует не только детей, имеющих различные отклонения психического или физического плана, обусловленные нарушениями общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь, но и говорит о том, что наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям подобных аномалий относятся[1]:

– лица с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

– зрения (слепые, слабовидящие);

– речи;

– опорно-двигательного аппарата;

– поведения и общения;

– с умственной отсталостью;

– задержкой психического развития;

– комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (глухие или слепые с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и социализации, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Социализация относится к тем процессам, благодаря которым люди учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Процесс социализации осложняется неадекватным восприятием одних людей другими, гипертрофированным эгоцентризмом, а также склонностью к социальному иждивенчеству. Как правило, инвалиды различных нозологий с трудом приобретают контакты в социуме, поскольку их коммуникативные возможности также существенно ограничены. Предложенные в учебно-методическом пособии групповые занятия и упражнения помогут в реализации межличностных взаимодействий детей с нарушениями жизнедеятельности.

Одна из важнейших идей представленного материала – идея ненасилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей-инвалидов, их чувствам и эмоциям, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества.

Содержание учебно-методического пособия направлено на формирование у особых детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в конкретной ситуации, выработку коммуникативных навыков.

Основная цель этой книги – получение читателями специальных теоретических и практических знаний о сущности социальных проблем различных категорий лиц с ограничениями жизнедеятельности, а также о возможности их решения не только с помощью направленных социально-реабилитационных воздействий, но и с приобретением навыков успешного межличностного взаимодействия между детьми-инвалидами различных нозологий.

Загрузка...