Хотите, чтобы ребенок вырос здоровым? А кто этого не хочет? Вот и приходится тратить уйму времени на массажи, гимнастику и тому подобные занятия. А ведь раньше, век за веком, детей растили с меньшими сложностями. Следует знать, что около 80 процентов всей жизненной информации ребенок получает до восьми лет! А это возраст игр и забав. Значит, именно отсюда ребенок получит нужную ему информацию и навыки. В народной мудрости нет ничего случайного. Все для пользы, а не для одной лишь красоты.
Если посмотреть на детский фольклор с точки зрения полезности, скрытой в красоте, то помимо прочей информации в нем закодирован целый «медицинский комплекс упражнений» для того, чтобы дети росли здоровыми и сильными.
Вспомните «ладушки, ладушки» – отличная гимнастика для рук! А массаж ладошек в «Сорока-сорока»? И ладошек, и пальцев, важных точек запястья, локтя, плеча («тут пень, тут пенек, тут колода»…
В русском фольклоре постоянно присутствуют поглаживание, разведение рук, помахивание кистями, переваливание головки с руки на руку и т. д. – полный комплекс детского массажа. Когда дитя просыпается и потягивается, мать, смотря на него и гладя его рукой по животику, говорит: «Потягунюшки, порастунюшки». Продолжая прибаутку далее, она сообразно с ней указывает ребенку на его ротик, ручки и ножки.
Потягунюшки, порастунюшки,
Роток – говорунюши,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.
Тяни холсты,
Тяни холсты
На рубашечку,
На столешничек!
При этой прибаутке мать ставит ребенка к себе на колени и, взяв его за обе ручонки, качается вместе с ним под такт песни. Вы только обратите внимание, сколько смысла в словах и в движениях!
Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
При этом детскими ручками изображают растягивание и складывания холста.
А когда переваливают головку с руки на руку, вложив в эти движения всю свою любовь и нежность, массируя шею, а затем закидывая ручки за голову:
Валяй, валяй, баба, каравай,
Пришел к бабе пономарь.
– Дай, баба, теста.
– Нет в печи места.
Шук, шук, полетели,
На головку сели.
Лунь плывет, лунь плывет (разводят руки),
Сова летит, сова летит (машут кистями).
Ну как, замечательно? А главное, как это полезно для вашего младенца!
Попробуйте это все сделать со своим малышом, и вы увидите, как он будет сиять радостью и здоровьем.
Попробуйте сделать забавный массаж спинки ребенка с ритмичным похлопыванием между лопаток:
– Что в горбу?
– Денежка.
– Кто наклал?
– Дедушка.
– Чем он наклал?
– Ковшичком.
– Каким?
– Позолоченным.
В фольклоре можно найти игровые упражнения для живота и даже для носа (в игре «Чей нос?» ребенка шутливо треплют за носик – как при простуде нажимают на точки от переносицы до крыльев носа) и т. д. Удивлены? Ну конечно же такая мудрость не может оставить вас равнодушными.
Невозможно представить детские годы и, соответственно, детский фольклор без скороговорок (чистоговорок). Когда ребенок начинает говорить и не выговаривает какие-то звуки, и приходят на помощь скороговорки. Они дают прекрасный результат, и, главное, ребенок не чувствует себя ущербным, больным, ведь все происходит в форме игры. Давайте попробуем. Я уверена, что детям это понравится, а главное, принесет пользу. Итак…
Ехал грека через реку,
Видит грека – в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап!
Добр бобр для бобрят.
У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.
На горе, на пригорке
Стояли двадцать два Егорки.
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка
(и т. д. до стиха: «Двадцать два Егорка»).
Наш чеботарь —
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботаритъ.
Клюет курица крупку,
Курит турок трубку.
Не клюй, кура, крупку,
Не кури, турок, трубку.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, перевыколпаковать.
Шит колпак,
Да не по-колпаковски,
Кто бы тот колпак
Переколпаковал?
Купи кипу пик.
Забавно получается. Вы видите, как стараются детишки, как хочется им правильно и быстро все сказать! В народе недаром скороговорки называли еще чистоговорками.
Но ведь в детском фольклоре есть еще и считалки, голосянки, молчанки, перевертыши, сечки, залички. Не говоря уже об играх и сказках! Жаль, что многое забыто нами и наши дети, укладывая куклу спать, не поют ей колыбельные, как это было издавна принято на Руси, а пересказывают зарубежные мультсериалы. Их герои приходят и уходят, а наши предки специально, именно для нас, не только оттачивали каждое слово, но и подбирали каждый звук.
Вы не задумывались, почему в колыбельной звучит «люли, люли», а не «тра-та-та»? Потому что под «тра-та-та» ребенок не уснет. Но почему именно эти звуки – «л», «и»? Об этом задумались ученые давно. Оказывается, не только все славяне поют «люли», в санскрите это звучит почти так же – «лолати», а в литовском – «лулети».
Таких случайностей не бывает. И кто знает, может, биологи и физики вскоре откроют, что самое благоприятное влияние на клетку имеют звуковые волны, порождаемые как раз этими словами: «люли», «баю». Не случайно во всем мире таких общих припевов всего-навсего два. А если учесть, что на здоровье, психику, характер влияет даже звуковая информация (то есть сам язык), то есть смысл задуматься о том, какие и чьи песни петь.
Да, мы многого не знаем из того, что обязаны знать. Увы, ни телевидение, ни даже школа этим не очень озабочены. А как бы хотелось, чтобы культпросветработники обратили на это свое внимание.
В народном творчестве все так устроено, что ребенок до восьми лет прочно усваивает и роли в семье, и обязанности. Начиная с тех же колыбельных.
Зыбаю, позыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушка – дрова рубить,
А бабушка – уху варить,
Тебя, деточка, кормить.
А из народной колыбельной девочка, укладывая младшего, навсегда узнает и запоминает устройство постели для малыша:
Кладу в голову подушки,
Рипачок под бочок,
Да соломки тукачок,
Высыпайся, ангельчок.
И не только это, но и чем кормить, как от крика избавить, заговорить: все это есть в фольклоре, в том и кроется его историческая ценность. И описание колыбели есть, и обряды, и конкретные действия, и даже что кому нужно дарить и т. д. («Байки-побайки, матери – китайки, сестрице – рукавицы, отцу – кумачу, братцу – бархатцу» и т. д.).
Мы удивляемся, почему дети разучились легкости общения. Да потому, что играть в общие игры перестали. Ведь все народные игры моделируют жизненные ситуации, заставляя ребенка не просто двигаться, но и думать, искать решение. А ведь в нашей жизни это самые необходимые качества. И когда, как не в детские годы, их воспитывать в себе? «Гуси», «Коршун», «Краски», «Хозяева и гости» – в каждой игре целый спектакль с ролями, с необходимостью спрашивать, отвечать, слушать, быстро реагировать, фантазировать. Пусть развивается живой ум детей.
Читая детям сказки, мы используем их педагогическое назначение.
Почему нельзя без спроса выходить из дому? – Лиса унесет.
Почему лучше перетерпеть жажду, чем пить откуда попало? – Козленочком станешь.
Почему нельзя быть жадным? – Останешься у разбитого корыта.
Сказку о рыбаке и рыбке, которую мы считаем своей, более трех тысяч лет рассказывают в Индии, а сказка про репку есть и в Швеции, и в Японии, а про колобка – в Сербии и в Узбекистане. Значит, в этом есть насущная необходимость.
Но не случайно у каждого народа есть и свои национальные традиции, обряды, национальная одежда. Наше национальное устное творчество – это наша одежда, пища, песня. Все в нем есть, надо только не быть ленивым и пренебрежительным. И столько пользы можно извлечь! Ведь там так много доброго и хорошего!
Из огромного свода детского фольклора, который использовался нашими предками во благо собственных детей, рассмотрим лишь несколько текстов.
Издавна филологи пытались проанализировать детский фольклор, выявить мотивы, налагающие свой отпечаток на детские колыбельные песни, и пришли к выводу, что каждое слово колыбельной песни запечатлено правдивостью и искренностью: в них мать вещает нам и свои горести, и свои радости. Поэтому круг предметов и понятий, захватываемых колыбельной песнею, довольно широк: все, что входит в состав души человеческой, здесь отражается с большей или меньшей степенью яркости.
Вот сидит она над колыбелью источника ее надежд и упований. Будучи занята все еще хозяйственными хлопотами, сначала она думает только о том, как бы поскорее усыпить свое чадо, прервавшее ее работу. И она в задумчивости затягивает какой-нибудь мотив песни. Мало-помалу душа ее оттаивает, мысли обращаются к ребенку.
В колыбельных песнях мы видим идеальную материнскую любовь, простирающуюся до полной готовности жертвовать всем, даже собственной жизнью, ради благополучия своего ребенка.
Несомненно, при таком обороте мысли первым долгом ее является необходимость познакомить ребенка с окружающим его пока еще маленьким мирком, и на сцену являются сначала одушевленные предметы, как, например, «киця», «гули» и т. п., а затем и неодушевленные, как «колыбель». Это как бы прелюдия в колыбельных песнях. Здесь личные чувства матери почти незаметны. Погружаясь все сильнее и сильнее в свои мысли, мать, сама того не осознавая, обдумывает и будущую судьбу малютки во всех периодах его жизни. Ее мысли все еще о ребенке, но в состав песни уже входят чувства и побуждения матери в зависимости от ее душевного состояния, и мать уже забывает о своих воспитательных задачах и даже о дорогом ее сердцу малютке: она погружается в область своих воспоминаний и раскрывает свои духовные сокровища. Таким образом в колыбельной песне выразились и познавательные, и чувственные силы души женщины, излились ее горести и радости, и вообще все, что накоплялось в ее душе, что переживалось. Это заключительный аккорд в колыбельной песне, не в смысле определенного периода времени, а в смысле порядка сменяющихся душевных настроений.
И так из поколения в поколение, в каждый определенный период развития свои проблемы, и все они глубоко впадают в души. Отсюда и разные песни. Слова разные, а суть одна – ознакомить ребенка с окружающим миром, научить решать поставленные задачи с минимальными душевными затратами, не повторять чужих ошибок.
Склонность к материнству, заложенная Природой, всасывается девочкой с молоком матери. С самого юного возраста девочки начинают играть в куклы, нянчат их, целуют, наказывают их и дают им наставления, слышанные самими от матерей. Девочки страстно привязываются к своим куклам и готовы мужественно защищать их от нападений шалунов братишек. Эта любовь к детям, заложенная в душу еще в раннем детстве, с течением времени развивается и конечно же, проникая во все народное миросозерцание, ярко отражается в народном творчестве.
Не стоит говорить о нежности, женственности, сердечности – чертах, присущих женщине, к какому бы племени она ни принадлежала, чертах, столь ярко сказывающихся почти в каждой колыбельной песне. Это как бы само собой разумеющееся.
Таким образом, в колыбельной песне проявляются лучшие стороны и черты характера женщины. Колыбельные песни – это один из самых откровенных родов народной поэзии: это беседа женщины со своей душой. «Истинная поэзия не допускает лжи и притворства. Минуты поэзии – минуты творчества. Народ испытывает их и оставляет памятники: он поет; его песни – произведения его чувства; они рождаются тогда, когда народ не носит маски». Эти слова, сказанные русским и украинским историком и писателем Н. И. Костомаровым, особенно подходят к колыбельным песням.
Теперь давайте ознакомимся с текстами наиболее распространенных колыбельных песен.
Баю, баю, баю,
Не ложися на краю,
Ляг на лавочке
В середочке,
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок,
Потащит в темной лесок;
А в темном-то лесу
Березонька – скрып-скрипит,
А мой сынок спит-поспит.
Баюшки, баю!
Не ложися на краю:
Тебя мышка съест,
А коровка – под бочка,
Не даст молочка.
Бай-бай, бай-бай,
Не вались, Коля, на край…
Придет серенький волчок,
Схватит Колю за бочок,
Схватит Колю за бочок
Да потащит во лесок,
Он потащит во лесок,
Во ракитовый кусток…
Ну, баю, баю!
Баю дитятку мою!
Придет старый старичок,
Хворостинкой посечет;
Он за то посечет,
Что ты мало ночью спишь,
По ночам всегда кричишь!
На кота-бормота
Напала дремота,
На мою Аннушку
Сон-дремота.
Сон ходит по сеням,
Дремота – по новым,
А Сон ходит, спрашивает:
– Где моей Аннушки
Люлечка висит? —
А ее люлечка —
Во высоком терему,
В шитом браном пологу.
Шитый браный положок —
С золотой бахромой,
Кольца, пробойцы —
Серебряные,
Крюк золотой,
Тесьмы шелковые.
А вся люлечка
Да она точеная,
А вокруг она
Да позолоченная.
А в той люлечке
Аннушка качается,
Ивановна забавляется!
Няньки, вы, мамки,
Качайте дитя,
Сенные девки,
Баюкайте ее!
Она вырастет велика,
Будет в золоте ходить,
Серебро волочить,
Олово да медь
Под ногами тереть!
Нянькам и мамкам
Обноски дарить,
Сенным девушкам
По ленточке,
Молодым молодкам —
По кокошничку,
А старым старухам —
Мягкий калач,
Да еще с патокою.
Спи, усни, – Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми…
Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем;
Зипун сошьем,
Боронить пошлем
В чистые поля,
В зелены луга.
Я качаю день и ночь,
Отойди, бессонье, прочь!
Отойди да отвались,
В темном лесе заблудись,
В темном лесе, во кустах,
Во малиновых листах.
Пошел котик во лесок, —
Нашел котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да Ванюшку положить.
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
А котик его качать
Да, серенький, величать.
Сон да Дрема,
Усыпи мое дитя!
Пошел коток во торжок,
Купил себе пирожок.
Идет котик на лавочке,
Ведет киску за лапочку.
Ходят вместе они —
А ты, маленький, усни.
Еще серые коты
Из-за моря шли,
Из-за моря шли,
Много сна нанесли,
Все по зыбочкам трясли.
Возможно, многие даже и не знают, что такое пестушки и потешки. Давайте же с ними ознакомимся.
Берут ребенка за руки, разводят их и снова сводят:
Батюшке – сажень!
Матушке – сажень!
Братцу – сажень!
Сестрице – сажень!
А мне – долга, долга, долга!
В завершение купания, обливая ребенка водой, говорят:
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода – книзу,
А дитя – кверху.
С гоголя – вода,
С младенца – вся худоба!
Вода – под пол,
Младенец – на пол.
С гуся – вода,
С лебедя – вода,
А с Ефима – худоба!
Если у ребенка появится на глазу ячмень, то мать или няня проводят по нему указательным пальцем и припевают:
Ячмень, ячмень,
На тебе кукиш!
Чего хочешь купишь.
Купи себе топорик,
Сруби себе головку —
Как маковку.
Посадивши ребенка на руку, его качают вверх и вниз под следующий мерный напев:
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложики,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки.
Когда ребенок начинает учиться ходить, его водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:
Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
У кошки лепешки,
У кота пирожки.
Ходит кот по лавочке,
Продает булавочки:
Тому-сему продает,
А Сашеньке так дает.
Тритатушки, три-та-та!
Вышла кошка за кота,
За Иван Петровича.
Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Изображая пальцами правой руки рога, няня щекочет слегка ребенка, припевая речитативом:
Идет коза рогатая
К маленьким ребятушкам:
Кто молока не пьет,
Кто сиську не сосет,
Того рогом бьет, бьет, бьет!
Идет коза рогатая,
Идет коза бородатая:
Ножками – топ! топ!
Глазами – хлоп! хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.
Ребенка ставят или сажают к себе на колени и, покачивая его, припевают в такт:
Скок, скок, скок!
Молодой груздок
По водичку пошел —
Молодичку нашел.
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька —
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шувы! Полетели,
На головушку и сели.
Расплакавшегося ребенка успокаивают:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви,
Куплю сухари.
Слова, произносимые матерями и няньками при умывании детей водою во время их болезни:
У кошечки боли,
У собачки боли,
У лошадки боли,
А у Ванюши не боли.
Самое название прибаутки – «ладушки» – уже показывает, в чем состоит потеха, а именно: мать берет ладушки, то есть ладошки ребенка, в свои руки и, разводя их на известное расстояние, начинает их ударять одну о другую, просто сказать, бить в ладоши. При окончании прибаутки руки дитяти мать поднимает на его голову.
Существует большое разнообразие знаменитых «Ладушек». С несколькими мы сейчас ознакомимся.
– Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки.
– Что ели? – Кашку.
– Что пили? – Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у – полетели,
На головушку сели.
– Ладушки-ладушки,
Где были? – У бабушки.
– Что пили-ели?
– Кашку сладеньку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька,
Наелись-напились,
Домой покатились,
Сели на головку,
На маковку.
1. Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Кашка сладенька.
Бражка пьяненька;
Кашку поели,
Бражку попили,
Шиш на головку!
2. Лады, лады-ладки!
Где были? – У бабки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Разбили корчажку.
Чем бабушка била?
Била лозенькой.
Сек, сек, сек,
Шиш на головку!
Ку-ку-ре-ку!
А знаменитая «Сорока»? Мы все ее знаем с детства, однако мало кто знает ее до конца. Причем «Сорока» тоже многовариантна, некоторые ее варианты вы прочтете ниже.
Читая «Сороку», мать берет одну левую ручку ребенка, затем берет указательный палец правой ручки ребенка и начинает им кружить по ладошке, чем представляет, как сорока варила кашу. При четырехкратном повторении «этому дала» мать указывает ребенку на его большой, указательный, средний и безымянный пальчики, а при выражении «а этому не дала» мать указывает на мизинчик и грозит ему. В заключение прибаутки мать поднимает ручонки ребенка на его головку.
А вот и текст:
Сорока, сорока
Кашу варила,
Гостей созывала,
На порог скакала.
Гости на двор,
Она кашу на стол.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Ты маленек,
Коротенек,
Сходи за водицей
Да истопи баньку,
Да вымой, выпари меня,
Тогда дам кашки
На красной ложке,
Шиш на головку!
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу – на стол,
Этому дала на блюдечке,
Этому – на тарелочке,
Этому – на ложечке,
Этому – поскребушки,
А этому – нет ничего.
Шувы! Полетели,
На головушку сели.
Затем, перебирая пальчики, начиная с большого, говорят: «Этому дала, этому дала» – и т. д. до мизинчика. Мизинчик захватывают двумя пальцами и трясут его:
Этому не дала:
Зачем дров не носил,
Воды не носил?
Знай вперед:
Здесь водица —
Холодненькая
(между кистью руки и самою рукою),
Здесь – тепленькая
(в сгибе локтя),
А здесь – горяченькая
(под мышкой),
Здесь – кипяток, кипяток!
Сорока-ворона
Кашу варила,
На подпечке студила,
Деток кормила.
Этому дала (мизинец),
Этому дала (безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому – не дала (большой):
Мальчик-пальчик
Каши не варил,
Дров не носил,
Кашку не студил,
Деток не кормил.
Здесь тепла вода (кисть),
Здесь горячий кипяток (локоть),
Здесь – щекоток (под мышкой).
Ранняя взаимная любовь матери и ребенка породила все те немногочисленные начальные потешки, которые существуют у всех народов и до настоящего времени. Они начинаются еще с колыбели, как только ребенок начинает различать свою маму. Потешки имеют некоторый воспитательный смысл как в физическом, так и в духовном отношении, приучая детей к необходимому движению, ловкости, сметливости и т. д. Вот несколько материнских потешек, развивающих мышцы тельца малыша движениями.
Мать говорит своему ребенку: «Кудерцы, кудерцы!» При этом заставляет ребенка вертеть головой на обе стороны. Цель этой потешки заключается в том, чтобы развить у ребенка шею и сделать ее удобоподвижной во все стороны. Эта потеха называется кудерцами, потому что у кудрявеньких детишек развеваются при этом кудерки.
Когда малыш лежит в своей люльке, мать говорит ему: «Ручки, ручки, дай ручки!» Этими словами мать всегда зовет малыша к себе на руки, причем понимающий уже малыш протягивает ей ручки, и мать берет его из люльки к себе на руки.
Мать берет своего ребенка за ручки и начинает махать ими наподобие того, как сова, когда летит, машет своими крыльями.
Мать берет руку дитяти и при словах, произносимых плавно, нараспев: «Лунь плывет», водит ее взад и вперед, то есть к себе и от себя. «Лунь плывет, лунь плывет!» – этим, вероятно, представляется плавание рыбы, так называемый линь или лунь.
«Дыбки, дыбки, дыбки – стой дыбки!» – этими словами мать учит ребенка стоять на ножках, причем ставит его на что-нибудь мягкое, хоть на войлок.
Попляши, попляши,
Твои ножки хороши,
Еще нос сучком,
Голова пучком!
Любая мать будет радоваться, когда ее ребенок уже свободно начинает владеть своими ножонками, и вот она этой потешкой заставляет его еще поплясать, и ребенок прыгает.
Подпевая разного рода песни, мать пестует ребенка, то есть она подбрасывает его одной рукой вверх, а другой опять подхватывает. Потешки-пестушки, по всей вероятности, получили свое название от песта, которым толкут что-нибудь в ступе, вскидывая его вверх и опять опуская в ступу. Также напевая любую песенку или «та-та-та», мать поднимала ребенка и ставила на ножки, он приседал под припев песни.
Все эти потешки, несомненно, имеют определенное гимнастическое значение, например, «Ручки», «Сова», «Лунь», «Ладушки» и «Сорока» служат для развития у ребенка рук, кисти, ладоней и пальчиков, а потешки «Дыбки» и «Попляши» – для развития ног. При осторожном исполнении, бесспорно, они приносят определенную пользу, и, наоборот, без должной осторожности они могут повредить еще неокрепшему малышу, особенно последняя из потешек, пестушки, и именно в том случае, если ребенка слишком высоко подкидывают на руке, когда у него, как говорится, захватывает дух, нарушается правильность дыхания, развивается более или менее сильный застой крови в легких, затем головной мозг сотрясается и в конце концов происходит такое же обмирание, или состояние, похожее на обморок, как и при сильной качке. Кроме того, при этих пестушках иногда сильно сдавливается нежная грудка ребенка, что особенно вредно для него при продолжительных пестушках. Как говорится, все хорошо в меру.
Во время детских игр и в детских садах обязательно должен быть использован наш, русский, фольклор. Значительное место в детском фольклоре занимают заклички и приговорки. Так, на масленицу, когда на костре сжигают соломенную куклу, дети поют:
Масленица-обманщица
Мимо красного села
Обманула – провела,
В закоулок завела.
Дома редьки хвост
На Великий пост.
Весною, играя на дворе, дети призывают радостно первый дождь. В детстве при первых каплях дождя мы радостно бегали и приговаривали: «Дождик, дождик, припусти, дай капусте подрасти» и многие другие. Сейчас же дети не знают и этого. Вы только прочтите, какие замечательные слова в наших русских приговорках.
Уж дождь – дождем,
Поливай ковшом!
Ситом, решетом,
Целым ушатом!
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушков ячмень
Поливай весь день.
Дождик, дождик, пуще!
Едет Ванька с гущей,
Задел за пенек —
Осветился огонек,
Задел за кочку —
Пролил гущи бочку.
Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!
Дождик, дождик, перестань!
Мы поедем на Иордань,
Богу помолиться,
Христу поклониться.
Я – убога сирота.
Отворяйте ворота
Ключиком-замочком,
Беленьким платочком.
Дождик, дождик перестань!