Нет на Земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.
Сам не съешь, а беременной не откажи.
Отказать будущей матери в пище, которую ей хочется съесть, значит взять грех на душу. Ведь считается, что просит не только она, а и младенец, которого она носит.
Рождение человека – одно из самых удивительных явлений природы. Появлению малыша в этот мир предшествуют долгие девять месяцев после зачатия. Вы только представьте, какое чудо совершает Природа! Две клеточки, соединяясь в одно целое, образуют зародыш, из которого получается замечательный малыш. Помимо материального тела, которое дают родители, ребенок получает и Душу.
И вот чудо свершилось – родился малыш. Каким же он будет, что его ждет? А ведь вся эта информация закладывается еще в момент зачатия и потом дополняется моментом рождения в этот мир!
Современные ученые рекомендуют слушать во время беременности классическую музыку, рассматривать произведения искусства, любоваться природой и слушать ее звуки. В общем, беременную женщину должно окружать все красивое, прекрасное и доброе. И самое главное – доброе отношение окружающих. Знайте, что все, что вы сделаете с любовью и с верою, несомненно, принесет здоровье вашему будущему ребенку.
Сейчас, к сожалению, забыты древние обряды, связанные с рождением ребенка. В то далекое время народ большое внимание уделял не только самим родам, но и предродовому периоду. Женщина, зачавшая ребенка, проходила в церкви исповедь, каялась в грехах, принимала покаяние, все это способствовало рождению ребенка здорового и в духовно здоровой семье.
Православие учит соблюдать посты, во время которых нужно воздерживаться не только от приема определенных видов пищи, но и необходимо сексуальное воздержание. Ребенок, зачатый в пост, считался зачатым во грехе.
Беременной женщине не разрешалось работать в праздники, ходить на кладбище, гладить животных. Зато рекомендовали по возможности чаще смотреть на что-либо красивое – чтобы ребенок родился не только здоровым, но и красивым.
А как сейчас? Ребенок только-только зародился и буквально сразу же начинает вдыхать «аромат» сигарет и алкогольных напитков. Вместо свободной и удобной одежды и обуви мама, жертвуя удобствами будущего малыша, в угоду моде надевает обтягивающие джинсы и обувь на высоком каблуке. Допустимо ли это?
Так чего же женщины придерживались в те далекие времена?
Первую половину срока женщина тщательно скрывала от посторонних свою беременность, чтобы у ребенка не было тяжелой судьбы и его не коснулся сглаз.
За полтора-два месяца до родов в дом приглашали бабку-повитуху, чтобы она подготовила женщину к родам, потому что без нее при родах было не обойтись. Она и обряды знала, и молитвы, и особые приемы.
О, Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ея беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое в матери и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергающую никогда молитвы бедных и избавляющую всех, призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь.
К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небесе и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надежде, покров и помощь и заступление, радость и утешение и скорая во всем Помощнице. О чудная Владычице! Всяк, притекающий к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.
Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши; еще же, Госпоже Владычице Богородице, и от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О, Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас недостойных рабах Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
После рождения малыша его, как правило, прикладывают к груди только на следующие сутки, а вследствие этого ребенок отказывается от груди, молоко пропадает, потому что не каждой маме хочется приложить усилия и разработать грудь, чтобы молока было достаточно, соблюдать определенную диету, увеличивающую выработку молока, и, наконец, заставить малыша сосать грудь, и не бутылочку. Он хотя и крошечный, но уже прекрасно понял, что из бутылочки есть легче, чем из груди. И так день за днем ослабевает природная связь ребенка и матери, начинаются болезни, которых раньше даже не знали. Диатез, дисбактериоз, ферментные нарушения. А ведь всего этого можно было бы избежать, если бы внимательно изучали опыт наших мам, бабушек, прабабушек.
Не только беременная, но и вся семья волнуется за исход родов, поэтому, по старому поверью, еще до родов боролись с «дурным глазом». Как это делали? А непосредственно перед самыми родами отмыкали замки, развязывали узлы и расплетали косы.
Посмотрите, как об этом рассказывает М. Забылин: «Родильница перед родами прежде всего развязывает на себе все узлы, снимает пояс, расплетает косы, иногда разрывает стан рубашки. Это облегчает и ускоряет роды. Но если, вопреки такой предосторожности, она «мучится», то бабка приводит ее в избу, накрывает стол скатертью, ставит на нее хлеб, соль и брагу, потом отодвигает стол от лавок, распускает на родильнице всякие, какие бы то ни было, узлы и трижды обводит вокруг стола, каждый раз приговаривая: «Как скоро раба (такая-то) обойдет вокруг стола, так скоро и родит». Затем бабка брала с божница образ, омывала его водою над опрокинутым ведром и давала пить ту воду родильнице с донца. Чтобы ускорить разрешение, ее врасплох опрыскивали водой или что-нибудь громко кричали».
Перед родами бабка-повитуха, осматривая женщину, правила живот и определяла, как лежит ребенок в утробе матери.
Как только роды завершались, бабка-повитуха завязывала у новорожденного пуповину, мыла его теплой водой, а детское место закапывала в одном из углов избы.
Обычно, первый раз обмывая ребенка, в воду бросали серебро – чтобы он рос богатым. Но скорее всего, это был всего лишь хитрый маневр, чтобы не раскрыть секретов повитухи. Ведь серебро-то обладает мощным обеззараживающим свойством. Вместе с молитвами его сила увеличивается многократно, и малыш, находившийся до момента рождения в стерильных условиях, попадает в очищенную и обеззараженную воду, сооответственно, он должен расти здоровым. А здоровье – это ведь настощее богатство! Не правда ли, имеется поразительное сходство с обрядом крещения? Только при крещении священник, служитель Бога, использует серебряный крест и молитвы, а ведь повитухами были тоже женщины, избранные Богом. Не всякой давалась эта наука.
Если роды происходили не в избе, то бабка, принеся ребенка в избу, должна его отдать только отцу. После того как отец принял малыша и собственноручно положил его в приготовленную люльку, считалось, что он официально признал новорожденного своим.
После родов молодую мать вели в баню. И снова без опытной бабки не обойтись. Она не просто парит – она и живот правит по-особенному, и первое молоко из груди роженицы удаляет, потому что оно «плохое»: им еще нельзя кормить малыша.
В бане уже ждет речная вода «от уроков». Для нее заранее готовят чистое ведро. Зачерпывает ее бабка обязательно по течению и творит над нею молитву.
То, что дальше происходило в бане, современному человеку трудно воспринимать без улыбки. Но в нем есть свой смысл.
Зачерпнув воду правой рукой, бабка льет ее через локоть, при этом приговаривая: «Как вода на локте не держится, так на рабе Божией (имя родильницы) ни уроки, ни призоры не держались бы». Затем в эту воду, собранную в таз, опускаются три раскаленных уголька. И бабка трижды льет воду: дважды – на каменку, а затем на дверную скобу, сопровождая это нашептыванием все того же пожелания, имеющего магическую силу. После этого вода становится заговоренной. Бабка набирает ее в рот, брызгает в лицо роженице и еще раз повторяет: «Как вода на лице не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!»
После родов роженице давали травяные настои. Особенно известны настой калгана на водке, аниса, богородской травы, ромашки и душицы. Настой калгана на водке употребляют как средство, способствующее подъему живота. Анис и богородскую траву пьют для того, чтобы из груди свободнее шло молоко, ромашку же и душицу – чтобы вызвать месячные или от простуды. Ничего кислого и соленого роженице не давали.
Обязательно совершался обряд очищения. Считалось, что рожавшая – «нечистая», и потому все, кто с нею общался, и сама она должны были очиститься.
Очищались водою. Называлось это «размыванием рук». Но обряд не сводился только к омовению рук. Сначала для этой цели подготавливалась вода. В нее клали хмель, яйцо и овес, символизирующие собою жизнь и плодородие. Затем перед иконой возжигались свечи и все присутствовавшие молились. Затем взрослые умывали младенца и умывались сами. При этом над ребенком повитуха приговаривала: «Расти с дуб высоты да с печь толщины», а над молодой матерью: «Как хмель легок да крепок, так и ты будь; как яичко полное, так и ты полней; как овес бел, так и ты будь бела!»
В некоторых местах этот обряд совершался иначе. Повитуха приносила с собой топор и веник. Роженица становилась на них правой ногой. В это время повитуха бросала в воду овес и горячие угольки и этой водой поливала на руки молодой матери.
Вы не задумались, почему в двух вариантах обряда все действие связано с водой? А причина в том, что у всех народов встречается культ воды. Вода – источник жизни на Земле. Там, где вода, есть жизнь, где ее нет – пустыня, правда, тоже с жизнью, но резко отличающейся от привычной нам. Человек, творение Бога, на 80 процентов состоит из воды. Обладая генетической памятью, вода поглощает негативную энергию.
У каждого народа свои обычие и ритуалы, связанные с применением воды. В Древней Индии вода считалась эликсиром жизни. В Персии человек, отправляясь в путь, при выходе из дома окроплялся водой, чтобы предотвратить влияние злых духов в пути.
Редко, но бывало и такое, что малыш рождался особенный, не такой, как все. Обычно при родах маточный пузырь лопается и выходит уже с последом. Но на некоторых новорожденных он остается неповрежденным. В народе это считается хорошей приметой. О таком ребенке говорят: «Родился в сорочке». Значит, быть ему счастливым, все ему будет удаваться и все будет ладиться. Вот отсюда и знакомое всем выражение «В сорочке родился», то есть – счастливый.
Ну а теперь приметы, связанные с беременностью, родами и крестинами:
♦ Если крестильную рубашку ребенка-первенца надевать на всех последующих детей – будет между ними мир и любовь.
♦ Чтобы мальчик был большого роста, его на крестинах поднимали к потолку над головой или выплескивали для этого к потолку рюмку вина.
♦ Чтобы ребенок, если он родился слабым, не умер, продевают новорожденного (до крестин) три раза в лошадиный хомут.
♦ Чтобы ребенок раньше пошел, надо провести его за руки по полу во время пасхальной заутрени.
♦ Нельзя хвалить ребенка в глаза.
♦ Для того чтобы ребенок рос не капризным, спокойным, его должны завернуть в отцовские порты, а чтоб был пригож – покрыть зеленой тканью.
Будущую судьбу ребенка пытались угадать по приметам, имеющим отношение к родам.
Например, если в день рождения в доме была прибыль, то и новорожденному быть богатым. Если в этот день случилась потеря или дали что-либо взаймы в чужой дом – хорошему не бывать. То же относилось к ребенку, появившемуся на свет на исходе лунного месяца. Если девочка похожа на отца, а мальчик на мать – к счастью.
С детьми мы должны поступать так же, как Бог с нами: он делает нас самыми счастливыми, когда дает нам носиться из строны в сторону в радостном заблуждении.
Бежит время, младенец растет. На Руси этому возрасту всегда уделяли большое внимание, а также старались оградить ребенка от постороннего худого глаза. Русский народ отличается своим гостеприимством, и поэтому часто в гости приходят родные и друзья. Детей старались не допускать к застолью, чтобы «не сглазили».
В наше время тоже стараются оградить дитя от худого глаза, правда, обряды немного изменились. Приведу несколько более современных обрядов.
Гуляя с ребенком на улице и посещая врача, вы замечаете, что иногда ребенок ведет себя очень беспокойно. Плачет, плохо берет грудь, не спит ночами. Все чаще вы слышите от родственников и друзей, что вашего ребенка сглазили. Как защитить своего ребенка от дурного глаза, от завистливого слова? Ведь сглазить ребенка, да и взрослого человека, особенно мать малыша, могут не только посторонние люди, но и свои. Понаблюдайте, и вы заметите, что, удивляясь быстрому росту малыша, посмеявшись с ним, рассказав бабушке, мужу или другому человеку, какой ваш ребенок умный и смышленый, вы способствуете болезни ребенка. Он плачет без видимых причин, беспокоится, выгибается.
Чтобы предотвратить это, подвесьте на кроватке ребенка красную наговоренную нить или яркую тесьму, такую же поместите и на коляску. Рядом с нитью разместите камни-обереги: красную яшму, зеленый малахит, соколиный глаз, ястребиный глаз, бычий глаз. На боковых поверхностях кроватки, с внешней стороны нарисуйте защитную руну Фа (огонь). В этой руне будет сгорать весь негатив, все сглазы, она будет оберегать вашего ребенка и днем и ночью.
Зажгите церковную свечу, поставьте ее перед иконами на столе, положите рядом с ней шерстяную красную нить произвольной длины и прочтите молитву «Отче наш», затем читайте заговор.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Шел Господь по сырой земле, нес Господь защитный крест. Он им защищал. Он им замыкал младенца (имя) от сглазу, от слову, от зависти, от болести, от скорбей, от крику, от испугу, от перполоху, от удару, от неусыпу, от криксы, от беспокойства, от свербежу. А Матерь Божия Богородица закрывала младенца (имя) ризою-покрывалою. Аминь».
Нить привяжите на кроватке так, чтобы получился крест – «X».
На стол поставьте иконы. Если есть иконы, которыми благословляли на брак, обязательно их поставьте, зажгите свечу, положите подушечку младенца, перекрестите ее, перекреститесь сами, перекрестите младенца и скажите:
«Во имя Отца, Сына и Святого Духа, Господи, помоги мне, рабе Божией (свое имя), дай сон-угомон младенцу (имя ребенка)».
Затем прочтите молитвы в этом порядке.
О пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих (имярек), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
О, преподобне отче Иринарше! Се мы молим тя усердно: буди ходатай наш присный, испроси нам от Христа Бога мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение, и от всех врагов видимых и невидимых ограждение, покрый же нас ходатайством твоим от нахождения всяких бед и скорбей, паче же от искушения врага темнаго, да вси мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Можете при бессоннице прочесть следующий заговор.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Трижды перекрестите подушку.
«Пришла вечерняя заря к младенцу (имя), укрыла, прикрыла и сон накатила, на ушко шепнула и глазки сном замкнула.
Святая Богородица, укрой своей нетленной ризой младенца (имя). Аминь. Аминь. Аминь».
Перед тем как укладывать младенца спать, три раза перекрестите подушку и постель.
О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче. Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Приими, госпоже Богородительнице, слезная моления рабов твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас грешных, осужденных в болезнях родити и в печалях питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившая их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающыя их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенцев и сущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощные люди Твоя: постигающыя нас болезни вскоре исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехам и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущым имя Его, да и мы, и чада наша прославим Тя, Милосердую заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков.
Безначальнаго онаго и тихаго места, идеже несть печали, ни воздыхания, достигнути, Преподобие, желая, не дал еси себе зде покоя нимало, но присно день и нощь в делах всяких и жестоком житии трудолюбца подвизаяся пребываеши, тем желаемаго получил уже, Ипате. Молися о душах наших.
Крестить ребенка несли в церковь в ближайшие после родов воскресные дни его крестные родители. При этом имя ребенку давал, как правило, сам священник – по святцам, то есть в честь того святого, память которого отмечалась или в самый день крещения, или в ближайший к нему.
Кто может быть восприемником, то есть крестным отцом и крестной матерью? Прежде всего, они должны быть крещеными, верующими людьми, знать молитву Символ веры. На них ложится ответственность за духовное воспитание подопечного.
Не могут быть восприемниками одного ребенка некрещеные, неверующие, иноверцы, монахи и монахини, несовершеннолетние. Крестными отцом и матерью одного ребенка не могут быть супруги.
Обычно отец новорожденного приглашал в кумовья (крестные отец и мать) кого-либо из родственников, а иногда и «первых встречных». Отказывать в таких случаях не принято.
Крещение совершается в церкви или в помещении при церкви, которое называется крещальня и специально приспособлено для этого обряда.
Как правило, таинство крещения совершается священником. Но в некоторых случаях, когда ребенок рождается очень слабым и возникает опасность его смерти некрещенным, что является великим грехом, это может сделать и верующий христианин, мирянин. Однако спустя время завершить таинство все же должен священник. Мирской человек имеет право лишь три раза погрузить ребенка в воду с произнесением положенных слов, но не имеет права исполнять над ним весь обряд.
В чем состоит таинство крещения?
Сотворяя молитвы и соблюдая обряды, священник трижды погружает крещаемого в купель с водой со словами: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В этот миг на крещаемого сходит Святой Дух, очищая его от грехов. Он умирает для жизни плотской и возрождается для жизни духовной.
В Катехизисе говорится, что таинство – это священное действие, через которое тайным образом действует на человека Божья благодать. Благодать в православии обретается через семь таинств: Крещение, Причащение, Миропомазание, Соборование, Таинство брака, Покаяние и Священство. Три первых таинства совершаются именно во время Крещения.
Церковь учит:
«Крещение очищает грешника от всех его грехов – первородного и произвольных – и вводит в царство благодати Христовой.
Миропомазание сообщает ему божественные силы для укрепления и возрастания его к благодатной жизни.
Евхаристия (Причащение) питает его божественной пищей и соединяет с самим источником благодати».
Сам по себе обряд крещения имеет давнюю историю, корни которой уходят в ветхозаветные времена. Самим Иисусом Христом оно было принято от Крестителя Иоанна. В Евангелии об этом говорится так: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, я недостоин носить обувь Его, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем… Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него».
Само таинство Крещения может быть совершено только после приготовительных обрядов, которые необходимо знать современному человеку.
В давние времена, как только ребенок появлялся на свет, священник в первый день читал у постели молодой матери три молитвы. На восьмой день, уже в церкви, читалась молитва в ознаменование наречения именем. Осенив малыша крестным знамением, священник крестообразно поднимал его перед иконами. В церкви также совершались и такие части обряда крещения: оглашение (священник поворачивает крещаемого лицом к востоку, дует ему в лицо три раза, трижды крестит лоб и грудь, после чего, положив руку ему на голову, читает молитву); запрещение и изгнание нечистых духов, отречение от сатаны (за младенцев отвечают восприемники: крестный отец – за мальчика, а крестная мать – за девочку); исповедание верности Христу как Царю и Богу, исповедание Символа веры.
В современном обществе обряд крещения несколько видоизменился, сократился, но его смысл и назначение остались прежними. Чем раньше вы проведете обряд крещения своему ребенку, тем лучше будет и для него, и для вас. А теперь давайте внимательно ознакомимся с теми действиями, которые будут совершены над крещаемым.
Перед совершением обряда крещения священник в белых одеждах или диакон обходит с кадилом крещальню или храм, воскуряя благовония. Посреди крещальни стоит купель с водой и с горящими по краям тремя свечами. У купели стоит священник, затем – крестный отец и крестная мать с крещаемым на руках. Читается молитва на освящение воды, затем священник трижды крестит эту воду и трижды на нее крестоообразно дует, говоря после этого: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все сопротивныя силы».
Освятив воду в купели, священник крестообразно брызгает ее елеем, затем елеем так же крестообразно помазует лоб, уши, грудь, кисти рук и стопы ног крещаемого.
После этого совершается непосредственно таинство крещения: повернув крещаемого лицом к востоку, священник погружает его трижды в купель со словами: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». «Аминь» произносится после каждого вынимания ребенка из воды.
Вынув крещеного из купели, священник одевает его в новые белые одежды, заранее приготовленные восприемниками. В это же время на него надевается нательный крестик.
Когда крещение принимают взрослые, то они становятся у купели за священником, перед восприемниками, а погружение в купель заменяется омовением их рук и головы водой из купели.
Священник крестообразно выстригает у крещаемого пряди волос, восприемник закатывает их в воск и опускает в купель.
Восприемники с ребенком обходят вокруг купели.
Священник дает восприемникам и крещеному целовать крест.
На этом обряд крещения завершается.
В церковные книги вносится запись о состоявшемся событии.
Во время совершения обряда священник молится, чтобы Бог принял крещаемого в свое Царство на Земле (имеется в виду христианская церковь), а после смерти – на Небе (имеется в виду Рай). А что же означают все действия, производимые в процессе обряда крещения?
Когда крещаемого обращают лицом к западу для отречения от сатаны, это означает, что запад – место тьмы, место обитания сатаны, поэтому дуют, чтобы отогнать его от себя, и плюют, чтобы выразить презрение.
Погружение в купель означает очищение от грехов.
Одевание в новые белые одежды – что теперь крещеный должен вести чистую, безгреховную жизнь.
Возложение креста символизирует память о вере в Иисуса Христа, на кресте распятого.
При крещении восприемники с младенцем обходят вокруг купели; это значит, что как круг не имеет конца, являясь символом вечности, так и вера крещеного бесконечна.
Пострижение волос означает, что крещеный становится с этого момента рабом Божиим.
Что означает таинство миропомазания?
Его корни тоже уходят в глубокую древность, когда считалось, что через помазание миром (ароматической смолой деревьев) человеку передается благодать Святого Духа.
Миро в православной церкви готовят только на страстной неделе; архиереи освящают его на литургии в Великий четверг. При помазании миром и произнесении священником «Печать дара Духа Святаго» на крещеного нисходит Святой Дух и дает ему силы вести истинно христианскую жизнь, бороться с искушениями и не грешить, Помазанием лба освящается ум, помазанием груди – чувства и желания, помазанием глаз, ушей, ноздрей, уст, рук и ног освящаются дела и поступки человека.
Н. В. Успенский в «Очерках русского быта», опубликованных во второй половине XIX века, так описывает крестины как домашний праздник и как крестильный обед.
«Пойди, введи младенца в православную веру», – обыкновенно с такими словами обращается отец ребенка к мужчине или женщине, которых он желает пригласить к себе кумом или кумой. И приглашаемые, ввиду того расположения, которое высказывается к ним со стороны родителей новорожденного в этом приглашении, отказываются редко, хотя звание кума и кумы соединено с кое-какими тратами. Кум, например, покупает для младенца крестик, приносит на крестины свой хлеб и иногда сам расплачивается с духовенством; кума же с своей стороны обязана представить «на ризки» аршина три-четыре ситцу, рубашку для ребенка и платок или полотенце священнику утереть руки после погружения крещаемого в воду.
После крестин начинаются поздравления отца и матери – с сынком или дочкою, кумовьев – с крестником или крестницей, бабки-повитухи – с новым внуком или внучкой и т. д. Кума с кумой сажают за стол и угощают приготовленной уже для них закуской и чаем, а самого виновника происходящего торжества свивают и кладут к родильнице на расстеленную шерстью вверх шубу, чем выражается ему пожелание богатства.
Между тем хозяин дома идет приглашать, кого сочтет нужным, из своих родных и знакомых «к младенцу на хлеб на соль, кашу есть», и, когда приглашенные соберутся, устраивается крестильный обед. Кушанья… отличаются сравнительным изобилием и разнообразием, как бывает только по самым большим праздникам. <…> В заключение обеда, когда поедят последнее блюдо, бабушка кладет на стол пирог, ставит в шапке горшок с кашей и на тарелке штоф с водкой; при этом она говорит:
Шапка-малахай,
А ты, родильница,
В год еще натряхай!
Или:
Бабушка подходит,
Кашку подносит
На корысть, на радость,
На Божию милость,
На толстые одонья,
На высокие скирды.
Кашку на ложки —
Мальчику на ножки!
Или:
Гости мои любящие,
Гости мои дорогие!
К вам бабушка идет,
Вам кашку несет.
Бабушка молоденька,
Несет кашку сладеньку.
Нам не барыши получать,
А только народ приучать,
Чтобы бабушку знали,
Чаще в гости звали!
Бабушка начинает угощать присутствующих, но те, по обычаю, первую рюмку предлагают угощающей.
«Попробуй-ка сама, бабушка! – шутят в ответ на ее угощения хозяин с гостями. – Бог знает, какую ты водку-то нам подаешь: может, она наговорная!»
Первым после бабушки пьет отец новорожденного. Для закуски ему она подает в ложке пересоленную кашу, причем говорит:
«Ешь, отец-родитель, ешь, да будь пожеланный к своему сынку (или своей дочке)!»
«Как тебе солоно, так и жене твоей было солоно рожать!»
«Солона кашка, и солоно было жене родить, а еще солоней отцу с матерью достанутся детки после».
Затем, бросая кверху оставшуюся в ложке кашу, произносит:
«Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось и они так же прыгали бы»…
За отцом младенца угощаются кумовья.
«Выкушайте, куманьки дорогие! – говорит им бабушка. – С крестницей (или крестником) вас! Как вы видели ее (или его) под крестом, так бы видеть вам ее (или его) и под венцом!»
После кумовьев пьют подносимую водку и остальные, сидящие за столом. При этом каждый, не исключая и самого родителя, кладет сколько-нибудь денег на тарелку – в пользу бабки, и на пирог – в пользу роженицы.
Наконец гости благодарят хозяев за угощение и, пожелав им всего хорошего, а новорожденному доброго здоровья и многих лет, прощаются. Остаются только кум с кумой, – им вечером того же дня или утром следующего, чтобы «опохмелиться» после обеда, предполагается закуска. За этой закуской кум получает от кумы «на память» платок, за что он, предварительно утерши полученным подарком себе губы, целует куму и отдаривает деньгами от 10 до 15 копеек. При прощании кумовья от роженицы получают по пирогу, за который в свою очередь дают ей копеек по 15–20 или на такую же сумму каких-нибудь вещей, например платок, чай, сахар, мыло и т. п.
Так заканчивается празднование по поводу рождения и крещения младенца.
В сороковой день после рождения ребенка совершается обряд воцерковления. По своей сути воцерковление ребенка происходит сразу после крещения и миропомазания. Но обряд сорокового дня – это еще и обряд воцерковления матери, так как на время родов она была отлучена от храма. Если до этого времени ребенок все еще не крещен, то в обряд входят молитвы и о нем, но воцерковление над ним не совершается.
В сороковой день священник выходит к ожидающей его у западных ворот храма матери с младенцем и начинает читать молитвы. После этого он берет младенца, поворачивается к востоку и поднимает его крестообразно, со словами: «Воцерковляется раб Божий…» Из притвора священник вносит ребенка в храм, посреди которого еще раз повторяет слова о воцерковлении. Затем это же повторяется у алтаря, и, если это мальчик, его вносят в алтарь, а если девочка, то в алтарь ее не вносят, а оставляют на амвоне. Мать кладет три поклона, берет ребенка с амвона, ждет отпуста и целует с младенцем крест (по материалам священника А. Пальчевского).
Наречение имени – важный момент в жизни человека. Родители должны подойти к нему со всей ответственностью и серьезностью. Нередко от того, какое выбрано имя, зависит и судьба человека.
А вы какое имя хотите дать вашему малышу? Ведь в имени заключен особый смысл. Имя – это шифр, с помощью которого можно расшифровать или построить судьбу ребенка. Вибрации звуков, составляющих его имя, указывают его место во Вселенной. Вспомните крылатое: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». В основе языка лежат вибрации, и в основе всех явлений и любого вещества тоже лежат вибрации. А как известно из физики, вибрации могут изменять свойства предмета и соответственно отразиться на характере и даже внешности человека.
В церкви имя ребенка впервые произносится в первой молитве восьмого дня. Если имя родителями выбрано сразу, то молитва может быть прочитана и ранее, даже в первый день. При этом ребенка держат позади священника.
Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. Идаждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Христианину обычно дается по Месяцеслову имя святого, память которого празднуется в этот или ближайший день. Этот святой становится ангелом-хранителем, небесным заступником человека. Если родители дали ребенку чужеземное имя, священник может предложить им выбрать православное имя, которое (наряду с гражданским) будет церковным именем.
Для любого верующего человека его имя – святое, потому что это имя его ангела. Поэтому именины празднуются пышнее, чем день рождения, о котором в старину многие и вовсе забывали, тем более что эти события почти совпадали по времени.
Именинный стол стараются делать богатым, с пирогами, со множеством гостей. Обычно именинник, которого одаривают в этот день, в завершение застолья и сам подносит гостям подарки, благодаря их за то, что пришли поздравить его в день ангела.
Предлагаю вашему вниманию краткий именинный календарь. Надо помнить, что день ангела бывает только один раз в году.
Условные сокращения араб. – арабский готф. – готфский русск. – русский перс. – персидский арам. – арамейский груз. – грузинский сканд. – скандинавский инд. – индийский болг. – болгарский евр. – еврейский слав. – славянский егип. – египетский герм. – германский лат. – латинский халд. – халдейский греч. – греческий.
В календарь включены только постоянные даты именин, не зависящие от передвигающихся церковных праздников. Приведены наиболее употребляемые имена в принятом современным русским языком орфографическом написании.
Теперь сравните, как то, с чем мы с вами внимательно ознакомились, описано в трудах древних старцев.
Когда мы родимся, наши родители хотят, чтобы мы были такими же хорошими, добрыми, блаженными, как и те святые, о которых мы слышим в Церкви. Поэтому нам дают при крещении имя одного из этих святых. Мы должны подражать его святой жизни, поэтому каждый из нас должен знать, как угодил Богу тот святой, имя которого мы носим. Мы должны стараться так же угодить Богу, как угождал он, чтобы после нашей смерти Бог дал нам такую же блаженную жизнь, какую дал ему. Мы обращаемся к святым с просьбою помолиться за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он угодил Богу своей жизнью и потому называется угодником Божиим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим скорым помощником. Так как он нам помогает своими молитвами, то мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь (краткое молитвенное обращение) своему святому.
Святых призывай с верою непостыдною и любовию нелицемерною, если хочешь, чтобы они слышали тебя и исполнили твою молитву. Помни: подобный подобного ищет. Святые угодили Богу верою и любовию и от тебя хотят того же. С верою и любовию соедини еще подобающее к ним благоговение.
Не совершается ли у нас каких обрядов над новорожденными младенцами прежде и затем вскоре после их крещения?
Совершается. Перед совершением крещения обыкновенно нарекается младенцу христианское имя, после же крещения, в 40-й день, мать приносит его в храм. Наречение имени и принесение во храм совершено было и над нашим Спасителем Иисусом Христом.
Что означает наречение младенцу христианского имени?
То, что младенец с этого времени причисляется уже к обществу христиан и получает особенного молитвенника о себе перед Богом и пример жизни во спасение в том святом, чье имя принимает он.
Что должно сказать о принесении матерью младенца во храм в 40-й день по рождении?
Это принесение называется обрядом воцерковления младенца, т. е. через этот обряд новокрещеный младенец видимым образом вводится в церковь Христову, т. е. в общество христиан и в храм Божий. Тут священник берет на руки младенца, подобно тому, как брал Спасителя святой Праведный Симеон. В то же время священник молится и за мать родившую, чтобы Господь очистил и освятил ее; так как до 40 дней она считается как бы нечистою и не ходит во храм.
Может ли крестить мирской человек?
Может, но только в крайнем случае, например, если младенец родится очень слабым, и крещение его должно состоять только в том, чтобы погрузить три раза в воду с произнесением слов: «Крещается «раб Божий» (имя) или «Раба Божия (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа». Если таким образом крещенный не умрет, то священник должен исполнить над ним весь чин крещения, кроме погружения.
Можно ли совершить крещение не через погружение, а через обливание или окропление?
Можно, но только в крайних случаях.
Повторяется ли крещение, например, над отрекшимся от веры и снова обращающимся к вере?
Крещение не повторяется, потому что оно как бы полагает на крещеного печать, которая всегда остается на нем, хотя бы он наделал множество грехов и даже отрекся от веры.
Младенцев, о которых неизвестно, крещены они или нет, крестят при таких словах: «Крещается, аще (если) не крещен…»
Повторяется ли миропомазание?
Миропомазание повторяется над теми, которые отреклись было от веры Христовой и перешли в магометанство, язычество и снова обращаются к православной вере.
Что совершается над неправославными христианами, если они желают присоединиться к православной церкви?
Желающий присоединиться к православной церкви сперва исповедует перед священником свои грехи, но разрешения от грехов при этом еще не получает; затем отрекается от прежних своих заблуждений и исповедует учение православной церкви. Потом дает клятвенное обещание содержать и исповедовать православную веру и исполнять обязанности, ею налагаемые, до самой смерти, в удостоверение чего целует крест и Евангелие. После того он становится на колени, и священник уже разрешает его от грехов, помазывает Святым Миром, если он не был помазан, и надевает на него крест, и за Литургией он причащается.
Что должно сказать о помазании святым миром государей при венчании их на царство?
Священное помазание при венчании царей на царство не есть повторение таинства миропомазания, через которое подаются всем верующим благодатные дары, необходимые для духовной жизни; но это есть иная, высшая степень сообщения даров Святого Духа, необходимых для особенного царственного служения.
Господь каждому из нас дает двух ангелов, один из которых Ангел-хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молится Богу за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши грешные.
Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, стараются наполнять нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре.
Под так называемой сороковою молитвой разумеются те молитвы, которые вычитываются священником в храме над матерью и младенцем в 40-й день по его рождении. По образу Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии, в 40-й день пришедших к храму по закону Моисееву, – мать в первый раз, по разрешении от бре мени, приходит с младенцем в храм для получения очистительной молитвы, чтобы Господь очистил ее скверну душевную и телесную, сподобил входа в храм, а затем – удостоил и принятия Святых Тайн. Такое очищение потребно потому, что мать передает младенцу в рождении наследственный (первородный) грех и все греховные немощи: «Во грехе родила меня мать моя» (Псал. 50, ст. 7). Над младенцем же совершается обряд «воцерковления», т. е. введения в Церковь, или в общество верующих христиан. Как праведный Симеон принял в 40-й день в свои объятия Христа, так и священник берет на руки младенца, творит им образ креста и говорит три раза: «Воцерковляется раб Божий (или раба) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь…» В конце читает молитву праведного Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».
Мальчик вносится в алтарь, а девочка приносится к иконе Божией Матери. (Павел, епископ Никольск-Уссурийский. От святой купели и до гроба: Краткий устав жизни православного христианина).
Ангеле Божий, Хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небеси данный! Прилежно молю тя: ты меня днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.