2. Становление механизма активизации интеллектуальной деятельности

Развитие науки в современной экономике рассматривается только как процесс механического накопления научных знаний. Выработано представление, согласно которому некоторые наблюдательные люди время от времени раскрывали в природе и в обществе определенные закономерности. Впоследствии они использовали эти свои открытия в своей практической деятельности. Со временем эти знания накапливались в человеческих обществах и таким образом и происходило становление науки. После того, как в средние века в Европе появилась классическая наука, этот процесс был продолжен, но уже на более серьезной основе. Это означало, что раскрытием объективных законов движения и развития материального мира и общества люди начали заниматься профессионально.

На самом деле, такое представление абсолютно не соответствует реальному развитию научного знания. На первом этапе становления и развития научных знаний люди, действительно, на основе самостоятельных наблюдений раскрывали различные закономерности в движении и развитии природы и общества. При этом, многие их открытия со временем терялись и забывались. Например, при смене природных условий обитания какого-либо племени, те знания, которые были необходимы для поддержания жизни на одном ландшафте, оказывались совершенно бесполезными при миграции этого племени в другие условия. Вполне естественно, что часть прежний знаний и часть накопленного в племени опыта терялась.

Человеческий мозг устроен таким образом, что все, что человеку не нужно, мозг не хранит. Со временем вся та информация, которая не используется человеком, забывается и теряется.

Наука начинается тогда, когда вся информация об объективных законах не теряется бесследно, а систематизируется и переходит в свое качественно новое состояние. Этот процесс существенным образом отличается от простого наблюдения и от процесса раскрытия объективных законов. Свод всех известных человечеству научных знаний в одну единую мировоззренческую систему, представляет собой качественно новый тип интеллектуальных операций. Причем, процесс этот сложный, требующий больших усилий воли и интеллектуальных способностей человека, осуществляющего эти операции.

Здесь, возникает вполне житейский вопрос о том, зачем каким-то людям понадобилось создавать единую систему знаний. Без какой-либо практической пользы, просто ради своего любопытства, никто систематизацией знаний заниматься никогда не стал бы. Практической пользы от этой деятельности не было никакой. Помимо этого, научно-исследовательская работа представляла собой сложную и трудоемкую работу, требующую больших волевых и нервных усилий. Поэтому рассматривать появление классической науки, как процесс, который произошел сам по себе, представляется совершенно не правильным действием.

Если какие-то люди стали заниматься систематизацией всех знаний, добытых за всю историю человеческих обществ, и даже заниматься переводами книг с арабского и древнегреческого языков, то это означает, что кто-то их заставил это делать. При учете этого обстоятельства возникает вопрос о том, кто же тогда организовал и кто простимулировал выполнение учеными работы по систематизации знаний и по созданию единой и комплексной мировоззренческой системы?

В контексте нашего вопроса необходимо поставить вопрос следующим образом: «Кому в феодальном обществе потребовалась мировоззренческая система, объединяющая и систематизирующая все знания, добытые людьми к этому времени?» Здесь возникает вопрос о том, для чего вообще необходима систематизация научных знаний и формирование единой мировоззренческой системы?

К развитию производительных сил подобная деятельность людей имеет, достаточно, отдаленное отношение. Формирование той или иной мировоззренческой системы необходима для управления поведением людей в обществе. Непосредственным потребителем мировоззренческой системы и субъектом, заинтересованным в ее совершенствовании, всегда является церковь или другие организации каких-либо священнослужителей.

На основе мировоззренческой системы высшие социальные страты осуществляют управление обществом. Чем более совершенна мировоззренческая система, тем в более жесткой узде находятся животные инстинкты людей, тем выше их дисциплина и их социальная приспособленность к жизни в человеческих обществах.[1]

Однако, даже для этих высоких целей высшие страты общества не берутся за усовершенствование мировоззренческой системы просто так, только на основе своих хороших побуждений. Уж, слишком тяжел и сложен труд по организации работ по усовершенствованию мировоззренческих систем.

Для того, чтобы высшие страты общества стали заниматься организацией работ по совершенствованию мировоззренческой системы необходимо, чтобы с этим обществом случилось нечто такое, что потребовало бы изменения поведения людей в этом обществе. Только в этом случае высшие социальные страты общества начнут предпринимать какие-то действия в плане организации работ по создания новой мировоззренческой системы.

Такая угроза в средневековой Европе случилась в связи с многочисленными нападениями на европейские народы кочевых племен из Евразии. Вызвано это было историческим процессом, касающимся не только народов Европы, но всего человеческого общества. В этот исторический период в мире серьезным образом обострилась демографическая ситуация.

Дело в том, что к этому периоду на нашей планете было завершено освоение людьми тех свободных земель, которые были еще не заселены людьми. Людям стало больше некуда расселяться. Многие народы для своего выживания оказались вынуждены вступать в вооруженные столкновения со своими соседями. Войны между народами возникали и в прежнее время. Но в период, когда расселение людей по планете завершилось и все пахотные земли уже были освоены, эти войны участились и стали более кровопролитными.

При развитии производительных сил, конечно, можно было бы прокормить и большее число людей, чем в тот период проживало на планете. Но рост уровня развития производительных сил всегда отстает от роста потребностей людей. Люди начинают задумываться над развитием своих производительных сил только при появлении серьезных угроз для их жизни.

Усиление и ужесточение военных столкновений с другими народами и стало той самой угрозой, которая подтолкнула процесс развития производительных сил у европейских народов. Необходимость выживания заставляла их заниматься развитием своих производительных сил более активно.

Начался процесс миграции других народов на территорию Европы с племен готов, гуннов, аваров, венгров. После них нашествие на территорию Европы продолжили другие племена и народы. Завершился этот процесс нападениями монголов и турков. Весь этот период бесконечные нападения врагов заставили европейцев искать свои ответы на этот исторический вызов, брошенный им их исторической судьбой.

За несколько веков европейцы нашли свой ответ на этот исторический вызов. Суть ответа состояла в освоении европейцами такого способа общественного производства, который позволил им оказаться намного сильнее и могущественнее, чем их противники.

Для того, чтобы перейти к новому способу общественного производства, европейцы стали создавать крупные ремесленные цеха и мануфактурные производства. Это был крупный прорыв в истории развития производительных сил, причем не только в Европе, но и в масштабах всей человеческой цивилизации. Ни один народ в мире кроме Голландии, Англии и Франции не смог самостоятельно осуществить переход к новому способу общественного производства. Все остальные народы осуществляли свой переход к капиталистическому строю только под давлением и по указке развитых стран Запада.

На пути перехода к от феодализма к капитализму у всех народов мира находится одно большое институциональное препятствие. Дело в том, что институциональная система феодального общества была бессильна против разбойничьего и своевольного поведения феодального сословия. При феодализме прекратить набеги феодалов на чужие крестьянские поселения и на замки других феодалов было невозможно. Феодалы грабили все, что попадалось им под руку, и никто не мог с этим ничего поделать.

При раннем феодализме власть королей была слабой. Они могли предотвратить подобное поведение феодалов только в очень редких случаях. При завоевательных походах у королей у них была большая армия, но после больших завоеваний армия распускалась, и короли снова оказывались в слабой позиции. Поэтому в большинстве случаев феодалы грабили, практически, безнаказанно. Церковь, так же в этот исторический период не могла ничего сделать с феодалами. Ее саму необходимо было кому-то постоянно защищать от этих феодалов.

Феодалы грабили любые поселения, которые не могли себя защитить. Ремесленные центры и города представляли для феодалов самую лакомую добычу, и с этим ничего нельзя было поделать. Поэтому до тех пор, пока не было создано института, способного укоротить разбойничье поведение феодалов, никаких ремесленных центров и городов на территории Европы возникнуть не могло.

Европа стала единственным местом в мире, где высшим социальным стратам удалось решить эту проблему. Таким институтом стало отделение провинившегося феодала от всех отношений, связывающих его со всем остальным христианским обществом. Практическое действие этого института состояло в том, что Папа Римский издавал буллу об отлучении феодала от церкви. После этого судьба провинившегося феодала оказывалась решенной. Эта мера заставила всех феодалов более уважительно относится к институту частной собственности.

Поменять сознание людей стало возможно только резко усилив авторитет католической церкви в широких народных массах. Случилось подобное восхождение церкви благодаря появлению у нее новой мировоззренческой системы. Церковь собрала большую группу теологов и ученых и организовала их совместную деятельность по решению этой задачи. Необходимо было выработать такую мировоззренческую систему, которая полностью подчинила бы сознание народных масс воле церковных иерархов.

Это была очень сложная задача. Для ее решения потребовалось предварительно разработать новый способ мышления. Новым способом мышления стал метафизический способ мышления.

Только при использовании метафизического способа мышления смогла появиться новая мировоззренческая система католической церкви. На этом дело не остановилось. Исходя из потенциала, заложенного в новом метафизическом способе мышления, в Европе была также создана и классическая наука. Побочным явлением всего этого процесса также стало и такое культурное явление, которое впоследствии получило название возрождения.

Для активизации деятельности теологов и ученых, разрабатывающих новую мировоззренческую систему, иерархи церкви создали первый институциональный механизм активизации творческой деятельности. Сущность этого механизма состояла в постоянном и неусыпном контроле кардиналов церкви над работой по созданию новой мировоззренческой системы. Они внимательно следили за ходом выполнения этой колоссальной работы. При отклонении разработчиков мировоззренческой системы от замысла, высшие иерархи церкви немедленно поправляли теологов и ученых. Они направляли их деятельность в нужное русло. Кардиналы все вовремя замечали и строго карали провинившихся исполнителей этого проекта.

Система стимулов и рычагов, при помощи которых руководители католической церкви организовывали деятельность теологов и ученых, была четко отработана. Помимо материального поощрения применялось поощрение в виде продвижения теологов и ученых по служебной лестнице. Сущность этого механизма состояла в постоянном контроле над работой исполнителей, который осуществлялся людьми компетентными и точно знающими цели выполняемой работы. Когда задача, поставленная церковью, была завершена, сами кардиналы и свернули все работы по дальнейшему совершенствованию католической мировоззренческой системы.

После первого опыта создания механизма активизации сложной интеллектуальной деятельности, очень долгое время нигде в мире такой механизм больше не создавался. В его работе больше не было потребности никакой страны мира. Не было в мире крупных и состоятельных субъектов, заинтересованных в развитии новой мировоззренческой системы или в развитии фундаментальной науки.

Загрузка...