1. Факторы развития производительных сил

Для всех человеческих обществ главной целью в деятельности верховной власти является обеспечение условий для нормальной жизни людей и для дальнейшего существования этого общества в современных условиях. В настоящее время существует две категории стран, в которых верховная власть по-разному обеспечивает выполнение этих целей. В одних странах основой экономической мощи страны является сложная трудовая деятельность. В других государствах основой экономической мощи страны являются простые виды трудовой деятельности.

Если страна способна разрабатывать и создавать новые производственные и военные технологии, то в этой стране не возникает необходимости в каких-либо усилиях для установления торговых отношений с другими странами. Все страны мира сами стремятся к установлению таких отношений с этой страной. Такие страны автоматически становятся главным организатором всех производственных и торговых отношений в той группе стран, которые ориентируются на этот полюс мировой экономики.

В истории человеческих обществ такое разделение государств на две группы, имеющих различный статус в мировой экономике, произошло в средние века. Это разделение произошло после возникновения в Европе классической науки. После этого большая часть стран перестала участвовать в процессе дальнейшего развития производительных сил человеческих обществ. Все технические инновации с этой поры стали происходить в европейских государствах. По всему миру новые производственные технологии и инновации стали распространятся только по воле европейских промышленников.

Возникновение науки и конструкторской деятельности определили не только развитие промышленных производств, но также и новое качество вооружения европейских государств. Обретение небывалой военной мощи не могло не привести к тому, что европейские страны стали захватывать другие страны, другие территории и превращать эти пространства в свои колонии.

В скором времени технологическое различие в уровне развития производительных сил трансформировалось в формирование колониальных империй. Это означало установление разного политического и экономического положения для различных государств на нашей планете. Помимо нескольких колониальных держав в мире появились их колонии и такие страны, которые еще не стали колониями развитых промышленных стран Европы.

Такое положение вполне устраивало буржуазию Великобритании и Франции. Долгое время в мире не существовало никаких возможностей для того, чтобы это положение было каким-то образом изменено. Однако такое благополучное для Великобритании и для Франции положение было прервано в октябре 1917 года.

На карте мира появилось государство, обладающее совершенно новой институциональной системой. Это государство стало очень быстро догонять западные страны по уровню развития своих производительных сил. Западные страны оказались вынужденными заняться собственной наукой. Это стало необходимо для того, чтобы не отстать от уровня развития науки в Советском Союзе.

Для западных стран такая нагрузка оказалась тяжелым бременем. От этой нагрузки Запад стремился избавиться в результате использования самых разнообразных мер по торможению процесса развития социалистических государств. В итоге в 1991 году развитые страны Запада смогли избавиться от своего главного конкурента. Общественное сознание советских людей было подорвано вражеской пропагандой, большая их часть попала под влияние таких политиков, которые не связывали свою судьбу с жизнью в России и ее благополучием.

Вместе с тем, необходимо отметить, что смена общественного строя в социалистических странах оказалась совершенно непродуктивной. На Олимпе мировой капиталистической системы для России и других бывших социалистических стран места так и не нашлось. Ситуация в экономике стран, сменивших свой общественный строй, стала хуже, чем в годы развития социалистических государств. Безоблачное, стабильное и обеспеченное будущее народа отошло в прошлое.

Буржуазия западных стран стала целенаправленно превращать Россию в свой сырьевой придаток. Прошло несколько десятилетий и народ стал догадываться о том обмане, который был совершен пропагандистами рыночной экономики и западной демократии. Кроме того, давнее стремление западной буржуазии расчленить Россию на мелкие государства и уничтожить ее стала обретать свои явные, отчетливые очертания. Военный союз НАТО стал приближаться к границам России.

После вероломного расширения НАТО и превращения Украины в анти-Россию, в общественном сознании людей все стало становиться на свои места. Народ стал постепенно осознавать бесперспективность своего капиталистического будущего. Наступило время возрождения военной и экономической мощи России. Однако для этого России стало необходимо провести ряд мер по обеспечению подъема уровня развития ее производительных сил. Понадобилось обеспечить подъем отечественной науки, начать создавать новые инновационные технологии.

Встал вопрос о методах и способах развития науки и инновационной деятельности. На развитие науки стало выделяться больше финансовых средств. Между тем, несмотря на все предпринимаемые усилия, отдача от отечественной науки не оправдывает этих вложений. Отставание от западных стран во многих отраслях науки и инновационного производства, продолжает сохраняться.

Важно отметить, что подобное развитие событий в науке свойственно всем развивающимся странам мира. В очень многих странах правительства направляют на развитие науки большие финансовые средства. Но, отдача от этих вложений во всех государствах мира оказывается минимальной. Этот результат не является случайным. Дело в том, что проблема развития науки никакой «кавалерийской атакой» решена быть не может.

На самом деле, проблема развития науки намного сложнее, чем об этом принято было думать в ХХ веке. Для того, чтобы в стране можно было обеспечить развитие науки и инновационной деятельности необходимо, прежде всего, раскрыть те факторы, которые определяют это развитие.

В прежние годы считалось, что для развития науки необходимо совсем не много. Предполагалось, что потребности науки ограничиваются только наличием в стране грамотных специалистов и их финансированием. Оказалось, что для развития в стране современной науки необходима перестройка всей институциональной системы государства. Развитие науки на ее современном этапе – это не какая-то деятельность, выполняемая параллельно с функционированием других сфер производства в данном государстве. Развитие современной науки – это производственная специализация всего государства. Эта специализация подчиняет своим требованиям все стороны жизни государства. Это касается особенностей образовательной системы, структур власти, особых методов демократизации общества, специфического подхода к формированию инвестиций и распределительной политики в государстве.

В современном мире имеются государства, производственная деятельность которых специализируется на сельскохозяйственном производстве, имеются государства, производственная деятельность которых специализируется на промышленном производстве. Однако самой прогрессивной специализацией общественного производства является постиндустриальное производство. Эта специализация основывается на развитии науки и на создании инновационных технологий. Помимо этих основных форм производства данное государство занимается также распределением инвестиционных потоков по всему миру. Причем, это распределение осуществляется на основе использования научных подходов к развитию мирового хозяйства.

В определенной мере основы такого государства были заложены в практике экономического развития Советского государства. Однако. этот проект оказался сырым и недоработанным. Поэтому развитие этого проекта продолжалось очень короткий период времени. После разрастания, заложенных в нем, институциональных недоработок и ошибок, начался откат этого проекта от прогрессивного пути развития и его трансформация в направлении превращения страны в сырьевой и аграрный придаток промышленных стран Запада. В настоящий период государств, развивающихся по пути постиндустриального производства, в мире не существует.

Эта экономическая ниша в мире пустует и ее способно будет занять такое государство, которое первым сможет сформировать все факторы, необходимые для развития современной науки. В настоящий период просматриваются три основных фактора, обеспечивающих развитие современной науки.

Первым фактором является наличие в стране значительной доли такого ее населения, которое обладало бы научным способом мышления.

Вторым фактором является наличие в стране институционального механизма активизации научной и инженерной деятельности.

Третьим фактором является наличие в стране возможности противостоять всем санкциям и прямому вмешательству западных страх во внутренние дела страны, осуществляющей переход к постиндустриальному способу общественного производства.

Рассмотрим эти три фактора поочередно и более подробно.

Долгий период времени во всех развивающихся странах существовало представление, согласно которому предполагалось, что если страна вложит большие финансовые средства в сферу образования, то вопрос о приобретении людьми научного способа мышления обязательно будет решен. На самом деле, только одно финансирование совершенно не решает вопрос приобретения людьми научного способа мышления. Здесь, необходимо изменение качества образования. Причем изменение это должно быть очень существенным.

Для становления и развития в стране науки необходимо не какое-либо образование, а только такое, которое основывается на научной мировоззренческой системе. Если образование в стране построено на основе мировоззренческой системы религиозного типа, то от такого образования никакой пользы для развития в стране науки получено не будет. Такое образование совершенно не подготовит учащегося к его научной деятельности.

Главное, из того, что должны были усвоить учащиеся в период своего начального, среднего и высшего образования, это принципиальные положения научных парадигм по всем отраслям научного знания. На основе этого научного подхода можно будет затем перейти к освоению учащимися знаний по более узкой их специализации.

Именно таким образом и была устроена система образования в Советском Союзе. Большевики очень быстро осознали то, что более всего было необходимо для развития науки. Они не стали копировать систему образования, существовавшую в западных странах. Они создали свою собственную систему образования, сильно отличающуюся от западной модели. Эта модель образования, в первую очередь, обеспечивала освоение учащимися фундаментальных основ научных знаний.

В СССР не пошли по пути создания узкоспециализированной системы образования. Специализация образования препятствует формированию у человека научных способов мышления. Молодой человек, в первую очередь, должен освоить один из научных способов мышления. Возможность для такого освоения способно предоставить только освоение всей научной мировоззренческой системы. Только после получения основ фундаментальных знаний, он будет способен осознано подойти к выбору своей будущей профессии.

При освоении учащимися научного мировоззрения государство помимо высококвалифицированных специалистов получает также еще и таких граждан, которые способны самостоятельно разобраться также и в вопросах общественного развития. Таким образом, происходит формирование людей, способных самостоятельно отделять достоверную информацию от информации ложной и недостоверной.

Не имея в своем сознании целостной системы научных знаний, человек всегда будет оказываться безоружным перед любым вбросом в его сознание ложной информации. Для того, чтобы стать ответственным гражданином страны, отвечающим за ее будущее, молодой человек в своем сознании должен обладать не просто какими-то отрывчатыми, клиповыми знаниями, он должен обладать целостной системой научных знаний о мире, обществе и человеке.

Поэтому школа и ВУЗы должны готовить не узких специалистов, а людей, способных самостоятельно разоблачать диверсионную пропаганду западных спецслужб, противостоять различным фейкам, не поддаваться на россказни различных «чародеев, магов и колдунов». Это означает, что люди должны получить такое образование, которое могло бы позволить им осознавать истинные интересы своей страны и уметь их отстаивать при столкновении с вражеской пропагандой.

То, что необходимо предпринять в области образования для обеспечения условий, необходимых для развития в стране науки, более или менее понятно. При наличии у правительства страны желания вернуться к основам советского образования, восстановить научное мировоззрение россиян будет не сложно. С восстановлением в стране механизма активизации научной деятельности все обстоит намного сложнее.

В истории человеческих обществ институциональный механизм активизации интеллектуальной деятельности был сформирован только два раза. Первый раз это случилось в средневековой Европе, второй раз такой механизм был создан и успел немного поработать в Советском Союзе. Оба этих раза этот механизм был сформирован спонтанно, под давлением внешних обстоятельств. Поэтому конструкция этого механизма оба раза создавалась на основе метода проб и ошибок. Это означает, что никакой теории создания этих механизмов разработано не было. Поэтому готовых рецептов создания этих механизмов не существует.

Важно также понять следующее обстоятельство. Все плоды, которые были получены в результате действия механизма активизации интеллектуальной деятельности, историками приписывались каким-то другим факторам, очень далеким от той роли, которую они имели в этом процессе.

Поэтому в настоящее время предполагается, что наука и так, без всякого институционального механизма способна эффективно функционировать. На такое явление, как имитация научными работниками своей научной деятельности, внимание не обращается вовсе. Считается, что такого явления не существует. О таком факте, что большие финансовые средства, выделяемые на развитие науки не приводит ни к каким результатам, большая часть населения ничего не знает. Те же люди, которые догадываются об отсутствии эффективности при инвестировании своих средств в развитие науки, делают для себя соответствующие выводы. Они попросту, перестают вкладывать деньги в развитие науки. При этом, они не выносят своего разочарования в подобном способе инвестирования финансовых средств на всеобщее обсуждение. Считается, что это были рискованные инвестиции, и что им просто не повезло.

И, все-таки, в государствах, поставивших себе цель перейти к специализации, основывающейся на развитии науки и инновационной деятельности, создать институциональный механизм активизации научной деятельности крайне важно. Можно сказать, что решение этой задачи является для таких стран жизненно необходимой задачей. Поэтому необходимо изучить практику функционирования двух уже созданных ранее в истории человеческих обществ институциональных механизмов, раскрыть и изучить основные элементы и принципы их конструкции. К решению этой задачи, мы и приступим.

Загрузка...