Грех и страсти

Прежде чем рассматривать страсти, действующие на человека и добродетели, им противостоящие, о которых пишут святые отцы, необходимо разобрать саму природу и структуру таких понятий, как грех и страсти.

С самых первых веков христианства отцы Церкви, опытным путем познавшие сущность борьбы со страстями, подробно раскрывали людям все особенности этой борьбы, с целью помочь человеку преодолеть в себе эту пагубу. В результате долгой и серьезной духовной практики Церковь выявила определенные свойства и характеристики страстей человека, а также определенные этапы развития этих недугов в человеческой душе. Таким образом, современный человек имеет полную возможность узнать о сущности и природе человеческой страсти, а также о том пути, который она проделывает на пути порабощения его души. Используя это знание и сочетая его с серьезной духовной жизнью в лоне Православной Церкви, человек имеет возможность стать христианином не только на словах, но и на практике. Что же такое страсть и как она развивается в человеке?

В церковном учении о страстях существует два основных термина, сопровождающих тему человеческого грехопадения и пребывания людей в этом состоянии.

Во-первых, существует понятие греха. Грех, по самому простому своему определению, означает нарушение (или преступление) человеком заповедей Господа Бога, Его благой воли о нас и повелений о жизни. Собственно с нарушения заповеди о невкушении плодов с древа познания добра и зла (т. е. греха) и началась история человеческих страданий и скорбей. С понятием греха связан второй термин православной аскетики (науки о борьбе со страстями) – это понятие страсти.

С одной стороны, именно страсть и приводит к совершению греха, а, с другой, последствием совершения греха является появление страстей в человеке и их развитие, укрепление в его душе. Так и произошло с людьми в раю.

Таким образом, мы можем сказать, что страсть – это определенный, подчас очень длительный, постоянно проходящий в человеке губительный процесс, направленный на порабощение человека тем или иным видом грехов – ной деятельности.

Архимандрит Софроний (Сахаров) в своей книге о святом Силуане Афонском касательно страсти пишет следующее: «Подпадая демоническому влиянию, человек претерпевает поражение своей богоподобной свободы и отпадает от Божественной жизни. Такое состояние, как страдательное, в аскетике именуется «страсть» [11, с. 149]. Более просто эти понятия можно охарактеризовать следующим образом: грех – это акт, действие, а страсть – это движение в человеке, процесс. Становится очевидным, что грех и страсть (пристрастие) понятия очень близкие друг к другу и очень тесно переплетенные.

Загрузка...