Человек, созданный Богом по Своему образу и подобию, изначально был безгрешен и должен был стремиться к обожению, т. е. к максимальному уподоблению Творцу. Однако грехопадение первых людей – Адама и Евы – впустило в человеческую природу разрушающее действие страстей, которые значительно повредили эту природу. Человек познал грех, был поражен им, а его природа стала зависимой от страстей. С момента первого грехопадения и до прихода в мир Спасителя – Господа Иисуса Христа – эта зависимость и действие страстей в человеке, казалось, стали необратимы. И только искупительный подвиг Христа снова открыл человечеству двери к Своему Создателю, т. к. обожение снова стало возможным. Правда, подвиг Христа не уничтожил грех, не избавил автоматически всех людей от действовавших в них страстей. Господь взял на Себя все человеческие грехи, включая первородный грех, искупил их Своей смертью, а воскреснув и вознесшись на небеса, оставил людям Свою Церковь, которой Он – Глава.
Спаситель очистил человека, дал ему средства к спасению, но этот путь спасения человек должен пройти сам. Христианская Церковь в лице своих святых отцов, праведников и подвижников выработала учение о добродетелях, которые противопоставляются ею страстям и поныне действующим в людях.
В своем учении Церковь выделила главные страсти, действующие в человеке. Иногда их ограничивают семью, а иногда восемью. Так, например, о человеческих страстях писал один из величайших русских подвижников, святитель Игнатий (Брянчанинов). Он выделил основные страсти и соответствующие им добродетели, совершенствуясь в которых человек может победить в себе первые.
К числу страстей, разрушающих человеческую личность, святые отцы, и в том числе святитель Игнатий, относят следующие – чревообъядение (обжорство), любодеяние (блуд), сребролюбие, гнев, уныние, тщеславие и гордость. В противовес этим страстям выделяют и семь спасительных добродетелей – воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, трезвение, смирение и любовь.
Для христианина знание о страстях и противостоящих им добродетелях, а также о механизме их действия на душу и тело жизненно необходимы. Только обладая таким знанием, вкупе с серьезной духовной жизнью в Церкви, и возможна для человека победа над пытающимися поразить его страстями.
Сергей Милов