Уникальная и сложная профессия – это удел умного. Но в этой профессии он не один. В обществе наберётся достаточно много индивидов, которые хотели бы получать большой доход. Однако, спрос на услуги специалиста не всегда поспевает за предложением. Отсюда возникает серьёзная конкуренция. Побеждает тот, кто станет самым умным, а точнее самым авторитетным специалистом. Именно принцип авторитета становится стержнем жизни умного. На этапе обучения умный старается учиться у признанных специалистов в своей области: это помогает выжить в конкурентной борьбе, поскольку авторитеты обладают конкурентными преимуществами перед другими. После обретения за годы учёбы развитого абстрактного и критического мышления, умный сам пытается стать авторитетом в своей профессии. Тот, кто был ему авторитетом в учёбе, становится конкурентом в труде, а значит, позиции последнего подвергаются критике со стороны умного. Конечно, умные не кричат и не истерят, будто находятся на ток-шоу, они действуют тихо и планомерно. Умный старается найти слабые места в позиции авторитета, переосмыслить их и, как итог, опубликовать свою, критическую, позицию. Если умный таким образом превосходит авторитета, то он сам становится авторитетом и может почивать на лаврах.

Именно здесь и кроется вторая опасность для умного. Став авторитетом, его прогрессивное мышление очень быстро становится консервативным. Если его позиция признана всеми, то зачем улучшать идеальное? Надо зарабатывать! Не трудно догадаться, что консерватизм – это смертельное заболевание в условиях конкуренции. Очень быстро авторитета сменит другой авторитет, а умный начнёт терять позиции. Если умный не успел полностью отказаться от прогрессивного мышления, то он может вступить в борьбу с новоявленным авторитетом. Но если изменения мышления необратимы, особенно, когда на него наложила свой отпечаток старость, то умный начнёт исчезать под действием неопределённости. Одни умные могут удариться в формализм, спорить с новым авторитетом, но выбирать при этом не научные, а достаточно комичные основания вроде «молодые должны уважать старших», «вы ещё слишком молоды, чтобы критиковать меня». Ясно, что возраст никакой роли в науке не играет, но что ещё остаётся у бывшего авторитета? Другие умные могут уйти на пенсию, жить на заработанные капиталы, а в профессии остаться «почётными специалистами», которых уважают, но за которыми уже не следуют.

Нравственность достаточно сильно влияет на умных. Они не просто воспринимают различные этические установки, но и вырабатывают собственные. Они знают, что такое мораль и изучаются её.

Влияние религии на умных слабее, чем на представителей низших классов и середнячков. Умные скептически относятся к ритуалам и некоторым догматам. Однако, могут размышлять над высшими силами и мирозданием, но чаще всего воспринимают какое-то религиозное учение, своего не создают.

Велика роль общественного мнения в жизни умного. В своей сфере деятельности общественное мнение почти не влияет на умного – он профессионал, и он знает, что к чему. Однако, в других областях умный подобен середнячку и может попасть под влияние даже самых странных теорий. Большое влияние на жизнь умного оказывает общественное мнение, сложившееся относительно него. Здесь наиболее ярко проявляется принцип авторитета. Если кто-то начнёт распускать сплетни, сомневаться в способностях умного, будет воровать его концепции, то будьте уверены, умный не станет сидеть сложа руки и смотреть на всё это. Он будет выступать с обличительными речами, подаст иск в суд, может даже применить «неконвенциональные» методы борьбы.

Право умные воспринимают как необходимость и многие из них пытаются обладать хотя бы минимальными юридическими знаниями. Очень часто в речах умных можно встретить ссылки на права и свободы. Труд умных часто связан с правом (и не только юристов). Умные создают много объектов интеллектуальной собственности, которые без права защитить очень сложно, они обладают имуществом, часто не самым простым (ценные бумаги, трастовые фонды и т.п.). Всё это побуждает умных следовать правовым предписаниям.

Умные обычно состоятельны. У них развитое чувство прекрасного, которое обычно приходит с развитым мышлением. Они посещают театры, выставки, смотрят документальные передачи. Если городские низы и середнячки почти не выезжают из города, в крайнем случае – на дачу или раз в несколько лет на море, то умные любят путешествовать. Но делают это больше для отдыха, а не для изучения других стран или городов.

Состоятельность умных позволяет им покупать и снимать дорогое жильё – обычно квартиры в малоквартирных домах или частные дома. Дети умных устраиваются в частные детские сады и школы. В семье царит демократия. Если середнячков сближает глупость, то разумность разделяет умных – супруги часто спорят и ссорятся.

В политическом отношении умные проявляют пассивность. Они слышат, какой бред иногда несут политики, потому предпочитают не участвовать в этой вакханалии. Если они и политичны, то придерживаются разумных, но реальных предложений. На выборы почти не ходят.

В культурном отношении умные предпочитают сложное искусство – где надо поразмышлять над замыслом автора. Также любят классические произведения.

Таким образом, вся жизнь представителя класса умных вертится вокруг принципа авторитета. Умные следуют авторитетам и сами желают ими стать. Ключевую роль в жизни умных играют глубокие знания в одной определённой области жизни человека, другие области знаний представляются умным смутно и очень часто их поведение за пределами «ниши» напоминает поведение середнячков.


Глава 11. Об управлении умными

Умные никогда не подготавливают революций и не участвуют в них. Они состоятельны, смотрят на политику с высока, у них нет ни поводов, ни причин заниматься переустройством мира. Их ещё сложнее, чем городские низы или даже дикарей, заставить протестовать. Но такая пассивность не должна развязывать руки. Если постоянно обижать умных, так или иначе подрывать их состояние, бойкотировать, высмеивать, то умный превратится во врага ещё более опасного, чем дикарь с дубиной. Умный не выйдет на площадь, он не будет кричать «долой!», он сделает всё тихо и ущерба нанесёт куда больше, чем толпа городских низов. Он может как бы случайно дать не такую консультацию или заведёт своими советами в ловушку, но чаще всего – просто закроет своё дело и эмигрирует. В таком случае обществу придётся нелегко.

Главная цель управления умными – это расшевелить их, пассивное поведение превратить в активное, заинтересовать открывать новые знания и делиться ими. Этому поможет система наград. Почёт позволит выделить умного из среды других умных. Пусть это не влияет на его состоятельность, но сильно повысит его самооценку, а главное – будет отвечать принципу авторитета.


Глава 12. Об интеллигентах

Слово «интеллигенция» достаточно прочно вошло в языки современных народов. Изначально оно означало людей, отличающихся от всех остальных (черни) развитыми умственными способностями, кругозором и воспитанием. Чуть позже интеллигентами стали называть лиц, занимающихся умственным трудом, и противопоставляли их «синим воротничкам». В настоящем исследовании я бы хотел заимствовать это понятие, поскольку его содержание хорошо согласуется с моими представлениями о высшем классе общества, о котором я сейчас и расскажу.

Интеллигенты во многом похожи на умных. Они обладают развитыми умственными способностями. Их мышление не ограничено рамками предметного мышления, они свободно владеют абстрактными понятиями и способны с помощью абстрактного мышления открывать сложные знания. Если для умного умение критически мыслить – это главное орудие в конкурентной борьбе, то для интеллигента оно становится главной чертой разума как такового. Интеллигент постоянно и на всё смотрит критически, он не может просто принять на веру какие-то утверждения, даже сказанные авторитетным человеком и на первый взгляд кажущиеся неоспоримыми истинами. Интеллигент будет проверять информацию, проводить ревизию целых систем знаний и, будьте уверены, найдёт там столько ошибок, что с радостью снесёт все укоренившиеся представления о мире. Интеллигент может даже проверить таблицу умножения и геометрические аксиомы. Так, например, русский интеллигент Николай Лобачевский (1792 – 1856), наряду с другими геометрами, смог опровергнуть считавшиеся ранее незыблемыми положения евклидовой геометрии.

Критичность интеллигента распространяется на все области знания, а не только на его профессиональную сферу, как у умного. Объём знаний интеллигента может быть меньше, чем у умного, но он, в отличие от последнего, не впадёт в дилетантство за пределами профессиональной сферы. Обычно у интеллигента есть основная сфера деятельности, где он обладает глубокими знаниями, но в то же время интеллигента интересуют и связанные с ней области знаний, а также те, где связь с основной сферой почти отсутствует. Например, интеллигент-юрист обладает глубокими познаниями в праве, хорошими знаниями смежных дисциплин – экономики, социологии, политики, психологии, а также может увлекаться физикой, биологией, архитектурой, железными дорогами, астрономией, да вообще чем угодно. И в каждой из этих сфер он будет не просто глотать знания, надеясь на добросовестность и разумность тех, кто их предоставляет, а будет критиковать и спорить.

Широкий кругозор и критическое мышление не просто взаимосвязаны, они помогают друг другу. Так, только интеллигент может подвергать сомнению устоявшиеся положения в своей сфере, на основе знаний, которыми он обладает в другой сфере. Например, проблема масштабов в физике хорошо известна представителям этой науки, её суть заключается в том, что физические законы, которые действуют в одном масштабе, не применимы в другом38. Так, ньютоновские законы действуют в человеческом масштабе и могут даже примерно описать движения ближайших космических тел. Но эти законы не применимы на уровне элементарных частиц, там действуют законы квантовой механики39. Последние, в свою очередь, не действуют на ещё более мелком уровне, планковском масштабе, где правит бал гравитация40. Зная проблему масштаба в физике, социолог, например, может справедливо утверждать, что и общественные явления также зависят от масштаба. По своему опыту скажу, что юристы склонны многие явления, например, правосознание или интерес, экстраполировать на всё общество или общественные группы (правосознание общества, интересы общества) и тем самым приравнивать индивида и целое общество (естественно, забывая и о законе перехода количества в качество и вообще о недопустимости отождествления явлений различного порядка).

Разум интеллигента, если можно так сказать, бегает из одной области знания в другую. Благодаря этому интеллигент может видеть всю картину мира, а не отдельный её кусочек. Интеллигент способен выводить такие междисциплинарные связи или такие отношения между явлениями, которые умный из-за своего узкого кругозора вывести не может. В этой связи стоит обратить внимание на то, что умные предпочитают анализ, как основной метод познания действительности, а интеллигенты – синтез41.

Так почему же появляются интеллигенты? Стоит сказать, что количество интеллигентов во все времена и во всех обществах было крайне незначительно, однако их вклад в развитие общества куда более весомый, чем всех остальных классов вместе взятых. О вкладе интеллигентов я расскажу ниже, здесь же следует определить, что движет ими, иначе говоря, какой принцип лежит в основе их мышления.

Главный мотив, который постоянно подпитывает силу стремления к определённости, а значит, отвечает за повышение умственного развития интеллигента, является интерес. Интеллигент постоянно что-то изучает, его интересует весь мир или большая его часть. Интерес этот сам может быть вызван различными обстоятельствами и, чаще всего, трагичными. Интеллигент часто появляются в среде отверженных, с ним или теми, кто ему дорог, поступили несправедливо, и интеллигент хочет, чтобы такое больше ни с кем не повторилось42. Но обида эта не питает месть, как у представителей других классов, она связана не с чувствами, а с разумом. Интеллигент видит, что несправедливость произошла из-за глупости, потому ищет, как с помощью разума её предотвратить. Постепенно интеллигент не просто старается максимально глубоко исследовать ту область жизни, которая принесла ему страдания, но и его разум становится способен мгновенно распознавать глупость в других сферах. Например, явными сигналами для интеллигента являются туманные формулировки, игра словами, перескоки с одной тему на другую и, главное, обращение к чувствам слушателей или читателей. «Это справедливо!», «мы!», «как известно» и тому подобные словечки мгновенно настораживают интеллигента.

Интеллигент – это человек, который прошёл путь от сильнейшего чувства несправедливости к разуму и борьбе с чувствами, как фактором поведения человека. В то же время, несмотря на то, что интеллигент отвергает чувства и превозносит разум, он вовсе не является эгоистом (хотя ничего плохого в этом нет). Наоборот, он стремится к общественной пользе, желает, чтобы несправедливость, где бы она ни была и в какой бы форме не проявлялась, исчезла бы навсегда, а люди жили бы счастливо. А это возможно только, если следовать разуму, а не чувствам.

Стремление к общей пользе приводит к тому, что через какое-то время интеллигент формирует у себя образ идеального мира и жизни. Он не просто в общих чертах изучает свой идеальный мир, но и особое внимание уделяет мельчайшим деталям. Именно стремление к этому идеалу и является принципом интеллигента. Сначала интеллигент все силы направляет на создание этого идеала, а затем ревностно пытается воплотить его в реальном мире. Возможные компромиссы интеллигент яростно отрицает, поскольку компромисс – это изменение деталей идеального мира, и такое изменение означает крушение уже всего идеала.

Поскольку интеллигенты понимают, что невозможно создать, например, идеальное право или государство, без всего идеального мира, то это побуждает их строить идеальные модели и других сфер человеческой жизни. А это, в свою очередь, постоянно подстёгивает прогрессивное мышление интеллигента и повышает его уровень умственного развития. Даже в старости, когда сил на размышления уже почти не остаётся, интеллигенты продолжают изучать мир и учить своему идеалу других людей.

Идеал также является главным фактором в общении интеллигента с представителями других классов и другими интеллигентами. С другими интеллигентами очень часто возникают конфликты, поскольку два идеальных мира не могут ужиться в одном реальном. Но бывают примеры и плодотворного сотрудничества, когда один интеллигент со ссылкой на разум переубеждает другого. Иногда два интеллигента вообще создают некое подобие союза, а их идеальные миры становятся очень похожи друг на друга. Представителей других классов интеллигенты поучают, они пишут книги, ведут научно-популярные каналы в социальных сетях, выступают с лекциями и т. п. С умными у интеллигентов происходит очень много конфликтов. Прогрессивное мышление интеллигента сталкивается с консерватизмом умного. Типичным примером такого конфликта является научный спор, в котором умные отстаивают какую-нибудь заезженную концепцию, а интеллигенты продвигают новые взгляды. Данный конфликт обостряется ещё тем, что спорят люди разумные, и каждый из них точно не пойдёт ни на какие компромиссы, каждый знает, что он прав, ведь он умный!

Интеллигенты обладают ещё одним качеством, которое отличает их от представителей других классов – они не стереотипны. Интеллигент может жить в замке, как Ш. Л. Монтескье (1689 – 1755), в обычной квартире или даже в бочке, подобно Диогену (412 – 323 до н. э.). Они могут быть богачами, а могут быть бедняками, известными государственными деятелями и охранниками склада. Такая неразбериха вызвана ураганом чувств, бушующем в голове интеллигента. Рано или поздно, интеллигент находит ту атмосферу, в которой он может полностью погрузиться в процесс мышления. Одним нравятся кабинеты, уставленные книжными стеллажами и увешанные дорогими картинами, другим нравятся пустые помещения со столом и стулом, третьи вообще не любят запирать себя в четырёх стенах и творят на природе. В отличие от других классов общества, обстановка работает на интеллигентов, а не они на обстановку. Всё это приводит к тому, что интеллигента невозможно узнать по внешним атрибутам – он успешно маскируется под другие классы, его можно определить исключительно по образу мыслей, словам, которые эти мысли выражают и немного странному поведению. Интеллигентов часто можно спутать с сумасшедшим, некоторые учёные даже сравнивали их и находили много общего43.

В культурном плане интеллигенты разносторонние, их предпочтения зависят опять же от вдохновляющей обстановки. Они могут часами смотреть на «современное искусство», просто, чтобы мозг работал, в то время, когда другие пытаются понять, что в нём зашифровал художник, могут вдохновляться простыми формами или наслаждаться классикой. Интеллигент читает огромное количество книг на самые разные темы, в книжных магазинах ходит с корзинкой или тележкой, у него дома обширная библиотека. Он часто смотрит фильмы и сериалы, но обращает внимание больше не на сюжет, актёрскую игру и прочее, а на работу сценариста и режиссёра. Он как бы изучает фильм, а не погружается в него.

Если интеллигент и вступает в брак, то его партнёр кажется таким тусклым, что будто его и нет вовсе. Он выполняет скорее техническую роль, вроде лакея, который занимается мирскими делами, пока сам интеллигент творит и размышляет.

В политическом отношении интеллигенты не выносят косности, стабильности и инертности населения. Они ещё сильнее, чем середнячки критикуют власть. Всё потому, что в голове у интеллигента сформировался образ идеального общества и государства, всё в нём работает в точности до последней детали, а вмешательство других людей с их «тупыми» предложениями и идеями могут заклинить этот идеальный механизм. Именно интеллигенты начинают революции, текущее политическое устройство не вписывается в их идеальное понимание мира, и с помощью революции они могут, наконец, претворить свой идеал в жизнь.

Все регуляторы поведения человека в отношении интеллигента испытывают сильнейшее влияние разума и сложившегося у интеллигента идеального образа. Можно сказать, что не они подчиняют интеллигента, а он их. Хотя внутренние регуляторы всё же оказывают сильное сопротивление, поскольку основаны на природе человека, его инстинктах, а изменить их, точнее притупить, невероятно сложно.

Таким образом, интеллигенты – это высший класс общества. Им удаётся посредством разума подчинить даже нравственность и религию. Интеллигенты следуют только разуму и своему идеалу, которые появились в результате сильного чувственного потрясения.


Глава 13. Об управлении интеллигентами

Что касается первой цели управления классами – побуждение к умственному развитию, то здесь она достигается сама собой. Интеллигенты – истинные прогрессисты, они сами по себе не могут сидеть на месте, всё время развиваются, открывают новое и учат этому другие классы. Лучшим советом в таком случае будет – не мешать.

Что касается второй цели – недопущение социальных потрясений, то с ней дела обстоят куда сложнее. Каждый интеллигент, это своего рода диктатор, который хочет перекроить всё общество в соответствие со своим идеалом. Очень часто именно интеллигенты «поджигают» фитиль революции и достаточно спокойно могут уничтожить миллионы людей на том лишь основании, что они «не вписались в идеал». Примером такого интеллигента является Владимир Ленин (1870 – 1924), который был главным двигателем и организатором Октябрьской революции в России и постреволюционной борьбы с врагами революции.

Интеллигентов ни в коем случае нельзя пытаться заткнуть силой, это вызовет с их стороны только ещё больший отпор, а может даже привести к их объединению, как это было накануне объявления независимости США (1776). Силовое противодействие не только приведёт к революции и социальным потрясениям, но и к отставанию общества, ведь именно интеллигенты являются главным двигателем прогресса. В этой связи следует сказать, что необходимо создать условия для деятельности всех интеллигентов, давать возможность им высказываться, распространять свои взгляды, но в то же время необходимо выстроить такую политическую и социальную систему, в которой имелись бы сдержки и противовесы, чтобы интеллигент мог получить власть, но не абсолютную. Пусть интеллигент создаст свою партию, пусть распространяет свои взгляды, но совершить революцию ему будет в таких условиях очень трудно. Ниша, в которой окажется интеллигент будет своеобразной ловушкой, интеллигент будет думать, что свободен, но в то же время он не сможет из неё вырваться. Ещё лучше, если столкнуть двух или нескольких интеллигентов, так они будут спорить друг с другом, а не со всем общественным устройством.


Глава 14. О роли каждого класса в общественном развитии

Теперь, когда основные черты и сущность каждого класса стали известны, можно перейти к вопросу о роли каждого класса в общественном прогрессе. Общественный прогресс предполагает развитие всего общества, появление новых знаний, технологий и всего того, что делает жизнь человека безопасней и более полно удовлетворяет другие потребности.

Наибольший вклад в развитие общества вносят интеллигенты. Оно и понятно. Прогресс предполагает переход от устаревших форм к новым, а новые формы могут появиться только, если их открыть. Интеллигенты в этом случае при помощи развитого мышления, широкого кругозора, а главное, постоянного недовольства текущим состоянием вещей, могут открывать новые междисциплинарные связи, обнаружить которые не могут умные и другие классы общества. Так, только интеллигент может, посмотрев на птицу, придумать концепцию летательного аппарата. Умный же в этой ситуации будет усердно изучать саму птицу и почему она летает, но он не сможет додуматься применить эти знания для того, чтобы человек сам взлетел.

Умные отличаются развитыми аналитическими способностями, они способны развивать идеи интеллигентов и тем самым открывать новые знания. Однако, стоит помнить о том, что умные в своей жизни проходят два этапа – до становления авторитетом и после него. И только на первом этапе они углубляют знания. На втором этапе жизни, когда они становятся консерваторами, они уже не занимаются развитием идей и знаний, а распространяют их (преподавание, обучение молодых специалистов, просветительская работа). Помимо этого умные занимаются реализацией знаний посредством интеллектуального труда (юристы, финансисты, консультанты и т. п.)44.

Середнячки, из-за слабого критического и абстрактного мышления, почти ничего нового не изобретают и не открывают новых знаний. Они способны только повторять то, что узнали от интеллигентов и умных. Но эта черта может иметь и другое последствие – середнячки активно распространяют знания. Если эти знания не конспирологические выдумки и подобная им чушь, то их вклад в развитие общества также существенен. Но существенен он именно за счёт распространения знаний, а не их получения. К тому же в этом случае следует помнить о принципе «сломанного телефона».

Городские низы, если можно так выразиться, гоняют через себя материю. Они не создают ничего нового, они не обладают развитым мышлением, они не способны понять сложные идеи, если не перевести их на язык лозунгов и снабдить изрядной порцией эмоций (лучше агрессивных). Представители этого класса плетутся в обозе общественного прогресса. Они пользуются знаниями интеллигентов, которые развиты умными и распространены середнячками. Они лишь материализуют знания, ничего не прикладывая для их появления. Стоит сказать, что и большинство середнячков «гоняет через себя материю», когда они работают на заводах, фабриках или в офисах. Но середнячки всё же выполняют полезную функцию – распространение знаний, городские низы же этого не делают.

Дикари и вовсе не участвуют в общественном прогрессе. Они существуют сами для себя. Они живут в изолированных деревнях, не воспринимают знаний извне и не приносят ничего нового. Более того, они не заняты в материальном производстве, а всё что вырастает на их клочке земли, ими же и потребляется.

Чтобы понят, как взаимодействуют все пять классов, приведу пример с появлением технологии мобильного телефона.

Мобильные телефоны, которые в современном мире есть почти у каждого, не появились из ниоткуда, они, как и все остальные технологии, придуманы человеком.

Вначале, чтобы только появилась концепция мобильного телефона, необходимо, что бы интеллигент сумел сделать фундаментальное открытие. В нашем примере этим открытием можно считать обнаружение возможности с помощью радиоволн передавать сигналы. Сам же немецкий физик Генрих Герц (1857 – 1894), который и открыл радиоволны, утверждал, что по большому счёту они бесполезны. Открытие Герца не было фундаментальным, да и самого учёного можно скорее отнести к умным, а не интеллигентам. К осознанию возможности с помощью радиоволн передавать сигналы пришли сразу несколько человек – Никола Тесла, Гульельмо Маркони (1895 – 1896) и Александр Попов (1859 – 1906). Несмотря на то, что это фундаментальное открытие было сделано сразу несколькими людьми (проблема дублирования знаний), это нисколько не отнимает его фундаментальности.

В дальнейшем появилось радио, а представители класса умных доработали его до более удобной формы – мобильного телефона. Как видно, умные в этом случае не сделали фундаментального открытия, они лишь углубились в технологию радиопередачи и сделали её более удобной для повседневного использования. Поэтому нельзя считать интеллигентами тех, кто заявляет о новых моделях телефонов, эти люди просто дорабатывают фундаментальную технологию. Чем, кстати, тоже способствуют прогрессу.

Середнячки в случае с мобильными телефонами сразу поняли потенциал нового устройства. Они начали покупать новинки, говорить о них и всячески тиражировать изобретение. Так же они, наравне с городскими низами, участвуют в материальном воплощении технологии – работают на сборочных линиях заводов, в транспортировке и торговле. Дикари же в этом процессе не участвуют вовсе, они могут только купить мобильный телефон, но участия в его изготовлении не принимают.

Таким образом, общественный прогресс складывается из взаимодействия четырёх классов общества. Наиболее фундаментальные открытия делают интеллигенты, умные дорабатывают эти открытия, усовершенствуют их и всячески способствуют переходу идеи из ранга концепции в обоснованную и всесторонне продуманную модель. Середнячки распространяют изобретение и, наравне с городскими низами, участвуют в его материальном воплощении.


Глава 15. Выводы

В этой книге я хотел представить новый взгляд на устройство общества, деления всех индивидов на классы не в зависимости от характера их труда, имущественного положения и т. п., а в зависимости от самого важного, что есть в человеке и что движет им – механизма мышления и уровня его умственного развития.

Достоинство этой классификации заключается в её универсальном характере. Найти представителей каждого класса можно в любом обществе и в любые времена. Всегда были те, кто пытался перестроить мир в соответствие со своим идеалом, кто углублялся всё глубже и глубже в определённой области знаний, кто искал правды, а попадал впросак, кто пытался силой обеспечить понятную ему иерархию и сохранить порядок.

Данная классификация поможет управлять классами общества так, чтобы, с одной стороны, избежать социальных потрясений, с другой, – соответствовать естественному закону прогрессивного развития общества.

В следующей книге стоит перейти к более сложному вопросу. Принадлежность индивида к определённому классу – это не результат какой-то случайности, а следствие действия средств социальной мобильности: тех институтов, явлений и предметов, которые способны изменить сам механизм мышления индивида и помочь ему перейти в более высокий класс.


Книга 4. О социальной мобильности


Глава 1. О значении социальной мобильности для прогресса общества

Одной из главных тем в социологии является проблема социальной мобильности. В свободных обществах человек может с помощью специальных средств изменить своё социальное положение. Обычно теорию социальной мобильности применяют для изучения традиционного деления общества на имущественные классы или отношения «элита – простонародье». Выделяют вертикальную и горизонтальную социальную мобильность, но в настоящем исследовании я буду рассматривать исключительно вертикальную ту, которая подразумевает повышение класса индивида. Например, переход из класса середнячков в класс умных или класса дикарей в класс городских низов. Также и средства социальной мобильности я буду использовать в значении близком к значению понятия «социальный лифт».

Теперь, когда мы разобрались с терминами, которых, впрочем, всего два, можно перейти к вопросу о значении социальной мобильности для прогресса общества.

В предыдущей книге я описал, как классы общества участвуют в общественном прогрессе, говорил, что интеллигенты совершают фундаментальные открытия, умные дорабатывают их, середнячки распространяют знания и в то же время вместе с городскими низами участвуют в их материализации (если она требуется). Дикари же не участвуют в общественном прогрессе. Однако, это лишь простой пример, показывающий роль каждого класса, куда важнее определить верное соотношение между численностью классов.

Возьмём для начала два крайних случая – общество, где подавляющее большинство населения составляют дикари, и общество, где одни интеллигенты. Прогресс первого общества будет крайне медленным, так как дикари не участвуют в общественном прогрессе. Но и второе общество, состоящее сплошь из одних интеллигентов, как это странно не прозвучит, будет тоже развиваться медленно. Если с первым обществом всё понятно, но почему второе должно разделить такую же судьбу? Ответ здесь прост. Интеллигенты лучше других могут открывать новые знания, но на практике их почти не реализуют, а значит, общество, состоящее из одних только интеллигентов, не сможет пользоваться плодами этих новых открытий. Помимо этого, каждый интеллигент следует своему идеалу, а идеалы других, в лучшем случае, считает глупостью. Поэтому, для общественного развития, а точнее, для влияния на его скорость, необходимо найти такое соотношение численности классов, чтобы эффект их кооперации был максимальным.

Начнём наш анализ с самого простого – исключим те классы, без которых в принципе можно обойтись. Дикари не участвуют в общественном прогрессе, следовательно, общество, где их нет, равно и общество, где они присутствуют, при прочих равных развиваются одинакового. В данном случае возникает количественный вопрос – спрос на материализацию идей. Если он высокий, то переход из класса дикарей в класс городских низов можно считать благом для общества. Если этот спрос крайне низкий, то наличие большого числа городских низов может создать много других социальных проблем (погромы, рост преступности, революции «снизу»). Дикари же находятся на «самообеспечении» и проблем таких не создают.

Городские низы заняты исключительно материализацией знаний. Ей же занимаются и середнячки. Но последние к тому же выполняют другую важную функцию – распространение знаний. Это означает, что переход всех индивидов из класса городских низов в класс середнячков благоприятно скажется на общественном развитии. Помимо этого середнячки, в отличие от городских низов, не следуют принципу иерархии, при недостаточной занятости они не станут устраивать погромы и совершать преступления, они просто уйдут в себя.

Таким образом, идеальным обществом будет то, в котором низшие классы (дикари и городские низы) отсутствуют. Такое общество будет полагаться на середнячков, которые, с одной стороны, способствуют прогрессу материально и идеально (распространение знаний), с другой, – не создают косвенных проблем для общественного развития.

Далее стоит вопрос о соотношении числа интеллигентов и числа умных. Зависимость здесь складывается из спроса на развитие идей. Если интеллигентов будет очень много, а умных не хватать, то многие идеи останутся неразвитыми. Если умных будет слишком много, а интеллигентов мало, то общественный прогресс замедлится и специализируется на каких-то областях знания (где нет дефицита интеллигентов). В других областях прогресс остановится. Поскольку интеллигенты только делают фундаментальные открытия, а умные их развивают, то умных должно быть гораздо больше, чем интеллигентов.

Соотношение числа умных и середнячков зависит от многообразия и глубины знаний. Если в обществе много умных, которые развивают идеи интеллигентов, то и середнячков должно быть много, поскольку будет много технологий, которые будут нуждаться в материализации и распространении.

Таким образом, можно выявить геометрическую зависимость между численностью высших классов. Интеллигентов должно быть немного, но достаточно, чтобы общество развивалось во всех областях знаний. Умных должно быть больше, чем интеллигентов, но в той степени, в какой идеи интеллигентов могли развиваться, и умные не сидели бы без дела.

Зависимость между численностью умных и середнячков также геометрическая – чем больше умных, тем больше требуется середнячков. Но в этой связи также следует помнить, что середнячки занимаются преимущественно физическим трудом, в то время как умные – преимущественно интеллектуальным. Это обстоятельство вносит коррективы в соотношение классов. Те умные, которые уже стали консерваторами, перестают развивать идеи и начинают выполнять функции середнячков: распространение (преподавание) и реализацию знаний (обычный интеллектуальный труд, например, оказание юридических услуг)45. Поэтому в расчётах оптимального соотношения численности классов необходимо учитывать и коэффициент соотношения умных двух видов.

Читателю может показаться, что эти рассуждения слишком сложными для восприятия. Что ж, могу только согласиться с этим. Я только хотел найти зависимости между численностью классов и эффективностью (скоростью) общественного прогресса. По большей части эти рассуждения адресованы скорее тому самому «умному», кто взвалит на себя столь титанический труд, чтобы математически описать эти зависимости и на их основе разработать рекомендации по регулированию численности классов. Все остальные читатели могут представить пирамидку, в основании которой находятся середнячки, выше – умные, а на самой верхушке – немногочисленные интеллигенты. Такое упрощение нисколько не повредит дальнейшему пониманию книги.

Само же регулирование численности классов нужно лишь в том случае, когда функционирование естественных механизмов ранее было затруднено, например, в результате диктатуры, массовых репрессий против интеллигентов и умных, кровопролитных войн и других социальных катастроф. Не трудно догадаться, что в этих случаях численность классов искусственно искажена, а значит, может быть также искусственно восстановлена до нормы.

В естественном состоянии, а под таким я понимаю отсутствие вмешательства человека, численность классов и их соотношение регулируется автоматически. Стоит также помнить о том, что если общество не находится в изоляции, то избыток или недостаток в тех или иных классах общества может устраняться или восполняться посредством миграции. Но об этом будет отдельное рассуждение.

Независимо от того развивается общество естественным путём или численность классов нуждается в регулировании, так или иначе переход индивида из одного класса в другой связано с изменением механизма его мышления, а это возможно лишь в результате действия средств социальной мобильности.

Каждое из средств социальной мобильности обладает определёнными эффектами, за счёт воздействия которых и происходит социальная мобильность. Например, эффект коллектива предполагает нахождение в одном месте и взаимодействие индивидов из разных классов. Общаясь, они могут попытаться перенять образ жизни и механизм мышления индивида из вышестоящего класса и тем самым сами перейти в него.

В следующих главах я рассмотрю каждое из выявленных мной средств социальной мобильности, а в приложении можно будет ознакомиться с игрой, как отдельным средством.


Глава 2. Город

Города можно назвать одним из лучших изобретений человечества. Конечно, города как таковые никто не изобретал, однако их появление стало мощным толчком в развитии всего общества.

Изначально в городах селились те, кто не был занят земледелием – торговцы, ремесленники, знать, а также все те, кто работал на них. Я уже писал, что именно благодаря этим категориям населения общественный прогресс и происходил, крестьяне (дикари) не участвовали в нём.

Шли года, города меняли свой облик, кучки лачужек превратились в сияющие стеклом и сталью мегаполисы. Но современный город – это не только комфортные условия проживания, бульвары, асфальтированные дороги и мощёные плиткой тротуары, но и место проживания большинства населения мира. Если считать вместе с пригородами, окологородскими посёлками и иными поселениями, которые в этом исследовании я буду считать частью города, то доля горожан станет не просто большей, но и подавляющей.

Как я уже отметил выше, в городе проживают представители всех классов, за исключением дикарей. Такое соседство положительно влияет на умственный прогресс индивидов. Я уже описал несколько примеров такого влияния, например, городские низы видят, как хорошо живут другие классы и сами хотят стать такими как они. Здесь же следует дополнить свою мысль. Город, хотя и делится на районы, о которых я скажу ниже, всё же более-менее однороден. Публичные учреждения, такие как школы, университеты, магазины, парки и т. д. оказывают свои услуги всем горожанам, независимо от того, к какому классу они относятся. Из-за этого представители разных классов ежедневно сталкиваются друг с другом, они взаимодействуют и неосознанно влияют друг на друга, что способствует их умственному развитию.

Наибольшее взаимодействие происходит в так называемых центрах городов. Это районы, застроенные преимущественно офисами и административными зданиями. В центрах городов есть главные площади, парки, набережные и пешеходные улицы. Они являются самыми благоустроенными зонами города и самыми привлекательными общественными пространствами. В центре находятся офисы, где взаимодействуют середнячки и умные, дорогие магазины, где работают середнячки и городские низы, университеты, где обучаются все классы, за исключением дикарей. Центры городов привлекают туристов из других населённых пунктов и стран.

Помимо центра, город делится на индустриальные и жилые районы. Про индустриальные районы, застроенные заводами, я расскажу в главе о работе. Здесь же следует остановиться на жилых зонах.

Если коллег и одноклассников не выбирают, то на выбор соседей человек повлиять может. В каждом городе можно выделить жилые зоны, в которых проживают люди разного достатка.

Городские низы обычно малоимущие, они проживают на окраинах городов в многоквартирных домах. Квартиры их небольшие по площади, дворы и подъезды не убраны. Часто встречаются элементы народного творчества вроде лебедей из шин или висящих на деревьях уродливых игрушек. Как ни странно, городские низы довольны и своим домом и своим двором. Они, может, и хотели бы квартиру получше (кто её не хочет?), но смена жилья вызывает у них всё тот же страх, что и у дикаря покинуть его деревню. На окраинах городов встречаются также и середнячки, обычно это молодые люди, не располагающие достаточными средствами, чтобы переехать в жильё получше.

Середнячки, помимо окраин, проживают ближе к центру, в «среднем поясе». Жильё в нём старое, но расположено ближе к работе, и транспортная доступность лучше. Дома середнячков многоэтажные, но значительную долю занимают также и малоэтажные дома. Дворы середнячков более ухожены, однако вместо площадок для прогулок, большую территорию занимают парковки. Середнячки деятельны и не лишены чувства прекрасного. Они любят украшать свои дворы и делают это со вкусом, иногда разбивают грядки и занимаются огородничеством. Они любят приватность, часто строят заборы.

Умные селятся в дорогом жилье – в центре или в пригороде. Их дома не просто место проживания, но ещё и место комфортного отдыха. Умные обладают доступом к расширенному перечню домашних услуг, могут самостоятельно нанимать дворников и ремонтные бригады. Если умный живёт в частном доме, то он благоустраивает его по своему вкусу, земельный участок используется как сад, а не как огород.

Интеллигенты, как я говорил ранее, могут жить где угодно: от замка до бочки. Но, где бы они ни жили, они всегда стараются преобразовать место жительства под себя, создать вдохновляющую атмосферу. Нередко они предлагают всевозможные варианты улучшения дворов, пытаются внедрить инновационные методы использования земельного участка, предлагают сделать открытую крышу, но часто получают отпор от других жильцов, особенно в вопросе затрат на такие улучшения.

Как видно, классы могут жить как вместе, так и изолированно друг от друга. Наибольшим соприкосновением обладают середнячки и городские низы, которые зачастую проживают в одних многоквартирных домах.

Я не просто показал здесь особенности проживания разных классов, я отметил места, где классы чаще всего и продолжительно взаимодействуют. Так, во дворе могут гулять вместе и дети городских низов, и дети середнячков. Это значит, что середнячки будут постоянно оказывать влияние на городские низы, тем самым побуждая последних развиваться умственно (например, через семью). Совместное проживание умных и середнячков развивает последних, они уже не просто следуют первым поверхностных суждениям, а просят совета у своих соседей-умных.

Таким образом, город объединяет различные классы и создаёт условия для их взаимодействия. Эффект коллектива в городе наиболее выражен как в масштабе, так и в силе воздействия. Наибольшее влияние он оказывает на городские низы, которые, с одной стороны, пытаются стать такими же состоятельными, как и другие горожане, но с другой, – им тяжело это сделать, они вынуждены подчиняться правилам города, а не силы. Другой эффект – эффект выхода из изоляции воздействует только на дикарей, да и то, только на тех, кто переехал в город на постоянное место жительства. Поскольку другие классы не находятся в изоляции, следовательно, этот эффект на них не распространяется.


Глава 3. Семья

Человек рождается в семье. В семье же и происходит его первичное формирование: закладываются основы механизма мышления и социального поведения. На страницах этого исследования я уже касался процесса формирования человека в семье, здесь же следует осветить вопросы влияния семьи на умственное развитие и возможность перехода из одного класса в другой.

Не все люди живут в семье: дети могут остаться без родителей, взрослый человек – без близких, старик – один. Потому многие из них пользуются услугами социальных учреждений, но их влияние не такое же, как у семьи, и я их рассмотрю отдельно.

Родившись, ребёнок обладает только инстинктами, но почти сразу начинает активно развиваться. Он смотрит на родителей и копирует их движения, поведение, чувства и эмоции. Можно привести много примеров того, как ребёнок, увидев, как его мать плачет, сам начинает плакать. Дети чрезвычайно восприимчивы и любознательны. Сначала они всё пробуют на вкус, затем постоянно допытывают родителей вопросами. Когда они встречают во дворе или в детском саду своих ровесников, то начинают учиться общаться с равными себе. Пока ребёнок полностью зависит от родителей, он, если можно так выразиться, им предан, то есть слушается и некритично воспринимает их ценности. Когда ребёнок встречается с другими детьми и учится социальному поведению, то он впервые начинает отождествлять себя с определённой группой детей, появляются первые «изгои» и те, кого не любят или над кем издеваются. Ребёнок на этом этапе, так или иначе, воспринимает ценности других семей (через их детей), иногда они вступают в противоречие с ценностями его семьи, но последние воспринимаются как правильные.

Когда ребёнок долгое время находится вне семьи, например, в детском саду, а позднее – в школе, то он уже чувствует свою независимость. Ценности его семьи уже не воспринимаются как неопровержимые истины, ребёнок выбирает те, которые более приятны. Когда ребёнок поступает в старшую школу, он уже почти не зависит от семьи; на этом этапе возникает много конфликтов между ним и родителями. Он хочет пойти своей дорогой, стать самостоятельным, а родители, наоборот, не хотят его отпускать и усиленно пытаются опекать. На этом этапе ребёнок склонен отвергать ценности родителей, как устаревшие и «глупые». Постепенно этот конфликт сглаживается: ребёнок и родители ведут себя как равные, но последние всё равно чуточку равнее.

Я не случайно привёл здесь краткую периодизацию взаимоотношений ребёнка и родителей. Полное согласие с родителями, конкуренция, соперничество и партнёрство – эти этапы не только позволяют показать, как развиваются взаимоотношения в семье, но и как родители влияют на детей.

Влияние родителей может быть как положительным, так и негативным. Положительным влиянием, здесь, я буду считать побуждение к умственному развитию ребёнка, негативным же, наоборот, торможение или деградацию.

На первом этапе крайне важно поддержать любознательность ребёнка. Отмашки или слова вроде «вырастишь поймёшь» оставляют любопытство неудовлетворённым. В этом случае ребёнок может заполнить пробел знаниями из других источников или своими рассуждениями. Нередко такие знания бывают бесполезными, но иногда и опасными.

На втором этапе, родителям следует внушать ребёнку, что не всё золото, что блестит. Ребёнок склонен выбирать привлекательный вариант перед разумным. Потому следует наглядно демонстрировать ему, что внешняя оболочка и содержание – не одно и то же. Именно на этом этапе, ребёнок переживает конфликт между разумом и чувствами. Важно помочь ему преодолеть его и сформировать приоритет разума над чувствами и содержания над формой.

Третий этап самый сложный для родителей, ребёнок не просто противопоставляет себя им, но и часто относится к ним враждебно. Любые предложения, даже самые разумные, воспринимаются в штыки. Здесь же следует позволить ребёнку действовать самостоятельно, попутно незаметно корректировать его поведение. Лучшим средством будет познакомить его с другом, который будет транслировать идеи родителей. Только надо помнить, что такой друг сам должен их разделять, в противном случае фальш быстро станет явной.

Теперь следует разобраться, какие ценности являются правильными и вредными. Я уже отметил, что главной целью общественного управления является стимулирование индивидов переходить в вышестоящий класс, то есть развиваться умственно. Семья здесь играет одну из важнейших ролей. С этой позиции цель семьи – повысить класс ребёнка. В крайнем случае – не понизить его. Но как же это сделать, если сами родители не смогли перейти в класс выше? На этот вопрос есть один ответ – задействовать людей из вышестоящего класса.

На первом этапе, родители сами должны воспринять ценности вышестоящего класса или хотя бы показывать это внешне ребёнку. На втором этапе соглашаться с мнением представителя вышестоящего класса, делать свой образ жизни непривлекательным для ребёнка. На третьем этапе, как я уже сказал, подобрать ребёнку друга из вышестоящего класса. Естественно, что всё это делать нужно не топорно, а искренне, в противном случае, все манипуляции родителей могут выйти боком.

Стоит отметить, что семья вряд ли сможет своими силами повысить класс ребёнка, она может только подтолкнуть последнего к такому переходу, дальше он сам, используя другие средства социальной мобильности, будет развиваться.

Худшее, что могут сделать родители – это бросить ребёнка на произвол судьбы, смотреть на него как на служку или попытаться сделать из него копию самих себя. Оставление ребёнка на произвол судьбы может привести к тому, что ребёнок станет замещать влияние родителей влиянием кого-нибудь другого. Иногда этот кто-то может быть выдающимся человеком и тогда ребёнку сильно повезёт. Но чаще всего детская наивность становится маяком для всевозможных преступников.

Ребёнок – не служка, даже наоборот, это родители должны служить ему до тех пор, пока он не достигнет совершеннолетия. Родители должны воспитывать ребёнка, превращение его в раба не только противно природе, но и препятствует его развитию.

Но чаще всего встречается другой вариант неправильного воспитания детей – стремление сделать из ребёнка свою копию или того, кем родитель хотел бы стать сам. Естественно, что подавляющее число родителей считает свой образ жизни самым правильным, а потому стремится навязать его ребёнку. Особенно такого подхода придерживаются недалёкие люди. Мне известен пример одной полудурошной мачехи, которая разбила ноутбук пасынка за то, что тот занимался музыкой и не шёл за стол обедать. В итоге, пасынок, который демонстрировал зачатки интеллигента, из-за этой клерикалички отправился не за стол, а в армию и сидит теперь в окопе. Этот пример настолько меня впечатлил, что я просто не мог не рассказать о нём. Здесь видна вся драма вселенского масштаба – великое противостояние разума и творчества против всеразрушающей тупости.

Другой пример более распространён в приличных семьях (обычно середнячков). Родители чего-то не смогли добиться и потому хотят, чтобы их ребёнку это удалось. Они отдают ребёнка в спортивные секции, записывают в кружки, мучают иностранными языками. Естественно, что толку от этого будет никакого, но вот вред психике ребёнка гарантирован. В этой связи следует дать такую рекомендацию – пусть ребёнок сам выберет себе занятие, а от родителя требуется только одно – сказать «Будь первым!».

Сложнее обстоит вопрос о влиянии состава семьи на умственное развитие ребёнка. Речь идёт об однополых семьях. К последним я отношу не только тех, где родители одного пола, но и тех, где существует известная триада «мама, бабушка и я – однополая семья» (неполная семья). В неполных семьях ребёнок подпадает под однобокое влияние какого-то пола, например, женского (мама и бабушка). Если ребёнок – мальчик, то ему будет трудно воспринимать мировоззрение мужчины от женщин, соответственно, он может заимствовать некоторые женские черты поведения. Отсюда могут развиться комплексы и возникнуть препятствия для умственного развития. Относительно влияния однополых семей в собственном смысле этого слова, то у нас пока достаточно мало эмпирических исследований посвящённых этому вопросу46. Возможность проведения аналогии между неполной семьёй и однополой также не служит достоверным способом получения объективных сведений. Однако, можно лишь предположить, что однобокое воспитание в однополой семье сходно с воспитанием в семье неполной.

В семье не только родители влияют на детей, но и дети на родителей, хотя и в меньшей степени. Если ребёнок достиг успеха, в том числе перешёл в другой класс, то он может попытаться помочь своим родителям. Такая помощь может быть двух видов – через предметы и через средства социальной мобильности. Примером первого варианта может служить покупка сложной электроники, например смартфона. Родитель будет вынужден не только думать, как управляться с новым телефоном, но и невольно станет использовать различные приложения, например, будет смотреть образовательные передачи в интернете. Примером второго варианта может служить совместная поездка в другой город или страну (средство социальной мобильности – путешествие). Сначала родитель будет всеми способами отпираться, затем, уже в другом городе, начнёт смотреть на всё с прищуром, но в последствие он так или иначе воспримет особенности нового места, возможно, даже заинтересуется путешествиями. В этом случае важно не пускать всё на самотёк и побуждать родителя к «активным» действиям.

Семья образуется не только на основе общей крови, но и в браке, как союзе двух людей, основанном на любви и взаимопомощи47. Брак, как социальное явление следует отличать от регистрации брака, как юридического акта. Понятое дело, что закон никак не может повлиять на то, что два человека любят друг друга и живут вместе. Даже если определённые формы брака будут не только не регистрироваться, но и запрещаться, то такой запрет будет пустым. Следует помнить одну простую аксиому – воля человека не может изменить естественные законы. Если два человека любят друг друга, то государство и отдельные полудурошные граждане ничего с этим поделать не могут.

Но вернёмся к вопросу о браке, как средстве социальной мобильности индивидов.

Муж и жена влияют друг на друга, иногда кто-то из супругов доминирует и второй невольно подчиняется первому. Если супруги относятся к одному классу, то они обычно не развиваются, если не развивается один из супругов. Если брак заключили представители разных классов, то влияние в этом случае строится по правилам отношений между классами, которые я уже описал в предыдущей книге. Допустим, брак заключили умная и середнячок, то умная вряд ли воспримет теории заговора середнячка или его поверхностные рассуждения по тому или иному предмету, а вот середнячок может подтянуть свои знания в профессиональной области умной и, может, даже заинтересуется ей (профессией). В таком браке будет много споров (середнячки ведь не любят, когда их поправляют), но в целом умственное развитие супруга, пусть и медленно, но будет повышаться.

Таким образом, семья – это основной, но вовсе не самый эффективный способ социальной мобильности. Она может лишь побудить ребёнка повысить свой класс, а родителя или супруга чуть-чуть стать умнее. Часто семьи скорее консервируют развитие ребёнка, нежели побуждают его к развитию. Думаю, это вызвано, прежде всего, не нежеланием родителей, напротив – они желают ребёнку счастливого будущего, а скорее незнанием, как достичь этой светлой цели.

Семья воздействует на индивида посредством двух эффектов: воспитания и образования. Первый эффект подразумевает принятие членом семьи моральных и религиозных убеждений другого члена семьи, которые, как я писал выше оказывают серьёзное влияние на функционирование механизма мышления. Данный эффект воздействует больше на детей, чем на взрослых, поскольку последние уже сформировали свои моральные и религиозные представления.

Второй эффект – обучение. Он заключается в передаче знаний от одного члена семьи к другому. Данный эффект воздействует на всех членов семьи, а не только на детей, но последние, опять же, более ему подвержены, чем взрослые. При этом наибольшее влияние на социальную мобильность оказывают не просто знания о чём-то, а знания о том, как следует думать.


Глава 4. Образовательная система

Если вы хотите узнать уровень умственного развития какого-либо общества, посмотрите на его школы. Если их нет и в помине, то это страна населена дикарями, если они содержатся плохо, а учат в них лишь для галочки, то в такой стране преобладают городские низы и середнячки, если в школах учат ребёнка думать, то такая страна населена умными и интеллигенцией. Школы – это важнейший институт социальной мобильности, именно в них человек получает основные знания о мире, учится писать, считать и читать. Домашнее образование, как я уже писал, не может заменить полноценного школьного, где преподают профессионалы.

В школе, помимо получения первичных знаний, взаимодействуют все классы общества. Более того, городские низы и середнячки общаются с учителями, которые должны относится к классу умных. Отношения между учителем и учеником, как правило, властные, но власть учителя основывается не на каких-то формальных предпосылках, вроде советского «учитель всегда прав» или карательных методах, она основывается на уважении. Учитель должен понимать учеников, учитывать их возраст и приспосабливать образовательную программу под способности каждого из них. Но это идеал, к которому следует стремиться. Сегодня распространён другой вариант – уравнительная система, при которой подача материала осуществляется для всех одинаково. Уравнительная система имеет два следствия. Положительное – ученики не разделяются по умственным способностям и учатся вместе, тем самым происходит более тесное общение классов. Отрицательное – при уравнительной системе менее способные отстают от середины, а более способные, наоборот, не имеют возможности развивать свои навыки. Последнее затруднение несколько сглаживается посредством разного уровня заданий в учебниках, благосклонностью учителя к способным ученикам и поддержкой отстающих.

Современные школы можно поделить на две группы: общие и специальные. В первых отсутствует разделение образования в зависимости от предмета изучения, в последних – оно присутствует. Среди специальных школ можно выделить математические, языковые, гуманитарные. Польза углублённого изучения отдельных предметов может показаться преимуществом таких школ, поскольку помимо изучения общих дисциплин, в них отводятся дополнительные часы на преподавание специальных. Однако, в школьном возрасте ребёнок до конца ещё не осознаёт, кем он хочет стать, какая профессия или род деятельности ему ближе, потому углублённое изучение отдельных предметов может как сильно помочь ему в будущем, так и может отвратить от школы и обучения вообще.

Думаю, что наиболее предпочтительным вариантом было бы составление школьной программы из пула обязательных дисциплин – курсов, которые бы помогли ребёнку нормально жить в обществе (чтение, простая математика, письмо, общая история и обществознание, география, информационная, финансовая, правовая и половая грамотности), а также широкого пула дисциплин по выбору, посещение которых было бы пожеланию, например, физика, химия, биология, программирование и т. п48. Такая школьная программа, с одной стороны, готовит ребёнка к жизни в обществе, помогает ему избежать многих затруднений в будущем, с другой, – позволяет попробовать себя в разных сферах деятельности и выбрать профессию.

Лучшим образованием является индивидуальное. При нём специализация достигает максимума, а предметы преподаются с учётом особенностей каждого ученика. Индивидуальные учебные планы существуют в школах Финляндии. Более того финская школьная система старается обучить детей практическим знаниям (основы финансов, права и т. п.), которые пригодятся в жизни. Система натаскивания учеников к экзаменам в Финляндии полностью отвергается. Неудивительно, что финская школьная система признана одной из лучших в мире49.

В большинстве стран школьное образование является обязательным, что положительно сказывается на уровне умственного развития общества. Индивиды из разных классов не только взаимодействуют друг с другом, но и получают знания, которые они самостоятельно не стали бы получать.

Высшее образование необязательное, но оно требуется для работы по многим специальностям. Университеты и техникумы (колледжи) готовят специалистов50, тех, кто обладает достаточной квалификацией, чтобы выполнять сложную работу, требующую долгой и глубокой подготовки.

В колледжах обучают техническим наукам и некоторым гуманитарным. Они выпускают специалистов для профессий, не требующих высокой квалификации, но требующих достаточных знаний, например, электрик, повар, слесарь и т. п. Обычно в колледжах учатся городские низы и середнячки. Колледж позволяет представителям городских низов получить пусть и не высокооплачиваемую, но приличную профессию, в которой они смогут стать специалистами, углубить свои знания и тем самым перейти в класс середнячков. Для середнячков колледж скорее носит закрепительный характер, они также получают специальные знания, но в вышестоящий класс не переходят.

В университетах учатся представители середнячков, умных и интеллигенции. Университет даёт глубокие знания в определённой области науки. В университетах, в отличие от колледжей, специально учат логике, философии, экономике и праву. Эти дисциплины обязательны для всех программ, даже технических. Студенты помимо изучения предметов, учатся проводить исследования и писать научные работы.

Обучение в университетах состоит из нескольких ступеней: бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторнатура. В бакалавриате студент получает фундаментальные общие знания по определённой специальности. С ними он уже может работать на должностях, требующих глуюоких познаний. В магистратуре область преподавания сужается и углубляется. Студент, на основе фундаментальных знаний, полученных в бакалавриате, становится высококвалифицированным специалистом. Аспирантура и докторнатура – это уже ступени для подготовки научных кадров, то есть лиц в совершенстве владеющих определённым предметом. Если бакалавриат и магистратура рассчитаны на выпуск работников, то аспирантура и докторнатура – учёных. Думаю, излишне говорить, что чем выше образование, тем выше умственное развитие индивида51. Однако следует отдельно сказать, как университеты влияют на социальную мобильность.

В бакалавриате обучаются преимущественно середнячки и умные. По завершении обучения середнячки переходят в класс умных, а отдельные представители умных могут стать интеллигентами. В магистратуре обучаются обычно умные, так как для поступления и обучения требуются глубокие знания. В магистратуре повышается вероятность перейти в класс интеллигентов.

Для написания диссертации кандидата наук (уровень аспирантуры) требуются не только хорошие знания предмета, но и решение задачи, имеющей значение для развития соответствующей области знания52. Более того, аспирант должен проанализировать мнения других учёных и дать свою оценку их суждениям. Вольно-невольно, но он должен спорить с другими учёными. Обычно, критика существующих знаний соответствует первому этапу жизни умного, но может случиться так, что аспирант будет черпать идеи из других наук и внедрять их в своей. Помимо этого аспирант может прийти к выводу, что многие положения его отрасли знания неточны, туманны или вообще на основе них невозможно строить дальнейшие рассуждения. В таком случае он вынужден самостоятельно разрабатывать новые концепции, по-новому объяснять привычные явления, иными словами – он вынужден провести ревизию науки, а это создаёт предпосылку для перехода умного в класс интеллигентов.

Для получения степени доктора наук требуется решение важной научной проблемы или совершение научного открытия, то есть опять же, нужно прибегать к синтетическому мышлению и воспринимать механизм мышления интеллигента.

Стоит отметить, правда, что лишь небольшую долю лиц с научными степенями составляют интеллигенты. Это вызвано тем, что большинство диссертаций, несмотря на заявленные критерии, не отличаются новизной и глубиной, или же эти исследования лишь углубляют знания, но ни как не критикуют фундамент, на котором они были созданы.

Таким образом, система образования, включающая школы, колледжи и университеты является основным средством социальной мобильности в современном обществе. Представители нижестоящих классов, чтобы успешно окончить учебные заведения должны перейти в вышестоящий класс. Эта система строится на принудительности (школа) и добровольности (колледж и университет), общности знаний и специализации.

Системе образования соответствуют три эффекта: коллектива, обучения и воспитания. Их я уже подробно рассмотрел выше, здесь же я отмечу, что наибольшим влиянием обладает эффект обучения.


Глава 5. Работа

Подавляющее большинство индивидов работает по найму. Работа является самым простым, не требующим фантазии способом получения дохода. Работают по найму и разнорабочие без всякой квалификации и управляющие высшего звена.

Отличительной чертой наёмного труда является его коллективный характер. Предприятие может быть маленьким с тремя служащими, а может быть огромным заводом, на котором трудится половина города.

Каждая работа требует определённой квалификации от работника. Разнорабочие, грузчики, водители, кондуктора, кассиры и т. п. не требуют особых познаний, потому ими, как правило, становятся представители городских низов. Рабочие на заводе или фабрике, которые выполняют основной объём работ (слесари, плотники, столяры), обладают минимальной квалификацией и получили специальное профессиональное образование. Ими обычно являются середнячки, но попадаются также и представители городских низов. Офисные работники, такие как рядовые юристы, финансисты, экономисты и т. п. обладают высшим образованием, они должны иметь развитое абстрактное мышление. Эти должности занимают в основном умные, однако попадаются и середнячки. Существуют профессии, требующие высокой квалификации (физики-ядерщики, атомщики и т. п.) на эти должности берутся исключительно умные, иногда попадаются интеллигенты, вроде Игоря Курчатова (1903 – 1960) и Сергея Королёва (1907 – 1966).

Коллективный характер труда требует постоянного управления коллективом. Менеджер должен обладать хотя бы минимальным уровнем абстрактного мышления. Управляющими обычно становятся представители вышестоящего класса. Так, на стройке, где большинство рабочих относятся к городским низам, прораб – середнячок. То же самое и в продуктовом магазине. Государственным органом, где подавляющее число государственных служащих являются середнячками, руководит умный. А коллективом учёных – самый выдающийся из них, возможно интеллигент.

Но это идеальная модель, показывающая, что руководитель должен превосходить своих подчинённых в умственном развитии, а представители каждого класса занимают подобающее им место. Идеальная модель нужна в первую очередь для того, чтобы выявить положительные стороны работы, как средства социальной мобильности.

Как видно, коллектив работников более-менее однороден, это влечёт консервацию умственного развития индивида. Он не будет стремиться стать умнее, если его окружают такие же, как он сам. Однородность коллектива должна быть «разбавлена» управляющим, который и умнее и «живёт лучше». Умеренное противопоставление менеджера и коллектива, позволяет менеджеру сохранять свой уровень, а его подчинённым его повышать. Такое противопоставление не должно превращаться в противостояние, в этом случае подчинённые намеренно будут испытывать отвращение к представителю вышестоящего класса, чтобы не стать такими же «уродами», как их начальник.

Второе влияние, которое оказывает работа на умственное развитие индивидов, заключается в характере этой работы. Если она требует постоянного повышения квалификации, постоянной умственной деятельности и сопряжена с риском, то индивид так или иначе стремится получать новые знания. Наибольшее влияние оказывает самостоятельная деятельность индивидов. Самозанятые не состоят в коллективе, однако они сочетают в себе и работника и предпринимателя. Конкуренция требует совершенствовать продукцию, а это возможно только если они сначала будут совершенствоваться сами. Если работа однотипна, то человек останавливается в своём развитии. Он машинально повторяет одни и те же действия, не думает. Именно однотипная работа является главным препятствием социальной мобильности индивидов.

Таким образом, работа как средство социальной мобильности, оказывает большое влияние на индивидов, но влияние это скорее количественное нежели качественное. Эффект коллектива возможен только при разнообразии работников, если же все они относятся к одному классу, то эффект коллектива не возникает, даже наоборот, может произойти консервация работников. Работе также сопутствуют слабо выраженные эффекты обучения и воспитания. Работник может получать новые знания в процессе работы, но большую их часть он всё же получает в образовательном учреждении, а на работе лишь пользуется ими. То же самое происходит и с воспитанием. Мораль и религиозные убеждения формируются у человека в детстве и последующая жизнь лишь незначительно их корректирует. Но работник всё же может перенять отдельные моральные правила от других работников.


Глава 6. Армия

До начала Первой мировой войны армия состояла из профессионалов – сначала дворян, затем их потомков и просто потомственных военных и тех, кто смотрел на солдатскую жизнь, как на работу. Однако, развитие технологий привело к появлению войны нового типа – промышленной. Армии стали массовыми, солдаты вооружились автоматами, холодное оружие ушло на задний план. Появились новые фортификационные сооружения и орудия, способные их разрушать, грузовики заменили телеги, а танки лошадей. В мирное время армия формировалась на профессиональной и призывной основе, каждый гражданин должен был быть готов к войне. Постепенно в армию стало поступать новое оружие – межконтинентальные ракеты, самолёты-невидимки и т. п., а военные конфликты перестали быть массовыми. Помимо этого изменилось и общество. Оно больше не состояло из миллионов крестьян и рабочих, ценность которых для общества, по мнению правительств, была невысока. Экономика стала информационной и безопасность страны стала зависеть больше от высококвалифицированных гражданских специалистов и профессиональных военных. Все эти изменения вновь вынудили обратиться к профессиональному набору в армию, а систему призыва отменить.

Все перечисленные здесь изменения имели одно важнейшее действие – они влияли на качественный состав солдат, а также длительность их пребывания в армии. Подробнее состав армии в каждый период времени я рассмотрю в главах, посвящённых развитию отдельных обществ, здесь же я остановлюсь на современном этапе.

Сегодня существуют два вида военной службы – профессиональная и срочная. Профессиональную проходят специально подготовленные для этого военные, они получают заработную плату и рассматривают военное ремесло как работу. Срочная служба относительно всеобщая: её проходят все мужчины, независимо от положения в обществе. Следует рассмотреть каждую из них.

Профессиональными военными в основном становятся выходцы из бедных семей, те, кто не получил профессионального образования или не смог найти подходящей работы. Также профессиональными военными становятся, что называется «по наследству»: дед был военным, затем отец, ну и сын должен идти по стопам предков. В последнем случае семья состоятельная и её представители рассматривают своё ремесло, как священную обязанность, как призвание семьи. Иногда в профессиональную армию попадают те, кто хочет получить новые навыки для гражданской жизни, укрепить самодисциплину и т. п. Примером такого «залётного» солдата можно считать известного американского предпринимателя и просветителя в области личных финансов Роберта Кийосаки (род. 1947)53.

На профессиональную службу почти не поступают лица, которые уже имеют работу или занимаются предпринимательством, то есть подавляющая часть населения. Это вызвано тем, что военная служба связана не только с многочисленными лишениями личного характера (свобода передвижения, места жительства и т. д.), но и с реальным риском быть убитым или раненым при проведении военных действий. И даже высокая заработная плата, социальные льготы и льготы по приобретению жилья не могут перевесить всего того, чего может лишиться гражданин при поступлении на военную службу.

Таким образом, профессиональными военными становятся, как правило, дикари, городские низы (основная часть) и «потомственные» военные, представляющие середнячков, умных, а иногда и интеллигентов.

На срочную службу призываются, как я уже отметил, все, независимо от состояния и положения в обществе. В разных странах круг освобождённых от призыва различен. В России от призыва освобождаются граждане, обучающиеся в высших учебных заведениях и получившие учёную степень. В армии Израиля отсрочек и освобождений в связи с обучением и уровнем образования нет. Более того прохождение службы в ней открывает большие перспективы в гражданской жизни, отслужившие граждане получают преимущества. В армии Израиля служат граждане всех классов, начиная от дикарей, заканчивая интеллигенцией54, в России же, призывная армия комплектуется преимущественно из дикарей, городских низов и середнячков, то есть представителей тех классов, которые не получают высшего образования и не имеют учёной степени.

Поскольку состав армии не однороден, необходимо рассмотреть, как представители классов общества взаимодействуют друг с другом. Также, в отличие от работы или школы, необходимо помнить, что армия строится по принципу иерархии, а самостоятельность индивидов сильно подавляется.

В призывной армии взаимодействие классов более тесное, поскольку призывники проживают совместно – в казармах. Профессиональные военные обычно проживают в собственном жилье, их взаимоотношения напоминают рабочие.

Поскольку призывники – это в основном представители дикарей, городских низов и середнячков. Стоит рассмотреть в первую очередь социальную мобильность в этих классах.

Наибольшее развитие в армии получают дикари – они лишаются той особенности, которая делает их дикарями – изоляции от других классов. Общая черта дикарей и городских низов остаётся – принцип иерархии. В условиях жёсткой дисциплины и запрета на насилие, дикари вынуждены искать другие способы соблюдения принципа иерархии, они могут заимствовать их у городских низов. Также дикарей могут увлечь рассказы городских низов о городе, их мечты о богатстве. Дикарь сам может загореться желанием переехать в город и тем самым закрепиться в классе городских низов. Конфликты между дикарями и городскими низами, а также между представителями одного класса случаются довольно часто – им надо выяснить, кто из них сильнее. Потому в призывной армии часто происходят драки и избиения.

Дикари и городские низы с трудом взаимодействуют с середнячками и умными. Как и в школе, они их травят, но всё равно сдерживаются, поскольку середнячки и умные могут стать проводниками в свет. Они постоянно им угрожают, демонстрируют силу, но не могут сделать того, что разорвёт их связь с вышестоящими классами. Ситуация в призывной армии может обостриться, если офицерский состав укомплектован представителями городских низов. В этом случае у них развязаны руки, поскольку отсутствуют сдерживающие факторы соблюдения принципа иерархии, они перейдут к самому простому способу её обеспечить – насилию. Большинство избиений и издевательств происходит именно из-за того, что должности младшего офицерского состава занимают представители городских низов. Если представитель городских низов получил формальные полномочия, то он уже может применять насилие и в отношении середнячков и умных, поскольку те уже ему не нужны для повышения, он и так выше их всех. Сбылась мечта. Поэтому представителей дикарей и городских низов ни в коем случае нельзя назначать на офицерские должности55.

В израильской армии, где призываются все, доминирует тот класс, который составляет большинство и в обычной жизни. То есть середнячки и умные. Насколько мне известно, городских низов и дикарей в Израиле крайне мало. Соответственно взаимоотношения между всеми классами в армии Израиля строятся точно так же, как и в гражданской жизни. Дикари и городские низы пытаются надавить на остальных силой, показать, кто главный, но середнячки и умные сразу же пресекают такие попытки, поскольку офицерский состав в большинстве своём состоит из середнячков и умных.

Таким образом, в призывной армии России существует дисбаланс – преобладают дикари и городские низы, незначительную часть призывников составляют середнячки и умные. Социальная мобильность осуществляется между дикарями и городскими низами, но они почти не перемещаются в класс середнячков, тем более – умных. Армия Израиля почти копирует израильское общество, потому в ней происходит такая же мобильность между классами, как и вне армии.

Эффект коллектива в армии является основным, другие же эффекты – обучение и воспитание менее выражены. Обучение в армии направлено, прежде всего, на освоение боевых навыков, навыков управления военной техникой, основы тактической подготовки и некоторые другие. Если армия функционирует нормально, а не является бюрократией в погонах, то военнослужащий может получить в ней неплохую подготовку, которая понадобится ему в гражданской жизни, например, навык самодисциплины или управления транспортным средством, умение оказывать первую помощь и т. д. Воспитательный эффект позволяет военнослужащему перенять некоторые армейские правила взаимопомощи, поддержки, традиции и с помощью них изменить свою мораль.

Поскольку армия существует не просто так, она нужна для ведения боевых действия, следует также рассмотреть влияние войны на социальную мобильность.

Война – это потрясение не только для всего общества, но и для отдельных индивидов. Человек, который убил другого человека, изменился навсегда. Я не стану останавливаться здесь на том, какие психические изменения происходят у военных: об этом было написано много литературы, а рассмотрю влияние войны только на социальную мобильность.

Война требует агрессии, требует жестокости, она знает только силу и хитрость. Как раз эти две особенности войны и влияют на социальную мобильность. На силу полагаются те, кто воюет непосредственно: кто сидит в окопах и стреляет на передовой. Потребность в силе взывает к основам дикарей и городских низов. Война не просто пробуждает в них суть, но и ломает все те предохранители, что установило общество. Я уже писал, чем опасно разжигание агрессии дикарей и городских низов, напомню – эта агрессия неизбежно перекидывается на другие классы общества. Дикари и городские низы больше не воспринимают вышестоящие классы, как главные, а наоборот, смотрят на них, как на подчинённых. Неудивительно, что после войны, в обществе наблюдается всплеск насильственной преступности. Появляются организованные преступные группировки, правопорядок разрушается. Поэтому после войны, следует срочно купировать всплеск агрессии. Для этого требуется реабилитировать бывших военных, особенно дикарей и городские низы, снова показать их место в обществе. Реабилитацией занимаются специальные учреждения, но о них я расскажу в отельной главе. Таким образом, боевые действия консервируют дикарей и городских низов, а также побуждают их применять силу уже ко всем другим классам общества, особенно, в мирное время.

Требование силы может привести к деградации середнячков и умных. Многие из них, скорее всего, вступят в психологический конфликт со своей моралью и замкнутся в себе, но некоторые воспримут поведение дикарей и городских низов и перейдут в нижестоящий класс.

Вторая особенность войны – потребность в хитрости, действует противоположным образом. Хитрость требует недюжинных умственных способностей. Военная стратегия – это самое важное в войне и должна она определяться только самыми способными к этому индивидами. Постоянная потребность в размышлениях, разработка планов, манёвры и т. п. заставляют индивида расширять свои знания, применять новые стратегии. Естественно, что в таком состоянии он умственно прогрессирует, середнячок может стать умным, а умный интеллигентом. Именно война превратила Наполеона Бонапарта, неизвестного образованного дворянина с Корсики, в гения войны и интеллигента.

Таким образом, военные действия имеют три следствия – консервацию дикарей и городских низов, деградацию середнячков и умных (следствие силы), и прогресс середнячков и умных (следствие хитрости).


Глава 7. Исправительная система

Система исполнения наказаний существует в каждом государстве и является неотъемлемой его частью. Государство неотделимо от права, а право – от системы принуждения. Список всевозможных наказаний огромен, здесь же я объединю их все в четыре группы: имущественные, телесные, трудовые и связанные с ограничением свободы.

Самым частным наказанием является штраф – денежная сумма, которую правонарушитель должен уплатить государству. Штрафы бывают небольшими, например, 100 руб. за гадание в общественных местах56, иногда они исчисляются миллиардами рублей. Наибольшие штрафы предусмотрены для финансовых организаций и крупных компаний.

Как же влияет принудительная уплата денежных сумм на социальную мобильность индивидов? Она влияет лишь тем, что индивид будет придумывать всевозможные способы избежать уплаты штрафа. Например, автомобилисты покупают сканеры фиксаторов скорости на дороге, управляющие и юристы банка составляют документы так, чтобы избежать проблем в будущем. Сегодня даже появилось специальное направление деятельности организации – комплаенс. Штрафы, поскольку они затрагивают имущественную сферу индивида, почти не оказывают влияния на социальную мобильность, за исключением тех, что применяются в рамках репрессий и носят разорительный характер. Последние препятствуют умственному развитию.

Вторую группу наказаний составляют телесные. Наравне с имущественными наказаниями, они являются самыми древними и примитивными. Сегодня, в развитых странах телесные наказания не применяются, и отказ от них носит больше гуманистический характер. Калечение, клеймение, вырывание ноздрей, отрубание конечностей – всё это примеры того, как государство пыталось наказать преступника, не обладая современными способами его исправления (тюрьмами). Выбор этих наказаний был основан, во-первых, на мнимой практической пользе – «вор без руки больше украсть не сможет», во-вторых, – на принципе формального изгнания из общества: преступники становились отверженными, каждый мог наглядно убедиться, что этот индивид представляет угрозу. В-третьих, на примитивном принципе талиона (око за око, зуб за зуб). Думаю, понятно, что телесные наказания никаким исправительным эффектом не обладают, а превращение в отверженного, так и вовсе ведёт к самому худшему, что может случиться с человеком в плане умственного развития – его изоляции.

Загрузка...