В романе Пушкин характеризовал покойного довольно определённо в нелицеприятном свете:
«Но муж любил ее сердечно,
В ее затеи не входил,
Во всем ей веровал беспечно,
А сам в халате ел и пил;
Покойно жизнь его катилась;
Под вечер иногда сходилась
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья…» (2, XXXIV).
При этом Ларины, если верить (2, XXXV), как все верующие:
– отмечали посреди христианского Великого Поста языческий (!) праздник (!) с его жирными (!) блинами,
– говели (постились) всего пару раз в год, хотя православный канон в разных версиях предусматривает воздерживаться от пищи от 178 до 280 дней в году, что составляет от 49 до 76% времени этого календарного периода,
– на третий по значимости христианский праздник «роняли слёзки три».
Можно сделать важный вывод о том, что никакими т. н. христианскими ценностями, что бы они из себя не представляли, даже если они в принципе существуют в реальности, никто из персонажей романа руководствоваться не мог по определению.
Пушкин назвал Дмитрия Ленского бригадиром (2, XXXVI). В Российской империи чин бригадира относился к числу военных чинов пятого класса. Уж не знаем, каким образом Ларину удалось дослужиться до генерала, но в мирной жизни, судя по черновикам Александра Сергеевича, Дмитрий был недалёким, неряшливым, апатичным тюфяком, который даже не занимался воспитанием своих дочерей.
Следует особо отметить, что мы ни в коем случае не собираемся упражняться в критике того или иного персонажа. Нам это просто не нужно. Человек так устроен, что большую часть жизни управляется инстинктивно-гормонально. И набор актуальных в текущий момент жизни инстинктивных программ зависит от ряда факторов, в том числе определяется окружением. Наша задача состоит в том, чтобы проанализировав великое творение гениального поэта, научиться грамотному социальному взаимодействию. Исходим из того, что гений Пушкина позволит нам это сделать в полной мере. А музыка его стихов украсит нашу работу.