Иногда у человека бывает неудержимое желание преподнести себя перед другим лучше, чем он есть на самом деле. Дескать, вот Я это могу сделать, вот Я это постиг или постигла, одним словом – вот он Я!
Не надо путать подобное желание с чувством достоинства, являющимся проявлением того божественного, что присутствует в каждом из нас. Гордыня имеет дело с другими нравственными категориями – потребностью признания, причем признания незаслуженного, немотивированного. Так, лишь бы неустанно хвалили, превозносили, ставили в пример. Если человек в самом деле совершил что-то достойное, стóящее внимания и подражания, то ничего плохого в этом нет. Стремление быть признанным, уважаемым в этом случае нельзя рассматривать как что-то плохое. Но когда достижения преподносятся как нечто большее, чем они являются на самом деле, – то это уже человеческий недостаток, связанный, кроме прочего, с неправдой или полуправдой, преувеличениями.
Когда встречаюсь с гордыней в общении с людьми, то обычно стараюсь не реагировать слишком заметно… Могу пожать плечами, улыбнуться. Сразу видно, чего хочет человек – ищет правду или добивается славы. Слишком высокое самомнение стараюсь не поддерживать.
Проявлять гордыню – означает хвастаться тем, чего на самом деле нет, преувеличивать свои возможности и добродетели. Слова с противоположным значением – кротость, смирение. Хотя кротость тоже может быть мнимой, ложной. Например, я ходил в школу, учился, многое повидал в жизни, получил немалый опыт, знания, умею умножить два на два, могу дать оценку определенным вещам, что-то написать, объяснить. Если бы я отрицал, что умею сосчитать дважды два, то это была бы неправда, фальшь. Или если бы Энрико Карузо заявил, что не умеет петь, то мы бы все рассмеялись. Потому что это была бы неправда, которая не имеет ничего общего со скромностью.