Достоинство – это то, что мы получили от Бога.
Один из его атрибутов – чувство правды. Достоинством нельзя назвать то, что мы сами себе додумали или приписали. Ведь оно является проявлением человеческого естества – того божественного, что нам присуще.
Достоинство связано с ощущением и осознанием нашего происхождения. Внеземного происхождения… Кто-то может гордиться тем, что происходит из княжеского рода. Но это другое ощущение… Достоинство касается прежде всего нашей принадлежности к божественному. Ведь человек сотворен Богом по его образу и подобию.
Бог дает нам дар жизни через родителей, через призвание, таланты, через дар Святой веры.
Достоинство.
Ярослав Мурафа, 10 лет, г. Галич (Ивано-Франковская обл.)
Революция Достоинства – тоже имеет отношение к этому важному осознанию. Обычные люди поняли, кто они и какие имеют права – ведь происходят от Бога. Человеческое достоинство неотрывно от понимания того, что человек является творением Божьим.
Часто говорим о ком-то: держится достойно… Это значит, что эта личность осознаёт свое достоинство.
Не следует путать достоинство с гордостью или даже гордынею – когда кто-то из нас считает, что он якобы один такой на свете, и другого такого нет и не будет.
Достоинство – это не гордость. Дескать, я очень уважаемый, очень добрый, чтобы такое делать… Нет, я – человек, Божье творение, наделенное Божьими дарами, и я осознаю свое достоинство и веду себя так, чтобы не обидеть другого – я, мол, господин, а ты дурак…
Например, Митрополит Шептицкий со всеми умел находить общий язык. И с господами, шляхтой, и с обычными крестьянами, рабочими. Он каждого уважал. И все, с кем он разговаривал, ощущали: он меня воспринимает как человека.
Дар разума, дар воли, дар свободы, которые дает нам Бог, – это все относится к человека. И человек радуется этим дарам – ими наделен каждый из нас. Нет такого, у кого их нет. Раз я человек, то у меня имеются все дары, которые Господь Бог дает каждому человеку.
Одна из Заповедей Божьих гласит: люби ближнего своего, как самого себя. Любить ближнего, как самого себя, означает видеть в нем такое же достоинство, каким я сам наслаждаюсь, поскольку понимаю, что происхожу от Бога и живу волей Божьею, потому что Бог меня сотворил. Так же Бог сотворил всех других.
Созвучные слова «самолюбие» или «себялюбие» не имеют с той любовью, о которой говорит Иисус Христос, ничего общего. Эти понятия касаются тех, кто угождает себе, потакает во всем, относится к себе чрезмерно снисходительно. А любовь, которую завещал нам Иисус Христос, это и есть чувство собственного достоинства.
Человек может родиться при королевском дворе, а может – и в простой сельской хате. Разницы нет, потому что и тот, и другой имеют божественное происхождение и наделены человеческим достоинством, которое следует уважать.