И все же давайте немного остановимся на вопросе необычных способностей, которых, согласно историческим трудам4, достигают наиболее настойчивые и просветленные йоги. Называются в йоге они термином «сиддхи». В современной литературе это понятие отождествляется со скрытыми сверхординарными возможностями человека, называемыми как ясновидение, яснослышание и т. д.
В переводе с санскрита слово сиддха интерпретируется как совершенство, обладание сверхъестественной силой, возможностью творить чудеса. Предполагается, что сиддхи являются побочным эффектом на пути к так называемому состоянию наивысшего просветления – самадхи. И, несмотря на существующие многочисленные техники, направленные на достижение этого, значительно осложняют этот путь.
Однако этим же словом также называют и великих йогинов, достигших наивысшей ступени просветления, именуемых также махасиддхами. Махасиддх в дословном переводе с санскрита означает «великий достигший». По своей сути махасиддхи представляют собой Великих учителей, вошедших в легендарную летопись йоги, достигших просветления различными йогическими методами и путями. Предполагается упоминание о 84 махасиддхах, символизирующих 84 аспекта в йоге (84 пути достижения так называемого «просветления»). Однако упоминания о махасиддхах отмечается в VI–VIII веках нашей эры, в то время как предполагается, что первые упоминания о йоге относятся к 12-13-му тысячелетиям до нашей эры.
В Индии были найдены высеченные на камне древние рисунки, предположительно датируемые археологами 5000-летним возрастом, медитирующего йога: фигурка человечка изображена сидящей со скрещенными ногами и покоящимися на коленях руками. Первооткрывателем этого отпечатка является археолог сэр Джон Маршал, который назвал этот рисунок Шивой Пашупати.
Также в долине реки Инд были найдены несколько печатей, датируемых 3300–1700 годами до н. э., на которых были изображены фигурки в медитативных или йогических позах. Этот период относится к периоду Индской цивилизации, а сама по себе находка может давать возможность сделать предположение о том, что Храппская цивилизация5 практиковала одну из видов йоги или некий ритуал, являющийся её предшественником. Предполагается, что сама цивилизация была создана предками дравидов, а сам этот народ, к народностям которого причисляются, в том числе, тамилы, андхра, малаяли, представляет собой мигрировавших из урало-алтайского региона уральцев.
По эзотерическим данным считается, что родиной йоги является цивилизация Арктида, которая процветала много тысячелетий назад на материке, объединявшем современные Америку и Евразию, а затем, в результате глобальной катастрофы, исчезла в водах Ледовитого океана. Те жители Арктиды, которые уцелели после этой катастрофы, передали йогу славянским народам, представителями которых были уральцы, населявших некогда северную часть Западной Сибири, простирающуюся между Обью и Уральскими горами.
Впоследствии знания о йоге укоренились в славянских племенах и стали основой языческих ритуалов, приобретя образ природной религии. Собственно йога всегда находилась на очень тонкой грани между религией и образом жизни. И чем именно она становилась для человека, зависело только от него самого, от его внутреннего устройства, от его внутренней организации. Если человек не подтверждал полученные природные знания собственным опытом, не проникал в их суть, йога для него становилась верой, внешней опорой, религией, сводом религиозных догм и предписаний, следование которым должно было бы быть неукоснительным. Это ставило человека на путь страдания. Если человек, получив знания, тут же пытался понять их суть, перевести на свой понятийный язык, сделать их частью своей жизни, то йога становилась для него образом жизни, давала ему внутреннюю опору – веру в самого себя, делала его независимым и внутренне свободным, что открывало для него путь познания через удовольствие6.
И тот, и другой путь имеют и имели место в обществе. Однако путь страдания краток, ибо в какой-то момент у человека наступает состояние, когда все его внешние ориентиры разрушаются и у него остается лишь один, кому он может доверять и кто может определить, что ему нужно делать, а чего нет – ОН САМ. Путь желаний не так прост, как кажется. Он требует постоянной внутренней работы и самосовершенствования, внутреннего творчества, твердости и уверенности в себе.
Итак, предполагается, что из славянских племен, облеченная в форму мифов, йога передавалась от Урала до самых отдаленных южных регионов земного шара. Её разносили древние мудрецы, называемые волхвами. Волхвы представляют собой особый класс людей, пользующийся особым влиянием в древности. Их огромное влияние основывалось на истинном глубоком понимании йоги, понимании тех причинно-следственных связей, лежащих в основе мироустройства, которые воспринимались обычными людьми как некие «тайны», недоступные обычным людям. Следует отметить, что в природе нет каких-либо недоступных тайн, другое дело, что для того, чтобы что-то постичь, понять, необходимо приложить усилия, чего многие делать не очень-то и стремятся.
Постепенно этические и культурные мировоззрения йогического образа жизни стали проникать в южные регионы, такие как Китай, Индию и Тибет. Так при великом переселении народов, одна волна миграции древних Ариев понесла йогу в Индию и Тибет, а другая – в Египет. В Индии знания йоги сохранились в народном эпосе ведической культуры и брахманизме. В Китае йогические знания повлекли за собой возникновение различных восточных единоборств и школ боевых искусств.
Однако, в процессе развития человечества каждая традиция преломляла йогу в свете своего видения, окутывая её ореолом религии, который закрывал от человека понимание (желание понять) её истинной сути. Сокрытие возможности видения принципов истинной йоги, превращение их в религию были причинами множественных нападений на различные религиозные образования, в том числе и на Тибет. Человек, получающий знаний, является не источником их, а всего лишь проводником. И если он начинает верить в то, что он есть их источник, он перестает получать знания, источник их в нем пересыхает.
Период XV по VI в. до н. э. является ведическим периодом в развитии йоги. Знания по йоге начали фиксироваться в различных писаниях, ставших впоследствии литературными памятниками, источниками йогических знаний. К таким литературным источникам можно отнести Веды, почитаемые как священные книги индийских мудрецов, а затем и появившиеся комментарии к ним – Упанишады. Появление литературных источников способствовали развитию философии йоги и её систематизации.
Наивысшей ступенью освоения йоги считалась ступень, именуемая сиддхой. Сиддха представляла собой особое состояния внутреннего освобождения йогина или адепта, в котором он устраняет в себе двойственность, возникающую из-за несоответствия внутренних желаний и накладываемых на него ожиданий. Состояние сиддхи – это скорее психологическое состояние, достижение состояния самореализации.
Предполагалось, что сиддх – это йог, осуществляющий тройной контроль – над дыханием, над семенем и над умом. Считалось, что достигший состояния сиддха – это тот, кто сумел установить эти три вида контроля, поддерживая при этом состояние гармонии и равновесия. Психическая сила сиддхов подразделялась на 8 видов:
• Способность уменьшаться до бесконечно малого размера
• Способность неограниченно расширяться
• Левитация или способность подниматься в воздух
• Способность присутствовать в любом месте
• Свобода воли или способность преодолевать естественные препятствия
• Способность творчества или управления внешним миром
• Господство над всем сотворенным (Господство в данном контексте – не есть власть, отказавшийся от власти может достичь реального обладания всем)
• Дар исполнения желаний, способность достичь всего желаемого (в ряде случаев понимание этой разновидности психической силы искажалось в способность достигать состояния не-желания)
Отличительной чертой сиддхов была отсутствие религиозности, какого-либо поклонения, отсутствие систем (их задачи заключалась в выходе за пределы рамок мышления и общепринятой морали). Путь сиддхов представлял собой интуитивный способ познания мира, основанный на личных переживаниях, свободный от каких-либо писаний, но наполненный внутренней сдержанностью и нравственностью.
Позднее традиция сиддхов подразделилась на четыре направления: традиции Натхов, Раса, Махешвара и Сангата. Основное внимание в своей практике натха-сиддхи достижению контроля ума посредством выполнения особых йогических упражнений (хатха-йога).
Раса Сиддхи основной акцент в своей практике ставили на врачевание и целительство. Сангата сиддхи представляли собой буддистких сиддхов. Махешвара Сиддхи – сиддхи Южной Индии – считаются основоположниками «чистого пути» Тантры (буддха-марга). В Индии Тантра развивалась по двум направлениям: вама (левая) и дакшина (правая). Вама вобрала в себя более ранние традиции Тантры, основу которой составляют мистические обряды и ритуалы. Дакшина-шрота (правое течение) в практике йоги придает основное значение знанию и имеет название «чистого пути», к которому и относятся непосредственно Махешвара Сиддхи.
Принадлежность самих сиддхов к той или иной группе носила условный характер. Один и тот же сиддх мог относиться как к раса-сиддхам, так и использовать практики натха-сиддхов.
В некоторых источниках также упоминается классификация сиддхов и их методов (йоги) на три направления: Йога-сиддхи (их духовные и телесные практики направлены в основном на открытие и управление сахасрарой, на установление контроля над умом), Расавада-Сиддхи (алхимики и лекари) и Кайа-сиддхи (преобразование физического тела).
Предполагается, что существует информация всего о 84 Сиддхах. При этом каждый из Сиддхов олицетворяет вполне конкретный аспект йоги. Таким образом, можно сделать предположение о существовании 84 аспектов (путей) в йоге, 18 из которых являются наиболее значимыми.
Концентрация на каком-либо вполне конкретном аспекте йоги в дальнейшем привела к подразделению единой природной йоги на отдельные течения, направленные на достижение вполне конкретного результата – сиддхи.